Игры - путешествия на уроках математики
методическая разработка по математике по теме

Прокопьева Дарима Бальжиновна

В ходе деятельности ребёнка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной  стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) – с другой». Ребёнок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребёнка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия – другими предметными условиями, причём содержание самого действия сохраняется.

Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки при изучении предмета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-puteshestviya_na_urokah_matematiki.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ «Новоселенгинская средняя школа – интернат (полного) общего образования»

ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выполнила: учитель

                          начальных классов

                                   Прокопьева Д.Б.    

                                 

Новоселенгинск

2008 г

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Содержание

Введение.

Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка

Педагогическое значение игры

Описание методики проведения игры-путешествия

Обобщение опыта по использованию игр-путешествий на уроках.

Заключение

Литература

Приложение игра-путешествие «Вместе с насекомыми»

Введение

В ходе деятельности ребёнка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной  стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) – с другой». Ребёнок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребёнка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия – другими предметными условиями, причём содержание самого действия сохраняется.

Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки при изучении предмета.

Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка

При использовании игры в обучении и воспитании детей учитель должен учитывать психологические особенности развития ребёнка. Известно, что ребёнок стремиться получить конкретный результат своей деятельности. Опираясь на эту потребность следует развивать познавательные способности детей. Среди них выделяются: внимание, ощущение, восприятие, воображение, мышление, память.

        Как отмечает Мухина В.С. «… что ребёнок при обследовании окружающего мира может организовать своё внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес». Поэтому задача учителя создавать на уроках такие ситуации, игровые моменты, чтобы интерес не пропадал в течение всего урока. Внимание учащихся во многом зависит от доступности материала, потому что он может показать на лицо свои достижения. Хотелось бы отметить следующее, что в процессе развития внимания нужно определить степень применения наглядных средств и усложнения заданий. Однако это зависит от возрастных особенностей младшего школьника.

        Современная психология указывает на то, что у детей шестилетнего возраста воображение, восприятие, ощущение наиболее ярко выражено, значительно сильнее интеллекта. Следовательно, учителю нужно умело и своевременно использовать особенности этих познавательных процессов.

        Основное направление в развитии воображения – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний.

        Постепенно на первое место начинает выступать опора  не на предмет или действие, а на слово, которое даёт возможность мысленно создать новый образ. Постоянная работа воображения – это путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, это способ выйти за пределы личного опыта, о чём мечтает каждый ребёнок.

        Активизация всех познавательных процессов направлена на развитие высшей степени человеческого познания – мышления. Ребёнок играя, экспериментируя, пытается установить причинно- следственные связи и зависимости. На этой основе у ребёнка возникают различные вопросы, и он стремится удовлетворить свою любознательность, жажду знаний. Поэтому роль игры наиболее высока.

Одна из проблем современной школы – это развитие творческой личности. Как показывает окружающая действительность, чем творчески развит человек, тем многограннее его деятельность. С творческих позиций человек имеет возможность раскрыться в любом виде деятельности, с наибольшей пользой для окружающих.

        На основе интереса ребёнок в игре раскрывается самопроизвольно, т.е. становится более эмоциональным, выявляется характер, самооценка, становится общительным, наблюдательным, старается делать самостоятельные умозаключения.

        Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Уже поэтому игра – важное средство самовоспитания, велика роль игры в психологическом развитии ребёнка.

        

Педагогическое значение игры.

        В педагогической литературе учебный и воспитательный процесс представляет собой единство содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания. В наиболее общем понимании «метод – это система действий, направленных на достижение определённых целей».

        Сущность процесса обучения основывается на общих закономерностях познания, протекающего в специфических условиях, рассматривается в рамках восприятия материала. Это и выделяет процесс учения и воспитания, как разновидность процесса познания. Отсюда вытекают определённые цели и задачи, поставив которые – не значит осуществить задуманное. Для этого очень важно найти правильные пути реализации их, т.е. учесть совокупность определённых принципов, приёмов теоретического исследования, практического действия, что и составляет метод.

        Ребёнок на основе восприятия материала осознаёт познавательную задачу, определяет теоретический материал, находит способы решения этой задачи, направленных на достижение поставленных целей. Знание учителем теоретических и практических методов обучения и воспитания поможет учащимся успешно заниматься учебной деятельностью.

        Из наблюдений за учебным и воспитательным процессом следует заметить, что процесс и результат обучения зависит от способов работы учителя и способностей познавательной деятельности учащихся.

        Эффективность методов и средств обучения достигается в реализации образовательной, развивающей, воспитательной задачи, направленных на достижение цели. Существует сложность в достижении эффективности методов и средств обучения и воспитания, так как учитель должен применять их в определённых сочетаниях, всегда соотносить с целями, задачами урока.

        Средствами обучения и воспитания являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а учащимся учиться, т.е. то что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся.

