Общие приемы вычитания с переходом через десяток.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Перевощикова Елена Александровна

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

Тема: Общие приемы вычитания с переходом через десяток.

Цель: Познакомить с двумя приемами вычитания:

           1)прием вычитания по частям.

           2) прием, обоснованный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми; решать простые и составные задачи.

Оборудование: наборное полотно с двумя десятками карманов, кружки, рисунок колобка, солнышка с отдельными лучиками, медведя, лисы.

Ход урока.

1Организационный момент.

Учитель: Ребята, прозвенел уже звонок

                Начинается урок.

                Посмотрите все ли у вас на месте: учебник математики, тетрадь, пенал,                              линейка, дневник.

                Садитесь.

Ребята, отгадайте загадку:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все же попался…(колобок)

Учитель выставляет на доску рисунок колобка.

- Сегодня мы составим математическую сказку о колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.

Учитель начинает сказку: Жили – были дед да баба. Испекла бабушка колобка и положила на окно остужаться. А колобок полежал- полежал на окошке и начал оглядываться по сторонам. Смотрит, а  внизу какие-то цифры растут. Стал колобок вспоминать, что бабушка рассказывала про них.

- Давайте и мы вспомним, что мы знаем об этих числах.

2 Устный счет.

15             10                   6                    20

(15- это 1десяток и 5 единиц. Это двузначное число, т.к. 2 цифры взяты для записи, соседи 14 и 16)

-Надоело колобку лежать, спрыгнул он с окна и покатился по тропинке длинных примеров. Вот такие примеры решал колобок решите их и вы (устно).

3 Устное решение примеров.

20-10-4                        12-2-8                      2+7-5

2+8-3                            3+6-4                       13-3

Посмотрите на примеры внимательно. Какой пример отличается от других? Чем?

(13-3, т.к. в нем одно действие)

В уменьшаемом сколько десятков и единиц? А в вычитаемом?

Чему равна разность?

Придумайте и решите примеры похожие на этот.

11-1             12-2                    13-3

14-4              15-5                   16-6

Молодцы. А давайте посмотрим, что делает колобок. Катится колобок, катится и докатился до реки нерешенных примеров. Задумался колобок: «Как перебраться через ручей?

Давайте построим для него пароход. Открываем учебник с.73

Из каких геометрических фигур, показанных на полях учебника, мы будем строить пароход? (1,4,5 ,6, 9, 11, 13,)

Закатился колобок на пароход и поплыл. Вокруг него много примеров, начал колобок думать, как их решить. Примеры оказались новыми.

4Работа над темой урока.

12-5

Давайте подумаем, как      решить . На помощь колобку пришли его друзья, маленькие колобки – кружки.

Учитель выставляет на наборное полотно 12 кружков и спрашивает.

Ребята, может кто-нибудь догадался, как из 12 вычесть 5?

Раскладываем число 5 на 2 и3 ,т.к. из 12-2=10 затем из 10-3 =7, т.е 12-5=7

12-5=7

    23

Сколько нужно вычесть из 12, чтобы получился 1десяток или 10единиц, это 2, т.е.число 5 раскладываем на 2 и 3. Из 12-5=10          10-3=7

Ученики еще раз читают первый способ вычитания по учебнику с.72 и записывают решение в тетрадь:12-5=7 или 12-5=7

12-2-3=7

Ребята а вы знаете колобок решил этот пример по-другому. Он вспомнил, что 12 – это 5и7

(5+7=12)

Как этот пример помог решить колобку новый пример?

Если из суммы 12 вычесть первое слагаемое .5 то   получим второе слагаемое 7.

Чтение 2 способа в учебнике.

Запись в тетради:

12-5=7

57

Вот и научились мы с колобком решать новые примеры двумя способами. Давайте повторим .

№1. Рассмотри записи и объясни, как рассуждал колобок при вычитании в первом и во втором случае.

Доплыл колобок до берега. Вышел и начал отдыхать А на встречу ему медведь. Хотел он колобка съесть, а все ребята встали и начали физкультминутку показывать.

5 Физкультминутка.

-Хлопай, мишка,

Топай. Мишка,

Приседай со мной братишка,

 Улыбайся и садись.

_Садись, мишка. И смотри, как наши дети будут примеры новые решать. Чтобы не съел медведь колобка, давайте решим все примеры правильно и с четким объяснением.

6 Закрепление новой темы.

№2 (ученики по одному выходят к доске решают с объяснением, остальные записывают в тетрадь)

-Молодцы! Засмотрелся мишка на ребят, а колобок тем временем укатился далеко вперед. Катился колобок ,утомился и лег отдохнуть. Ветерок дует, солнышко светит. Хорошо!

7 Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревце все выше, выше.

Лежит колобок на полянке, а солнышко посылает ему новые примеры на своих лучиках. Стал колобок их решать.

8Работа по учебнику №3 устно.

Лежал колобок, грелся на солнышке и не заметил, как подкралась лиса и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем»

_Не ешь меня, я выполню твои задания.

Задала ему лиса задание – решить задачу№5 С.73.

Учитель читает задачу.

Что известно в задаче? Условие задачи?

Что нужно найти? Вопрос задачи?

Сможем мы сразу узнать сколько всего поделок сделали мальчики7

Почему? Что нужно узнать первым действием?

Что найдем вторым действием?

Задача простая или составная?

Дети решают задачу в тетради, проверяют.

Справился колобок с помощью детей с заданием лисы и отпустила она его домой. 9Итог урока.

Покатился колобок домой и стал вспоминать, что же он сегодня делал? Давайте и мы вспомним, что же мы с вами узнали нового, что закрепили.

Встали все красиво. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общий прием вычитания с переходом через десяток

математика 1 класс, подготовка к общему приему вычитания с переходом через десяток, устный счет...

урок математики 1 кл "Общие приемы вычитания с переходом через десяток"

Ресурс представляет собой конспект урока и презентацию, содержащую материал об общих приёмах вычитания с переходом через десяток. Цифровой образовательный ресурс " Общие приёмы вычитания с переходом ч...

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток

Цель урока. Способствовать формированию навыка вычислять из двузначного однозначное число....

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток

Урок  по математике по теме "Общие приёмы вычитания с переходом через десяток"....

математика 1 класс "Общие приемы вычитания с переходом через десяток"

Конспект урока, презентация и приложения к уроку математики в 1 классе по теме "Общие приемы вычитания с переходом через десяток"...

Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...

Конспект урока по математике.Тема:"Общие приёмы вычитания с переходом через десяток".(УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.  Познакомить с общими приемами табличного вычитани...