Масса
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Староибрайкинская общеобразовательная средняя школа Аксубаевского муниципального района РТ»
Урок математики в 1 классе
Учитель начальных классов
Хуснулгатина Лейсан Минахметовна
2012
Цель: 1. Сформировать представление о массе тела; выявить зависимость
между результатом измерения массы и величиной мерки;
познакомить с различными видами весов, единицами измерения
массы – фунт, пуд, карат и т.д. – и эталоном – килограмм.
2. Сформировать способность к измерению массы с помощью
чашечных весов; решению задач на сравнение, сложение и
вычитание масс предметов.
3. Закрепить знания о величинах, полученные на предыдущих уроках,
тренировать счёт в пределах 10; учить детей формулировать
проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;
развивать мыслительные операции, речь, творческие способности;
совершенствовать умения работать в паре; воспитывать
внимательность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Математика» 2 часть 1 класс (Г.В.Дорофеев,
Т.Н.Миракова), рабочие тетради, весы, игрушки, фрукты,
конфеты для мерки, мультимедийный проектор, компьютер,
памятка, кружочки для рефлексии (красный, жёлтый,
зелёный)
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Ребята, я очень рада видеть ваши умненькие глазки. Вижу вы готовы к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите своим друзьям хорошее настроение. Удачи вам и новых открытий!
II. Актуализация . Подведение к теме урока.
Устный счёт в пределах 10. Работают в парах. Задают друг другу вопросы и отвечают («Сколько будет, если 4 увеличить на 3?»)
– Ребята, садитесь. Спины прямые. Посмотрите на экран. Мы с вами будем играть и вспоминать состав числа 5. Слайд 2 ( Нажимать на рисунки)
– Очень хорошо. А теперь вспомните, пожалуйста, какие свойства предметов вы знаете? (цвет, запах, форма, материал, величина и т.д.)
- А что такое величина? (Величина – это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом)
- Какие величина мы уже знаем? (Длина)
- Чтобы измерить длину доски, какие единицы мы использовали? (локоть, длина сустава пальца, размах рук, шаг, листочек, линейка и т.д.) Дети показывают.
- Когда измерили линейкой, какой единицей пользовались? (сантиметр)
- Вспомните, пожалуйста, алгоритм действий при измерении длин отрезков с помощью линейки:
1. Приложить линейку к отрезку.
2. Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.
3. Найдите на линейке число, соответствующее второму концу
отрезка.
Назвать или записать ответ.
- Хорошо, ребята, а откуда вы догадались, что длина – это величина?
( Мы измеряли длину доски и результат измерения выражали числом )
III. Работа над новым материалом. Создание проблемной ситуации.
Учитель показывает два одинаковых пакета, но в одном мука, в другом соль.
- Ребята, чем отличаются эти пакеты? (Дети затрудняются)
- Есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки (Один ученик берёт пакеты в руки и обнаруживает, что один из них легче другого, а второй – тяжелее.
- Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется… масса.
- Значит, какая сегодня тема урока? (масса)
- Какой инструмент помогает сравнить предметы по массе? (весы)
- Сегодня мы с вами научимся пользоваться чашечными весами. Вы хотите научиться взвешивать предметы? А мы сможем научиться? Значит, какая у нас цель? (Научиться пользоваться весами)
(Учитель показывает самые распространённые виды весов. Можно взвесить двух учеников на напольных весах по отдельности и сравнить их вес)
(Потом учитель ставит пакеты на чашечные весы)
- Какой пакет тяжелее? ( Тот, который находится на нижней чашке весов)
- Какой пакет легче? (Тот, который находится на верхней чашке весов)
Пальчиковый массаж
Слайд 3
Задание. Сравниваются массы яблока и груши, огурца и лимона, апельсина и банана. Дети пишут на тетрадях, потом обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга (Правильные ответы на экране) Делают вывод.
- Кто справился с заданием без ошибок? Аплодируем. У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, будем материал закреплять и вы все выполните без ошибок.
Физкультминутка под весёлую, энергичную
музыку. Один ученик стоит впереди и показывает упражнения.
Практическая работа детей в парах с весами (Весы можно взять в кабинете физики)
Ставят игрушки в чашечки весов и определяют, которая тяжелее (или легче) и делают выводы.
Учитель рассказывает историю:
- Жили в одном дворе котёнок и щенок. Они часто спорили друг с другом. Котёнок говорит, что его масса больше, чем у щенка, а щенок с ним не соглашался. На одних весах они взвеситься не могут – взрослые им не разрешают быть вместе. А можно не слушаться взрослых? Как им помочь разрешить их спор, не нарушая запрета взрослых? ( Можно взвесить отдельно, а потом сравнить полученные числа)