        Не следует забывать, что игра имеет «двойственную природу» - учебной направленности и игровой формы. Учитывая возрастные особенности младших школьников можно установить, что навыки контроля, самоконтроля и самооценки развиваются в игре наиболее активно. Иными словами, дети ориентируются на достижения сверстников. Поэтому мотив «быть как все» стимулирует ребёнка, подтягивает его к более высокому уровню, выше того, на каком он находится в данный момент. В то же самое время каждый ребёнок хочет «быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за более высокий статус и здесь начинает развиваться контроль за своими действиями, умениями и растёт самооценка ребёнка.

        Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, как в игре. Интересной игре он отдаётся целиком. Для ребят не всегда важен результат игры – победа, успех, конечно важно, но Ии нравится сам процесс игры, каким бы трудным он ни был. Постепенно он добьётся того, чего захочет, в этом и роль самовоспитания. Но в процессе игры заложены и огромные воспитательные возможности.

        Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств. Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы, волю и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. В играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования.

        Игра замечательна тем, что ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а становится полноправным субъектом деятельности. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, метод стимулирования их активности, она требует определённых педагогических усилий, педагогического мастерства учителя.

        Игра повышает познавательный интерес детей, облегчает освоение сложного учебного материала, помогает обобщению и систематизации знаний, раскрывает большие возможности развития личности.

        Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное  правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве новых связей, что способствует более глубокому усвоению пройденного материала.

        

Описание методики проведения игры-путешествия.

                Игра-путешествие – это дидактическая игра. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые с целью обучения, воспитания и развития детей. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

        Игра-путешествие имеет возможность использования совокупности дидактических игр разной направленности, подчинённой единой: теме, цели, задачам урока.

        Путешествие – передвижение с целью изучения, с познавательными целями. Это один из источников получения знаний, сообщение новых сведений о малоизвестных явлениях в окружающем мире, поэтому игра-путешествие имеет огромные возможности.

                Игра-путешествие имеет следующие структурные компоненты:

Цель;

Дидактические задачи;

Познавательное содержание;

Игровой замысел;

Правила;

Игровые действия;

Оборудование;

Результат.

Описание структурных компонентов игры-путешествия:

1. Основу игры-путешествия составляет познавательное содержание, усвоение которого определяется целями и задачами урока. Оно зависит от ранее полученных знаний, умений учащихся, а также от усваиваемого материала (типа урока, темы, задач урока). Содержание должно вносить занимательный материал и тем самым формировать интерес к математике, вырабатывать самостоятельность детей, добиться этого можно с помощью использования сказочных героев, дидактических игр.

2. Игровой замысел - это один из основных компонентов игры-путешетвия. Он заключается в названии игры. Это сценарий игры-путешествия. Выбор игрового замысла зависит от цели, дидактических задач урока. Он придаёт игре познавательных характер, выражает определённые требования к знаниям, умениям учащихся. Этапы игры-путешествия соответствуют этапам урока, а именно направлены на проверку, закрепление, обобщение, углублению знаний, а также в получении новых знаний.

        Игровой замысел вырабатывает интерес к предмету математики.

        3. Игра-путешествие, как и любая дидактическая игра, имеет свод правил, такие как:

1) Основные вопросы и задания даёт учитель, но их могут задавать и персонажи игры.

2) Необходимые записи и построения в тетрадях выполняются по указанию учителя или героев игры.

3) В ходе игры, выполнять различные задания в соответствии с замыслом игры.

4) Деятельность учащихся включает правильные ответы на вопросы учителя, проверку ответов участников игры и в выполнении всех заданий.

5) В игре принимают участие все учащиеся класса.

6) Обязательное соблюдение дисциплины

Выполнение правил игры приводит к организации урока. С помощью правил учитель может вести индивидуальную работу с учащимися, учитывать возможности работоспособности учащихся, систематизировать их знания, умения.

4. Игровые действия определяются характером игрового замысла, заключают в себе познавательный и игровой материал, ограничиваются правилами игры.

5. Оборудование игры-путешествия соответствует оборудованию урока, замыслу игры: карточки-задания, сказочные персонажи, рисунки, схемы и т.д.

6. Любая игра имеет конечный результат. В игре-петешествии результат определяется в финале игры, что придаёт ей завершённость. Результат заключается в достижении цели урока, в решении поставленных задач. В итоге дети  овладевают знаниями, навыками в области математики и могут их применять на практике. В результате учитель анализирует свою работу, намечает дальнейшие пути работы, а учащиеся получают моральное удовлетворение.

При подготовке проведения игры-путешествия учителю необходимо продумать следующие вопросы:

1. Тип, тема, цели, место урока в системе преподавания предмета. Какими знаниями, умениями, навыками должны овладеть учащиеся на данном уроке.

2. Сформулировать цель игры, определить игровые задачи, которые предстоит решить. Игровой замысел, название игры-путешествия.

                2. Каждому этапу игры надо уделить особое внимание, какие другие воспитательные, развивающие задачи решает данная игра?

3. Какие материалы и пособия понадобятся в ходе игры? Содержание познавательного, занимательного материала необходимого для организации и проведения игры-путешествия.

