конспект урока математики
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Горяйнова Лидия Петровна

конспект урока математики в 1 классе по системе Л.В.Занкова по теме Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание). Чтение и запись сумм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012g-urok_matematiki_v_1_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                     « Средняя общеобразовательная школа №11»

                                        с. Красногвардейского

                                     Ставропольского края

                                    Урок

              математики  в 1а классе

 по теме: «Способы сложения натуральных

  чисел (присчитывание и пересчитывание).

   Чтение и запись сумм»

                                                   Подготовила и провела

                                                  учитель начальных классов:

                                                     Горяйнова Лидия Петровна

                                  2011-2012 учебный год

Тема урока:

« Способы сложения натуральных чисел (присчитывание и пересчитывание). Чтение и запись сумм»

Цели и предметные задачи:

- закреплять знания учащихся о математических понятиях: сумма, слагаемое, значение суммы; закреплять знания о натуральном ряде чисел, последовательности чисел в порядке их увеличения;

- повторить состав числа 9;

- учить различать геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы;

- развивать образно-логическое мышление; развивать у учащихся гибкость и подвижность

мыслительных процессов.

Метапредметные задачи:

развивать универсальные учебные действия:

- интерес  к учебному материалу ( личностные),

-  умение принимать и сохранять учебную задачу ( регулятивные),

-  умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем (регулятивные),

 - ориентацию на разнообразие способов решения заданий (познавательные),

- умение строить рассуждения об объекте ( познавательные),

- умение формулировать собственное мнение и позицию ( коммуникативные),

- принимать участие в работе парами и группами ( коммуникативные).

Оборудование:

-учебник «Математика», 1 класс, 1 часть (авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), 2011г

- рабочая тетрадь №2 ( авторы Е.П.Бененсон, Л.С.Итина), 2011г

- компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (Математика, часть 1), 2009г

- набор магнитных цифр и знаков;

- индивидуальные наборы цифр ( «веер»);

 - набор плоских геометрических фигур;

- демонстрационный материал «Солнышко» для рефлексии;

- монеты ( 1рубль, 1 рубль, 1 рубль, 1 рубль, 5 рублей);

- простой карандаш, цветные карандаши.

Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся:

- беседа по иллюстрациям учебника ( вопросы учителя – индивидуальные развёрнутые ответы, хоровые ответы, краткие ответы с места);

- оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы;

- оказание индивидуальной помощи  обучающимся  при парной и групповой работе.

                                                  Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Хором дети произносят слова:

- Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели, и

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс-

Всё получится у нас.

2. Актуализация знаний.

Р а з м и н к а:

/ На доске ряды чисел, составленные при помощи магнитных цифр)

а)Учитель: -Найдите записи натурального ряда чисел. Докажите свою точку зрения.

1  2  3  4  5  6  7  8  9

1  2  3  4  5  6  7  8  9…  

0  1  2  3  4  5  6  7  8  9…

Дети:- Натуральный ряд чисел – посередине, т.к. есть продолжение (бесконечность) и начинается с единицы. У первого ряда нет продолжения,  третий ряд начинается с нуля, а нуль не является натуральным числом.

Учитель: - Как изменить оставшиеся записи, чтобы получить натуральный ряд чисел?

Дети:-- В 1 ряду поставить в конце точки, в 3 – убрать нуль.

б) Работа с компьютером.

Диск – Уроки Кирилла и Мефодия ( Математика. Часть 1. Порядок в пространстве и во времени.)

Учитель: - Как расположить матрёшек по порядку?

Дети: порядок увеличения - начинаем с самой маленькой матрёшки, порядок уменьшения- начинаем с самой большой матрёшки.

в)  На доске набор магнитных плоских геометрических фигур, расположенных хаотично:

треугольники - красный, синий, зелёный

круги – жёлтый, красный

квадраты – синий, зелёный

овал - жёлтый

Учитель: - Ребята, предложите свои варианты, на какие группы можно распределить данные геометрические фигуры.

