Доли. 4 класс.
план-конспект урока математики (4 класс) на тему
Урок построен в виде путешествия по планетам Солнечной системы.
В игровой форме проверяется качество усвоения новой темы. Формирование знаний, умений и навыков по данной теме осуществляется с помощью постановки проблемного вопрса, с опорой на жизненный опыт детей, проводятся наблюдения и совершаются операции над дробями посредством решения примеров и задач коллективно и по рядам самостоятельно, используется разнообразный занимательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа Тольятти
Интегрированный урок
математика и окружающий мир
4 класс
Тема: «Доли»
Учитель: Михайлова О. И.
2011-2012 учебный год.
Тема: «Доли».
Задачи:
∙ формировать представление о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, умение читать и записывать доли в виде дроби;
∙ закреплять навык решения текстовых задач;
∙ закреплять устные и письменные вычислительные навыки, умение работать с именованными числами;
∙ развивать внимание, память, мышление, речь, познавательный интерес, умение анализировать;
∙ закрепить знания учащихся о планетах Солнечной системы;
∙ продолжать формировать знания о планетах.
Оборудование:
- карта Солнечной системы;
- названия и изображения планет;
- изображение ракеты;
- название планетных станций;
- осенние карточки; 18 шт.
- тест (интеллект – Т); 18 шт.
- прямоугольник и круг; 36 шт.
- изображение ½ апельсина;
- магнитная доска;
- магнитный макет;
- весёлый и грустный человечек + 2 конверта;
Ход урока:
I.Организационный момент:
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (измерение и дроби)
- Что же такое дроби? (дроби - это числа, выражающие части единиц счёта или измерения)
II.Актуализация знаний:
- Ребята, в начале года на уроках окружающего мира мы изучали планеты Солнечной системы.
- Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9)
- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Перед вами карта нашего необычного звёздного путешествия – карта Солнечной системы.
( учитель показывает карту на доске).
) ) ) ) ) ) ) ) )
- Но на неё пока не нанесён конкретный маршрут. Предлагаю штурманам проложить его и нанести на карту названия планет, на которые мы полетим.
- Расположите названия планет в правильном порядке относительно Солнца.
( от каждого ряда выходят по 2 человека).
- Работа штурманов выполнена правильно?
- Давайте проговорим названия планет.
( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Молодцы, вы хорошо справились с этой задачей.
- Путешествовать мы будем на ракете. На каждой планете есть межпланетные станции, где нас ждут.
(учитель прикрепляет к планетам названия станций).
- Но мы не сможем отправиться в полёт, пока не выполним задание. Откройте свои бортовые журналы и запишите число.
Задание 1.
Запишите множество А букв слова «Земля» и множество В - букв слова «планета».
Найдите объединение и пересечение этих множеств.
( у доски и в тетради)
Решение: А= {З е м л я} А∩В {е, л}
В= {п л а н е т а} A∪B {з е м л я п а н т}
- Вы хорошо справились с этим заданием.
- Командиром корабля у нас будет её величество Математика. В путешествии вы должны выполнять задания. Математика берёт с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых.
Вы считаете себя таковыми? Конечно, же, мы отправляемся все. И я рада вас приветствовать на борту нашего космического корабля.
- Взлетать мы будем с планеты ЗЕМЛЯ, со станции ШКОЛА.
- Назовите особенности планеты Земля? (естественный спутник- Луна, планета-сад).
Во время полёта выполним задание 2.
- Какое у нас сейчас время года? (осень)
- Русскими поэтами написано много стихов об осени. Все эти стихи прекрасны, как и сама осень.
- Произведения каких поэтов, писавших об осени, вам знакомы? (Ф. И. Тютчев; А.С. Пушкин; К. Бальмонт; Н.Рубцов; Н. А. Некрасов).
- Перед вами на карточке четверостишье одного из русских поэтов.
- Прочитайте его про себя.
- Кто прочитает нам его выразительно вслух?
- Но отгадать автора вы сможете, только выполнив цепочку математических действий.
630
:7
+38
:2
+44
Поспевает брусника, А. Н. Плещеев-104
Стали дни холоднее. К. Д.Бальмонт-108
И от птичьего крика Ф. И. Тютчев-106
В сердце только грустнее.
- Кто же автор этих прекрасных грустных строк? (К. Д. Бальмонт)
- Кто правильно отгадал фамилию?
Вы все молодцы!!!
Приземляемся на планету ВЕНЕРА, на станцию ПОВТОРЯЙКА-ВСПОМИНАЙКА.
(тест)
- Какую тему повторим?
- Что будем развивать?
Взаимопроверка
Взаимооценка
-Кто получил оценку «5»?
- Кто получил оценку «4»?
-Чья работа не получила оценки? (не огорчайтесь, будем ещё работать по этой теме).