- Выберем мерку, например, яблоки.
- Чему равна масса котёнка в выбранных единицах измерения? Запишите (к = 1 е)
- Чему равна масса щенка в этих же единицах? (щ = 2 е)
- Какой вывод можно сделать? 1е < 2е
К < Щ
- Назовите шаги измерения массы.
1. Выбрать мерку.
2. Узнать, сколько таких мерок уравновесят данный предмет.
- А теперь возьмём другую мерку, например, мандарины.
К = 3е
Щ = 4е
3е < 4е
К < Щ
- Ребята, а почему масса котёнка равна 1 яблоку, а в другом случае 3 мандаринам? ( потому что, мандарины легче, чем яблоки)
- Значит, вывод такой: чем больше единица измерения массы, тем меньше её значение.
- Последний эксперимент. Возьмём для мерки книги и тетради.
К = 5 тетрадь
Щ = 2 книги
- Ребята, а что случилось, почему котёнок весит больше, чем щенок? (потому что разные мерки)
- Можно их сравнивать? (Сравнивать массы можно только тогда, когда они измерены одной и той же меркой)
Дети слушают стоя. Слайд 4.
– Древнейшей русской единицей массы была гривна. Позже появились фунт, пуд, карат и другие единицы. Соотношения между ними были весьма запутанными, так как значения даже одной и той же единицы измерения для взвешивания разных предметов и в разных губерниях были разными.
- Ребята, скажите пожалуйста, чем это не удобно для практических нужд?
- Потребности практики привели к появлению единой для всех стран системы мер. Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм. Слайд 5, 6. Также гр, ц, т. Для измерения масс используются гири в 1 кг, 2 кг, 3 кг, 5 кг и др. Слайд 7.
Учитель показывает как измеряется масса предмета с помощью гирь. Делается вывод. Слайд 8.
Памятка
Для взвешивания предмета надо сделать следующие шаги:
Положить предмет на одну чашку весов.
Устанавливая гири – эталоны на другую чашку, добиться равновесия.
Найти сумму масс всех гирь на второй чашке.
Полученное число килограммов – искомое.
- Ребята, садитесь, пожалуйста. Спины прямые и делаем гимнастику
для глаз.
Гимнастика глаз. Слайд 9.
IV. Закрепление.
Работа с учебником (Задачи №1, №2, №3 – стр. 15)
Работа в рабочих тетрадях ( Задание 1 и 2 – стр. 28)
Дети в парах с помощью чашечных весов взвешивают свои игрушки. В виде мерки используют конфеты. Делают выводы.
Весёлый отдых. Слайд 10, 11.
- Индюк весит 10 килограммов. Сколько она будет весит, если встанет на одну ногу?
- В одном сундуке 9 килограммов муки, в другом 9 килограммов гвоздей. Который из них тяжелее?
V. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, а в жизни, дома, вы пользуетесь весами? Ваши родители? Когда, при каких обстоятельствах?
- Вспомните, пожалуйста, алгоритм взвешивания предмета с помощью чашечных весов.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Какая была наша цель?
- Мы достигли её?
- Какое новое знание приобрели сегодня?
- Кто, по-вашему, очень хорошо работал на уроке? Кто был пассивным?
- Вам понравился урок? Покажите, пожалуйста, кружочки?
- Что вам понравилось, а что не понравилось?
- Понаблюдайте, пожалуйста, как измеряют массу предметов с помощью весов в магазине, на рынке. А дома измерьте массу своего портфеля и запишите.
- Сегодня вы все работали на отлично. Молодцы! Всем спасибо. До свидания. Слайд 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Решение задач, масса одного предмета, количество, масса всех предметов
решаем на время, минутка чистописания, устный счёт, работа по учебнику повторение, работа по теме, решение задач,самостоятельная работа....

Урок математики в 4 классе Тема: Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер.
Тема урока: «Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер» УМК « Школа России»Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Величины». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучени...

УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.
Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства....

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.
"Масса. Единицы массы: центнер, тонна" (технологическая карта урока по ФГОС). Урок-путешествие с использованием РК по Санкт-Петербурги и элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного. ...
Масса. Измерение массы
Презентация великовата по объему (3,19 МБ), т.к. расчитана для использования в течение всего урока, поэтому я ее разделила на две части. Учителю для успешной работы и удобства в использовании, скачав ...

Конспект урока по математике. Тема: "Масса. Единицы массы: центнер, тонна" (УМК "Школа России", 4 класс).
Цели деятельности учителя: закрепление понятий «центнер», «тонна»; закрепление умения преобразовывать величины.Планируемые результатыПредметные:- знать величины «цен...