Дети: -1вариант: По цвету:

 1гр.: жёлтые ( круг и овал)

р.: -зелёные (треугольник и квадрат)

3гр.: - красные ( круг и треугольник)

4гр.: - синие  (квадрат и треугольник)

2 вариант: По форме:

1гр.: - Квадраты ( синий и зелёный)

2гр.:- треугольники (синий, зелёный, красный)

 3гр.:- круги ( красный и жёлтый)

4гр.: -овал (жёлтый)

3 вариант:

1гр.: - фигуры с углами ( квадраты и треугольники)

2гр.: - фигуры без углов (круги и овал)

4 вариант:

1гр.:- фигуры с тремя углами( треугольники)

2гр: - фигуры с четырьмя углами(квадраты)

3гр: - фигуры без углов ( круги и овал)

Учитель:- Ребята, посчитайте, сколько всего фигур с углами? Покажите своими цифрами.

Дети: - Фигур с углами -5.

 Учитель: - Сколько фигур без углов? Покажите цифрами.

Дети:       - Фигур без углов – 3.

Учитель: - Объедините все фигуры и запишите в тетради выражение с этими числами.                

      - Какое действие вы записали?

 Дети:- Мы записали действие сложения:  5+3 / Выкладывают на доске магнитными    цифрами/

Учитель:  -  Как называются числа при сложении?

Дети: -  Слагаемые и значение суммы.

Учитель: - Назовите первое слагаемое и подчеркните его одной чертой.

Дети: - Первое слагаемое - 5.

Учитель: - Назовите второе слагаемое и подчеркните его двумя чертами.

Дети: - Второе слагаемое - 3

Учитель: - Найдите  значение суммы. Прочитайте получившуюся запись.

Дети: - Сумма чисел 5 и 3 равна 8. / На доске 5+3=8   из магнитных цифр/

Учитель: - Дети, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока?

Дети: -Сложение натуральных чисел. Чтение и запись сумм.

3. Работа по учебнику.

а) №231, стр.100. – повторение состава числа 9.

Учитель:- Рассмотрите рисунки. Для каждой ветки напишите сумму

Дети:- 8 зелёных листьев и 1 жёлтый лист:  8+1    

           - 7 зелёных листьев и 2 жёлтых:  7+2,

           - 5 зелёных листьев и 4 жёлтых:  5+4.

Учитель:- Найдите закономерность.

Дети:- Всего получится на каждой ветке по 9 листьев.

Учитель:- Нарисуйте пропущенную ветку. Запишите сумму для третьей ветки, не нарушая закономерности.

Дети: - Должно быть 6 зелёных листьев и 3 жёлтых:  сумма 6+3

Учитель:- Что вы заметили? Можно ли продолжить?

Дети: - Нельзя. Число 9 состоит из чисел 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4. Мы их можем только поменять местами/

Учитель: - Запишите получившиеся суммы в тетради и на доске, запишите их значения.  

Дети: -     8 + 1 = 9                       6 + 3 = 9

                 7 + 2 = 9                        5 + 4 =9/

/ Дети все суммы выкладывают на доске при помощи набора магнитных цифр и знаков/

Ф и з м и н у т к а

б) Работа в паре

№ 232, стр.100 – образно-логическое мышление

Учитель: - Посмотрите на рисунок и отметьте «лишнюю чашку»

            / Дети обсуждают варианты решения в парах/

 Дети: -1)  чашка №1 - с голубыми точками, у других красные точки, а также отличается от остальных по форме похожа на квадрат, а остальные имеют форму полукруга

2) чашка №2 - её ручка повёрнута влево, а у остальных чашек вправо

3) чашка №3 – у неё отличительное от всех количество точек 7, у остальных чашек по 9.

4) чашку №4 – у неё в орнаменте две полоски, у остальных чашек по одной.

Учитель: - Дети, на какую форму работы указывает нам знак в этом задании?

Дети: - Мы будем работать в паре.

Учитель: - Выясните, какое количество точек каждой чашки, над линией и под ней.

 Составьте суммы, используя в качестве слагаемых количество точек в узорах на чашках и найдите их значения. Подчеркните их слагаемые.

    / Коллективное обсуждение составленных сумм:

Учитель: - Прочитайте получившиеся суммы.

Дети:  - 5 + 4 = 9                          6 + 3 = 9                  5 + 2 = 7                        8 + 1 = 9/

/Все суммы дети составляют на доске при помощи магнитных цифр и знаков./

Учитель: - Как называются получившиеся у вас  записи?

Дети: - Получившиеся записи называются равенствами.

