Организация педагогической диагностики в начальной школе.
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Организация педагогической диагностики в начальной школе.
Ребенок пришел в первый класс. Он умеет читать, считать, с радостью делится впечатлениями о любимых книгах и любимых героях. Каким будет процесс усвоения новых знаний и способов деятельности? Какие трудности испытает первоклассник? Какая помощь ему будет необходима в учебно-познавательной деятельности, чтобы справиться с проблемами?
Я- учитель и потому должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию я получаю, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и динамики его результатов. Для этого использую педагогическую диагностику.
Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов диагностики использую контрольные работы, проверочные работы, тесты, собеседование.
Этапы диагностики | Учебные предметы | Сроки | |||
Математика | Русский язык | Литературное чтение | |||
2 –й класс | |||||
Вводная | |||||
Промежуточная | Контрольные работы | Проверка навыков чтения | Конец 1-й четверти | ||
Контрольные работы | Проверка навыков чтения | Конец 2-й четверти | |||
Тестирование | Середина января | ||||
Контрольные работы | Проверка навыков чтения | Конец 3-й четверти | |||
Итоговая | Контрольные работы | Проверка навыков чтения | Конец апреля | ||
Тестирование | Середина мая |
Особое внимание уделяю диагностике в первом классе. Первую диагностическую работу провожу в первые две недели сентября. На каждого ученика завожу карточку педагогического обследования первоклассника. В ней фиксирую результаты по всем формируемым на данном этапе умениям.
Для определения уровня словарного запаса использую сюжетные или пейзажные картинки. Приведем пример, как в доброжелательной атмосфере с ребенком ведется беседа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»
-Почему художник назвал картину не просто «Весна»,а «Весна. Большая вода»?
-Какие цвета преобладают на картине? Почему?
-С чем можно сравнить плывущие по небу голубые облака?
-Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?
-Какие чувства вызывает у тебя эта картина? Почему?
Навыки связной речи проверяю через умение ребенка последовательно разложить серию картинок и содержательно, точно, логически правильно составить по ним рассказ с элементами рассуждения.
В вводную педагогическую диагностику включаю определение уровня осведомленности об окружающем мире:
-литературные представления( знание детских писателей и поэтов, их произведений, знание детских книг, журналов);
-музыкальные представления( знание детских песен, мелодий, некоторых музыкальных инструментов);
-временные представления( знание времен года, ориентирование во времени суток);
-представления о живой природе;
-географические представления ( знание о стране, городе, в котором ребенок живет).
Индивидуальное педагогическое обследование помогает мне выявить степень готовности ребенка к обучению письму, чтению, математике. Используются следующие критерии оценивания умений.
По результатам вводного контроля определяю у детей уровень готовности к обучению: 0-24 балла -низкий, 25-39баллов- средний, 40-50 баллов- высокий. Планирую меры помощи детям, имеющим низкие показатели готовности к школе.
Умения | Уровень( в баллах) | ||
высокий | средний | низкий | |
Словарный запас | 5 | 3-4 | 0-2 |
Развитие речи | 5 | 3-4 | 0-2 |
Кругозор | 13-15 | 10-12 | 0-9 |
Математические умения | 9-10 | 6-8 | 0-5 |
Читательские умения | 9-10 | 7-8 | 0-6 |
Моторика рук | 5 | 3-4 | 0-2 |
В течение учебного года провожу текущую (промежуточную) диагностику. Успехи каждого ученика отмечаются в «Листе индивидуальных достижений»
Промежуточная диагностика дает мне возможность сопоставлять реально полученные на каждом этапе обучения результаты с запланированными по каждому важному элементу учебной программы. Зная информацию о ходе процесса обучения, о затруднениях у отдельных учащихся, провожу коррекцию образовательного процесса.
Например, в диктанте вол 2-м классе учащиеся допустили ошибки:
-правописание «жи- ши», «ча -ща», «ч у-щу»-1 чел.
-мягкий знак на конце слова – 2 чел.
-безударные гласные в корне, проверяемые ударением-7чел.
Можно сделать вывод о том, что у учащихся преобладает проблема с правописанием безударной гласной в корне. Определяю причины ошибок: не сформированы умения находить ударную и безударную гласные в корне, подбирать проверочное слово.
Далее намечаю пути оказания помощи детям. Необходимо закрепить навыки правописания безударной гласной в корне на уроке и провести индивидуальную работу с группой учащихся или отдельно с каждым ребенком, используя при этом следующие приемы:
Найти корень в однокоренных словах, повторить правила написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, вставить безударные гласные в слова, работая по алгоритму, найти среди однокоренных слов проверочное и проверяемое; выписать из текста слова с данной орфограммой и подобрать проверочные.
Педагогическая диагностика позволяет мне как учителю:
-знать уровень овладения учащимися знаниями и умениями на каждом этапе обучения;
-сравнивать ожидаемый результат обучения с действительными;
-определить качество усвоения учебного материала;
-установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций у учащихся;
-помочь ученику в самостоятельном определении конкретных результатов своей учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Формы организации психологической диагностики в начальной школе
формы организации диагностики, обзор методик по проведению диагностических мероприятий...
Организация и проведение уроков с применением педагогических технологий в начальной школе
Доклад на тему: «Организация и проведение уроков с применением педагогических технологии в начальной школе» Учитель нач...
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
Цель работы: знакомство коллег с работой по данному направлению....
Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....