сложение и вычитание отрезков
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект урока по математике в 1 классе
на тему: «Сложение и вычитание отрезков»
УМК «Школа 2100»
Учебник : Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Математика. Учебник для 1 класса в 3-х частях. Часть 1. – М.; БАЛАСС, 2011 г., с. 46-47.
Учитель - составитель: Низамова Альмира Салаватовна
г. Октябрьский
2012 г.
Тип урока Урок открытия нового знания
Цели:
Помочь детям уяснить, что:
– сложение отрезков связано с понятием части и целого;
– отрезки, которые складываются, – это части;
– отрезок, равный сумме отрезков (который получился в результате сложения отрезков), – это целое;
– на отрезках можно моделировать операции сложения и вычитания.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.
- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.
- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.
Основные понятия: сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое.
Оборудования: - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.
- тетрадь;
- у каждого на столе 4 отрезка(красный, синий, зелёный, чёрный);
- у каждого 3 круга(красный, жёлтый, зелёный);
- у каждого цветные карандаши;
- презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков».
Ход урока.
Организационный момент. Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Для чего нам нужно выполнять эти правила? Ответы детей.
- Прочитайте девиз нашего урока. Слайд 1. Девиз урока: «Считай, смекай, отгадывай».
- Как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке?
+ Считать, смекать, отгадывать.
Актуализация знаний. Диалог учитель – ученик.
- Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом уроке?
+ Целое и часть.
- Как найти целое?
+ Чтобы найти целое надо сложить части.
- Как найти неизвестную часть?
+ Чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть известную часть.
- С какими числами мы уже знакомы?
+ С числами 1, 2, 3.
- Какими цифрами обозначаются эти числа?
+ Цифрами 1, 2, 3.
Физкультминутка для глаз.
Чистописание.
- Откройте тетради на с. 23. Посмотрите на задание 1.
111 222 333
- Найдите закономерность. (Ответы детей.) Допишите.
- Посмотрите на вторую строчку. Найдите закономерность. Допишите.
+ - =
Слайд 2
- По какому признаку можно разделить фигуры?
+ Фигуры можно разделить по форме.
+ Составьте числовые равенства к рисунку. (1+2=3 2+1=3 3-1=2 3-2=1)
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. ( Взаимопроверка.)
- Назовите целое.
+ 3.
- Назовите части.
+ 1и 2.
- Состав какого числа вспомнили?
+ Состав числа 3.
Самооценка.
- Оцените свою деятельность, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
Постановка проблемы урока.
Исследовательская работа.
а) – Возьмите свои цветные карандаши и расположите их «по росту».
б)- У вас на столах лежат 4 отрезка: красный, синий, зелёный и чёрный.
- Покажите самый короткий отрезок? Самый длинный?
- А есть ли среди них отрезки одинаковой длины?
- Как вы определили, что у них одинаковая длина?
+ Методом наложения.
в) - Чем отличается отрезок от прямой?
+ Отрезки имеют начало и конец. Их можно обозначить буквами. Прямая – бесконечна.
- Чем отличается отрезок от луча? (Ответы детей.)
-Чем отличаются ваши отрезки?
+ Цветом и размером.
- Сложите красный и синий отрезок.
+ ….
- Что вызвало затруднение?
+ Мы не умеем складывать отрезки.
- А умеем ли мы вычитать отрезки?
+ Нет.
- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
+ Мы будем учиться складывать и вычитать отрезки.
- Давайте сформулируем тему урока. (Ответы детей.)
Слайд 3. Название урока: Сложение и вычитание отрезков.
- Чему мы должны научиться на уроке?
+ Научиться складывать и вычитать отрезки.
- Что нам поможет?
+ Наш опыт, учитель, учебник.
Открытие нового знания.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 46 № 1.
Слайд 4.
- Сколько отрезков нарисовал Вова?
+ Вова нарисовал 3 отрезка.
- Назовите эти отрезки.
+ АБ, БВ, АВ.
- Назовите самый длинный отрезок.
+ АВ.
- Из каких отрезков он состоит?
+ Из отрезков АБ и БВ.
- Посмотрите на запись: АБ+БВ=АВ. О чём говорит эта запись?