Учитель: - Какое равенство является «лишним»?

Дети: - 5 + 2 = 7, потому что остальные суммы имеют значение 9

Учитель: - Измените одно слагаемое в « лишней» сумме так, чтобы она была похожа на    все остальные суммы.

Дети: - Первое слагаемое нужно увеличить на 2, получится сумма:  7+2=9

Учитель: - Сколько равенств со значением 9 у вас получилось? Что вы можете сказать о них?

Дети: - Получилось 4 равенства, все слагаемые в суммах разные.

в) Самостоятельная работа

  Рабочая тетрадь №2, стр.23, № 49

Учитель: - Запишите по рисунку суммы и их значения.

/ Оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы/

Дети:           1 + 1 = 2                3 + 2 = 5                   1 + 3 = 4

                    5 + 3 = 8                        4 + 4 = 8/

г) № 234, стр.101- учебник Работа в группе.

Учитель:- На какую форму работы указывает знак в этом задании.

Дети:      - Мы будем работать в группах.

Учитель: - Посмотрите на предметы на рисунке.

                 - В каком магазине мы приобретаем эти товары?

Дети: - Мы всё это покупаем в магазине «Канцелярские товары»

Учитель:- Кому необходимы такие покупки?

Дети: - Они нужны ученикам.

Учитель:- Кто из вас покупал канцелярские товары? Какова их цена?

          / Ответы детей/

Учитель:- Какие монеты вы знаете? Сколько монет на рисунке? Сколько это всего   рублей?

/ Ответы детей/

Учитель:- Обсудите в группах, какие монеты нужно взять, чтобы заплатить за каждую покупку?

(Оказание индивидуальной помощи обучающимся при групповой работе)

 / Демонстрация ответов детей настоящими монетами:

6 = 5 + 1,             7 = 5 + 1 + 1,             8 = 5 + 1 + 1 + 1,              9 = 5 + 1 + 1 + 1 + 1 /

Учитель: - Назовите самую маленькую цену предмета. По-другому говорят, что он самый   дешёвый.

Дети: - Самая маленькая цена у блокнота – 5 рублей.

Учитель: - Назовите предмет, у которого самая большая цена.

Дети: - Самая большая цена у клея-9 рублей.

Учитель: -Что вы можете сказать о стоимости этого предмета?

Дети: - Клей самый дорогой.

Учитель :- Нам дано задание написать цены в порядке увеличения. С цены какого предмета мы начинаем запись?

Дети: - С 5.

Учитель:- Какой предмет немного дороже блокнота? На сколько рублей?

Дети: - Линейка, она стоит 6 рублей, на 1 рубль больше блокнота.

( После сравнения цены всех предметов в тетради появляется запись: 5, 6, 7, 8, 9.)

Учитель:- Прочитайте хором эту запись.

- Какие числа нужно добавить к записанным числам, чтобы получить начало натурального ряда?

Дети: - Нужно добавить числа 1, 2, 3 и 4.

Учитель:- Докажите, что вы составили натуральный ряд чисел.

( Ответы детей)

д) № 235, с.101 – знакомство с записью условия в виде диаграммы.

Учитель: - Прочитайте условие задания. Посмотрите на рисунок. Знакомы ли вы с такой записью? С какого числа начинается нумерация  слева и справа? Каким числом заканчивается? В какую сторону происходит увеличение ряда чисел?

Дети: - Ряд чисел увеличивается снизу вверх.

Учитель: - Откуда начинается в домах счёт этажей? На каком этаже оказался каждый мальчик? Как вы это узнали?

-Кто из мальчиков поднялся выше всех? Кто оказался ниже остальных?

- Как попасть Диме и Пете на этаж Вани? Как Ване оказаться на этаже Пети?

 - На сколько этажей нужно подняться Ване и Пете, чтобы попасть на этаж Димы?

4. Рефлексия.

Учитель: - У вас на парте есть круг и прямые.(жёлтый цвет). Во что бы они могли превратиться?

/Ответы детей/

Учитель:- Почему у многих солнышко?

(Ответы детей)

Учитель:- У меня тоже хорошее настроение, поэтому у меня тоже получилось солнышко  (Вывешивается рисунок солнышка, составленного из геометрических фигур)

5.Итог. – Что на уроке больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...