Примерная рабочая программа по математике (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова )
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Примерная рабочая программа по математике в 1 классе в системе развивающего обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование в 1 классе по математике | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная гимназия
Утверждена
Зам. директора___________
/Ющенко Т.В./
«___»_________2011г.
Рабочая программа
по математике
для 1 класса А
начального общего образования
уровень: общеобразовательный
Учитель: Ковалёва Людмила Александровна
Квалификационная категория: Высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного методического
объединения учителей начальных классов
Протокол от «____»______________2011 г № ________________
Руководитель МО ____________ (Базанова О.А.)
подпись расшифровка подписи
2011 года
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы
Содержание
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
Оборудование и цифровые образовательные ресурсы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
- ФГОС по математике
- примерной программы начального общего образования по математике.
- Программы начального общего образования по математике 1-4 кл. Авт. Александрова Э.И. стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г. )
- учебников
УМК:
1.Учебники (2 части): Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-
Пресс, М.: 2010г.
2. Рабочие тетради 4 части: Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-
Пресс, М.: 2010г.
3. Математические прописи: Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-Пресс, М.: 2010г.
4. Александрова Э.И.Методика обучения математике в начальной школе.1 класс: Пособие для учителя. - М.: Вита-Прес,2004г.
5.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б. Воронцов .- 2- издание – М.: Вита-Пресс, 2011г. , стр.290 / Новые общеобразовательные стандарты/
Сроки освоения программы | 1 год. |
Объем учебного времени | 132 часа. |
Форма обучения | очная. |
Режим занятий | 4 часа в неделю |
Формы контроля | текущий контроль, итоговая контрольная работа |
Количество контрольных работ: текущих – 2, итоговая - 1
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа по математике и соответствующий ей УМК ориентированы на деятельный подход в обучении, позволяет реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения, поскольку ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и на формирование разных компетенций младших школьников, опираясь при этом на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и нeo6ocнованные суждения, вести поиск информации (фактов, основании для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные содержательные линии
Система учебно- практических задач в курсе математики в первом классе позволяет решить следующие задачи:
задачи на восстановление объекта, обладающего различными свойствами – признаками
задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, невозможен и для её восстановления необходимо изготовить новую величину
задача на моделирование отношений равенства- неравенства
задача на введение буквенно – знаковых символов
задача на введение операций сложения и вычитания величин
задача на введение понятия части и целого
Содержание учебного курса, предмета
Содержание смотреть в авт. Программе начального общего образования по математике 1-4 кл. Автор - Э.И.Александрова стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г.)
Учебно - тематическое планирование
на 2011/2012 учебный год
Количество часов, на которое рассчитана программа:
Планирование является примерным .
Учитель имеет право корректировать количество часов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ от 01.09.2011 и Мин Пис РФ «Об организации обучения в 1 классе 4-х летней начальной школы № 20,21/11-13 от 25.09.2000 г. установлена ступенчатая организация обучения, поэтому уменьшено количество часов в течении года. Для полноценного прохождения материала сокращены часы на отдельные темы и повторение.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
I полугодие (58 часов) | |||||
ТЕМА 1: выделение свойств предметов через их сравнение. Отношение равенства и неравенства. | |||||
1 | Выделение признаков предмета через их сравнение. Сравнение по длине, толщине, цвету, материалу, форме. Отрезок как носитель длины. | 1 | 02.09 | ||
2 | Сравнение по выделенным признакам. Отношения «равно», «неравно», слова синонимы для обозначения этих отношений. Способы сравнения по длине. Проверочная работа. | 2 | 05.09 06.09 | ||
3 | Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, ширине, цвету, форме, материалу. | 2 | 07.09 09.09 | ||
4 | Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам Моделирование отношений с помощью полосок. Проверочная работа | 3 | 12.09 13.09 14.09 | ||
5 | Периметр, Сравнение периметров разных фигур. Знаки «равно», «неравно». Проверочная работа. | 2 | 16.09 19.09 | ||
6 | Площадь. Сравнение площадей. Способы сравнения. Проверочная работа. | 2 | 20.09 21.09 | ||
7 | Перекраивание фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры. | 2 | 23.10 26.09 | ||
8 | Контрольная работа. Анализ работы. | 27.09 | |||
9 | Сравнение объемов. Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме. | 3 | 28.09 30.09 03.10 | ||
Урок-игра «Угадай-ка» | 1 | 04.10 | |||
10 | Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот. Способы сравнения объемов путем переливания | 3 | 05.10 07.10 17.10 | ||
11 | Сравнение предметов по всем известным признакам. Отрезок, луч, прямая. | 3 | 18.10 19.10 21.10 | ||
Урок-экскурсия по городу «Как найти свою школу?» | 1 | 24.10 | |||
12 | Опосредованное сравнение объемов с помощью кубиков | 2 | 25.10 26.10 | ||
Урок-экскурсия в компьютерный класс | 1 | 28.10 | |||
13 | Работа со знаками «=», «≠». Введение знаков «>», «<» Введение буквенной символики как средства фиксации признака, по которому сравнивают одни и те же предметы. Рефлексия способов сравнения. | 3 | 31.10 01.11 02.11 | ||
14 | Сравнение по массе. Способы сравнения | 2 | 04.11 07.11 | ||