4. Построение этапов урока в соответствии со сценарием игры.

5. Сценарий игры-путешествия для реализации игрового замысла в соответствии с  названием игры-путешествия.

6. Учесть уровень подготовленности детей. 

7. Как с наименьшей затратой времени ознакомить с правилами игры?

8. Как обеспечить более полное участие детей в игре.

9. Количество учащихся, что очень важно при построении игры, чтобы каждый ребёнок мог принять самое активное участие; рассчитать количество заданий, карточек и т.д.

10. Продумать оборудование урока в соответствии с замыслом игры.

Обобщение опыта по использованию игр-путешествий на уроках.

Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы используют в своей работе уроки игры-путешествия. Нами разработаны уроки во всех классах начальной школы. При построения данных уроков мы не ограничивались лишь одним предметом математики. Экспериментировали и по другим предметам, например, на уроках русского языка, природоведения, трудового обучения, нужно разработать урока по чтению.

При проведении эксперимента мы пришли к выводу, что один и тот же сценарий игры-путешествия можно использовать как на уроках математики, так и на уроках русского языка, как в одном классе, так и в другом классе, как при изучении нового материала, так и при закреплении и обобщении, систематизации знаний. Например: урок игру-путешествие «Вместе с Емелей» мы использовали:

в 1 классе на уроке азбуки при изучении нового материала;

во 2 классе на уроке математики при закреплении изученного материала;

во 2 классе на уроке русского языка при обобщении и систематизации знаний;

Сценарий игры-путешествия можно разрабатывать на темы природы, например:

в 1 классе урок математики игра-путешествие «Вместе с насекомыми», тип урока обобщение;

во 2 классе урок русского языка игра-путешествие «Экскурсия в лес» при изучении нового материала;

во 2 классе урок трудового обучения игра-путешествие «Бабочка», тип урока закрепление;

в 4 классе урок природоведения игра-путешествие «Озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири» тип урока закрепление изученного материала.

Построение сценарий игр-путешествий по мотивам литературных сказок, например:

в 1 классе урок математики «Волшебник Изумрудного города» тип урока закрепление;

в 3 классе урок математики «Простоквашино» тип урока изучение нового материала;

в 4 классе урок математики  «Каникулы в Простоквашино» тип урока закрепление изученного материала;

в 3 классе урок математики «Золушка» тип урока закрепление по решению задач на пропорциональную зависимость: цена, количество, стоимость.

в 3 классе урок математики «Золушка» тип урока закрепление

Построение игры-путешествия на космические темы, например:

во 2 классе урок математики «Математическая галактика» тип урока изучение нового материала.

в 4 классе урок математики «Звёздный городок» тип урока изучение нового материала.

Все уроки игры-путешествия составлены в соответствии типа, темы, цели, задачи, учебного материала, с учётом подготовленности учащихся класса.

Игровой замысел построения игры-путешествия строится в соответствии изучаемого учебного материала.

Заключение

Активизация учащихся при обучении и воспитании – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности, чему способствует использование игр-путешествий на уроках, так как учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Значение игры-путешествия:

совокупность дидактических  игр на одном уроке способствуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся.

Игры-путешествия на уроках способствуют развивают качества личности учащихся, их воспитанию.

Игры развивают творческие способности детей, особенно в решении нестандартных заданий на смекалку, сообразительность, тем самым усиливают интерес к математике, развитию математических способностей младших школьников.

Игры-путешествия могут быть использованы и на других уроках в начальной школе.

Литература

Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,1964

Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. – М,1993

Воронов В.В. Педагогика школы. – М., 1999

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994

Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск., 1989

Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики \\Начальная школа. - №2 ., 1997

Собалевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск., 1997

Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе \\Начальная школа. – №10. – 2002

Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей \ Начальная школа. – №6. – 1997

Эльконин  .  Психология игры . – М., 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 1 класс. Игра - путешествие по сказке "Царевна - лягушка".

Урок математики в 1 классе по программе "Школа России", посторенный по игровой технологии.Тема:  "Закрепление пройденного о сложении и вычитании в пределах 10....

Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

литературно-экологическая викторина "Своя игра" презентация к уроку математики

Материал, который я размещаю на сайте, подготовлен мною к открытым урокам и воспитательным мероприятиям, также помещаю доклад к заседанию МО по своей теме творческого поиска, а именно "Здоровьесберега...

Игра-путешествие по математике "Путешествие к Робинзону Крузо"

Игра, позволяющая развивать математические знания в области вычитания, сложения, умножения, деления......

Возможности игры "Архикард" на уроках математики в начальной школе.

Эти карточки показал нам на открытом занятии педагог и философ, оригинальный мыслитель, ученый, автор замечательных книг, создатель вероятностной модели образования Александр Михайлович Лобок. А.М.Лоб...

План-конспект урока-игры по математике "Путешествие по стране "Математика""

План-конспект урока-игры по математике в рамках недели математики в 4 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...