+ Отрезок АВ состоит из АБ и БВ.
- Как получили отрезок АБ?
+ От АВ вычитаем БВ.
- Как получили отрезок БВ?
+ От АВ вычитаем АБ.
- Какой отрезок на рисунке можно назвать словом «целое», какие отрезки – словом «части»?
+ АВ – целое, АБ и БВ – части.
- Оцените свою деятельность, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
Первичное закрепление.
- Найдите задание 2. Прочитайте.
- Что обозначает запись: АБ+БВ=АВ?
+ Сложили части АБ и БВ и нашли целое АВ.
- Что обозначает запись: БВ+АБ=АВ?
+ Сложили части БВ и АБ и нашли целое АВ.
- Что обозначает запись: АВ-АБ=БВ?
+ Из целого АВ вычли известную часть АБ и нашли БВ.
- Что обозначает запись: АВ-БВ=АБ?
+ Из АВ вычли БВ.
- Как нашли целое АВ?
+ Сложили части АБ и БВ.
- Как нашли части?
+ Из целого вычли известную часть АБ (БВ).
- Оцените свою деятельность, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
Физкультминутка.
Слайд 5.
- Найдите задание 3. Сколько всего фруктов на рисунке?(3)
-Где растут эти фрукты?
+ В саду.
- Поднимите руки те ребята, у которых есть сад.
- Как вы помогаете своим родителям в саду?
+ Поливаем, пропалываем.
- Молодцы те ребята, которые помогают своим родителям.
- По какому признаку можно разбить фигуры на группы?
+ По цвету, размеру и форме.
- Разбейте их на группы.
+ Фрукты можно разбить по форме: груши и яблоко.
- Сколько яблок на рисунке? (1)
- Сколько груш? (2)
- Вставьте числа в «окошки» так, чтобы получились верные равенства. (Дети самостоятельно выполняют задание в тетрадях. Самопроверка по слайду.)
- Назовите целое в первом равенстве? Части?
+ Целое – 3, части – 1 и 2.
- Назовите целое и части во втором равенстве?(3 – целое, 1 и 2 – части.)
- Назовите целое и части в третьем равенстве? (3 – целое, 1 и 2 – части.)
- Назовите целое и части в четвёртом равенстве? (3 – целое, 1 и 2 – части.)
- Оцените свою работу, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
Работа в группах.
- Задание 4 будем выполнять по группам. (Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выполняет своё задание. 1 группа выполняет 1 задание, 2 группа - 2 задание, 3 группа – 3 задание с последующей проверкой по слайду.)
- Посмотрите на задание 5. Что нужно сделать?
+ Поставить числа в «окошки» так, чтобы получились верные равенства.(Дети выполняют задание в тетрадях по цепочке.)
Рефлексия.
- Какую цель мы определили в начале урока?
+ Научиться складывать и вычитать отрезки.
- Достигли цели? (Ответы детей.)
- Какие знания из предыдущих уроков помогли нам достичь цели?
+ Целое, часть, отрезок, состав числа 3.
- Как найти целое? Часть? (Ответы детей.)
- Что такое отрезок?(Ответы детей.)
- О том, что вы узнали нового и научились на уроке расскажите родителям. Научите их складывать и вычитать отрезки.
- На этом урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. 1 класс. Урок 23. Сложение и вычитание отрезков - Презентация
Математика. 1 класс. Урок 23. Сложение и вычитание отрезков - Презентация Урок 23. Сложение и вычитание отрезков В презентации отображены: дополнительное задание с ин...
сложение и вычитание отрезков
урок математики в 1 классе по фгос. школа 2100...
Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"
Урок разработан по программе "Школа России" Соответствует ФГОС....
Урок математике по теме "Сложение и вычитание отрезков" 1 класс.
Деятельностный подхок к обучению. УМК "Гармония"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание отрезков" по программе "Школа 2100"...
"Сложение и вычитание отрезков" урок математики в 1 классе
Разработка урока математики на тему"Сложение и вычитание отрезков", урок закрепления знаний и умений. УМК "Гармония"....
Презентация к уроку в 1-м классе "Сложение и вычитание отрезков"
УМК "Гармония" презентация к уроку "Сложение и вычитание отрезков"...