15 | Проверочная работа по теме: «Сравнение по массе» | 1 | 08.11 | ||
16 | Сравнение групп предметов | 1 | 09.11 | ||
17 | Сравнение по другим признакам: по составу частей, из которых состоит рисунок, по расположению | 2 | 11.11 14.11 | ||
18 | Способы сравнения по количеству Проверочная работа по теме: «Сравнение по количеству» | 2 | 15.11 16.11 | ||
19 | Угол. Сравнение углов по величине. Треугольник. | 3 | 18.11 28.11 29.11 | ||
20 | Понятие величины. Буквы латинского алфавита. Проверочная работа | 2 | 30.11 02.12 | ||
21 | Работа по прописям (часть 1). Подготовка к написанию цифр и букв | 3 | 05.12 06.12 07.12 | ||
22 | Анализ способа написания цифры 1 | 1 | 09.12 | ||
23 | Сравнение цифр по составу частей. Написание цифр 7 и 4 | 1 | 12.12 | ||
24 | Цифра 3. Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «≠», «>», «<». Рефлексия отношений | 2 | 13.12 14.12 | ||
25 | Цифры 5 и 2. Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу | 4 | 16.12 19.12 20.12 21.12 | ||
26 | Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметов к схемам, форм там и обратно | 3 | 23.12 26.12 27.12 | ||
27 | Цифры 8 и 0. Проверочная работа | 2 | 28.12 30.12 | ||
Резерв. | 4 | 09.01 10.01 11.01 13.01 | |||
2 ЧАСТЬ | |||||
1 | Уравнение величин: переход от неравенства к равенству. Моделирование отношений с помощью схемы и формулы. Введение знаков «+», «-» | 3 | 16.01 17.01 18.01 | ||
2 | Переход от неравенства к равенству и наоборот | 3 | 20.01 23.01 24.01 | ||
3 | Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. Текстовые задачи на уравнивание. Переходы от текста к схеме и формуле и наоборот | 5 | 25.01 27.01 30.01 31.01 01.02 | ||
4 | Свойства отношений равенства и неравенства (А=В = А+С = В+С; А=А; А=В=В=А; А=В и В=С =А=С) | 3 | 03.02 06.02 07.02 | ||
5 | Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы) | 2 | 08.02 10.02 | ||
6 | Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками» Переход от одних моделей к другим. | 3 | 13.02 14.02 15.02 | ||
7 | Текстовые задачи на понятие части и целого. Введение значков для обозначения целого и части на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах. | 4 | 17.02 27.02 28.02 29.02 | ||
8 | Название компонентов при сложении и вычитании, их соотнесение с понятием части и целого. Переместительный закон сложения. | 1 | 02.03 | ||
9 | Превращение величины в части и в целое. Относительность этих понятий. | 2 | 05.03 06.03 | ||
10 | Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С) | 1 | 07.03 | ||
11 | Понятие нулевой величины | 1 | 09.03 | ||
12 | Проверочная работа | 2 | 12.03 13.03 | ||
13 | Понятие уравнения. Решение текстовых задач путем составления: а) выражения вида х = …; б) уравнения вида а + х = в, а – х = в, х – а = в | 4 | 14.03 16.03 19.03 20.03 | ||
14 | Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребенка о числе и наоборот. Примеры с «секретами». Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому и другой части. Связь между компонентами сложения и вычитания | 5 | 21.03 23.03 26.03 27.03 28.03 | ||
15 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | 2 | 30.03 02.04 | ||
16 | Рефлексия изученного. Решение задач и уравнений. Проверочная работа. | 2 | 03.04 04.04 | ||
1 | Какие бывают мерки. Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. | 2 | 06.04 16.04 | ||
2 | Задача опосредованного сравнения: а) с помощью посредника, равного одной из величин; б) с помощью посредника-меры. Число как результат измерения. | 2 | 17.04 18.04 | ||
3 | Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объема, массы, углов, количества. | 6 | 20.04 23.04 24.04 25.04 27.04 30.04 | ||
4 | Знакомство с названиями стандартных мер. | 1 | 01.05 | ||
5 | Знакомство с другими величинами: скорость, время, стоимость. | 1 | 02.05 | ||
Резерв. | 13 | 04.05- 25.05 |
.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса обучающиеся должны:
знать:
состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого;
уметь:
выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине(ширине, высоте), площади, объему, массе количеству, форме, цвету, материалу, углам и др;
моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);
производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно;
описывать явления и события с помощью величин
прогнозировать результат сравнения величин путём их оценки и прикидки будущего результата
решать несложные текстовые задачи с буквенными данными, связанные с уменьшением или с увеличением величин, составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными;
владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью формул;
разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объемных фигур;
решать уравнения типа а+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему
изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, перекраивать их при сравнении площадей.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могyт быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - .решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Дополнительная литература:
1).Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. А.К. Дусовицкий, Е.М.Кондратюк и др.-М.:Вита-Пресс,2010г.
2). Eжемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».- М.:-ОАО «Чеховский п/к».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока обучения письму по системе д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме "Строчная буква к"
Фрагмент урока письма с комментариями по формированию универсальных учебный действий. В материале содержится ролик с конструированием буквы "К" из элементов букв....
Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация
Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...
Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компонент составляют два учебных блок...
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)
Комбинированный урок литературного чтения...
Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.
Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)
С внедрением технологии развивающего обучения в практику возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контр...