Полёт продолжается. Но, кажется, что-то случилось с двигателем ракеты. Попробуем переключить скорости (отыскивают глазами заданный угол).
Всё в порядке.
III.Постановка проблемы.
- Приземляемся на планету САТУРН, на станцию ОТКРЫВАЙКА.
- В честь кого названа эта планета? (римского бога земледелия)
- Чем окружен? (множеством ярких колец)
- Из чего они состоят? (из обломков льда и камней)
Практическая часть:
- Возьмите прямоугольный лист бумаги, поделите его на две половинки перегибанием, заштрихуйте карандашом одну из них.
- Что сделали с листком бумаги? (поделили на равные части)
- Термин «равные части» иногда заменяют термином «доли».
- На сколько равных частей (т. е. долей) поделили лист? ( на две)
- Сколько долей (т. е. частей) заштриховали? (одну)
Цель нашего сегодняшнего урока
научиться делить на равные части (т. е. доли) предметы, геометрические фигуры, читать и записывать доли в виде дроби.
( на доске тема «доли»).
- Мама дала Толику после обеда апельсин. Он разделил его на две равные части и половинку отдал младшей сестре.
-Половинку апельсина можно назвать 1/2 частью апельсина (показ картинки).
-Это число записывается так…
-Если целую единицу разделили на три равные части, то каждая часть (доля) будет равна 1/3.
(показ на магнитной доске)
Практическая часть:
-Возьмите со стола следующую геометрическую фигуру. Как она называется? (круг).
-Разделите круг на 4 части и заштрихуйте одну часть.
-Как можно назвать данную часть (долю)? (1/4, т.к. лист делили на 4 доли, а взяли 1)
-Как можно записать это число?
-Прочитайте дробь. (1/5, 1/7, 1/8)
-Что обозначает нижняя цифра?
-Что обозначает верхняя цифра?
-Что обозначает запись 1/n?
-Как она читается?
Вывод: итак, термины «равные части» и «равные доли» одинаковы по значению?
- И если я скажу что пирог разделили на 6 долей, то это значит, что его разделили …на 6 равных частей.
IV.Физминутка.
-Мы приземляемся на планету НЕПТУН, на станцию ОТДЫХАЙКА.
-В честь кого названа эта планета? (римского бога морей).
-Что напоминает цвет планеты? (блеск воды)
-Какая температура на планете? (-200º)
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки всем вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V.Первичное закрепление
-Мы на планете УРАН, на станции ЗАКРЕПЛЯЙКА.
- Из чего состоит эта планета? (из маленького каменного ядра и замёрзших газов)
№1 страница 65 (устно)
№2 страница 65 (в учебнике)
№ 3 страница 66 (наглядность на доске)
№4 страница 66 (запись дробей под диктовку)
Полёт продолжается.
-Приземляемся на планете ПЛУТОН, станция РЕШАЙСК.
-В честь кого названа планета? (римского бога- повелителя царства мертвых)
-Назовите особенности этой планеты (самая маленькая планета, самая холодная планета, температура -230 º)
№9 страница 67 (решение задач)
VI.Итог:
-Мы снова возвращаемся на планету ЗЕМЛЯ.
-Чему научились на уроке? ( делить на равные части (доли), записывать и читать числа –дроби)
-Что обозначает нижняя цифра дроби?
-Что обозначает верхняя цифра дроби?
На остальных планетах нам сегодня не удалось побывать, но мы побываем там, на следующем уроке.
VII. Оценивание детей учителем
-Я бы хотела отметить …
- Вы за урок получаете …
VIII. Самооценка
- А теперь вы можете сами оценить свою работу на уроке
- Кому было комфортно на уроке?
- Кто считает, что хорошо потрудился на уроке?
- У кого всё получалось?
- Кому было интересно на уроке?
Положите свой значок в весёлый конверт.
-Кто чувствовал себя неуютно?
-Кто не совсем доволен собой, своей работой на уроке?
-У кого задания вызывали трудности?
-Кому было скучно?
Положите свой значок в грустный конверт.
IX. Домашнее задание
№12 страница 67
№ 8 страница 66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.
Тема урока: «Доли» Класс – 3Дата проведения: 15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...
презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"
данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...
Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.
Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....
Урок математики "Доля.Образование и сравнение долей" 3 класс
Урок математики 3 класс Школа России...
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли 3 класс
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли. 3 класс " Школа России"- презентация...
Учебно-методический комплект по математике "Нахождение доли от величины и величины по её доле", 4 класс, ПНШ
Учебно-методический комплект по математике...
Тема: Доли. Класс: 3класс Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: Доли.Класс: 3классТип урока: урок «открытия» новых знаний.Вид урока: урок-диалог....