Доли. 4 класс.
план-конспект урока математики (4 класс) на тему

Урок построен в виде путешествия по планетам Солнечной системы.

В игровой форме проверяется качество усвоения новой темы. Формирование знаний, умений и навыков по данной теме осуществляется с помощью постановки проблемного вопрса, с опорой на жизненный опыт детей, проводятся наблюдения и совершаются операции над  дробями посредством решения примеров и задач коллективно и по рядам самостоятельно, используется разнообразный занимательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа Тольятти


Интегрированный урок

математика и окружающий мир  

4 класс

Тема: «Доли»

                                          Учитель:  Михайлова О. И.

                                                                                     2011-2012  учебный год.

Тема: «Доли».

Задачи:           

 формировать представление о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, умение читать и записывать доли в виде дроби;

 закреплять навык решения текстовых задач;

 закреплять устные и письменные вычислительные навыки, умение работать с именованными числами;

 развивать внимание, память, мышление, речь, познавательный интерес, умение анализировать;

 закрепить знания учащихся о планетах Солнечной системы;

 продолжать формировать знания о планетах.

Оборудование:

- карта Солнечной системы;

- названия и изображения планет;

- изображение ракеты;

- название планетных станций;

- осенние карточки; 18 шт.

- тест (интеллект – Т); 18 шт.

- прямоугольник и круг; 36 шт.

- изображение ½ апельсина;

- магнитная доска;

- магнитный макет;

- весёлый и грустный человечек + 2 конверта;

Ход урока:

I.Организационный момент:

Итак, друзья, внимание-

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём сейчас урок.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?                    (измерение и дроби)

- Что же такое дроби?         (дроби - это числа, выражающие части единиц счёта или измерения)

II.Актуализация знаний:

- Ребята, в начале года на уроках окружающего мира мы изучали планеты Солнечной системы.

- Сколько планет вращается вокруг Солнца?        (9)       

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Перед вами карта нашего необычного звёздного путешествия – карта Солнечной системы.

( учитель показывает карту на доске).

             ) ) ) ) ) ) ) ) )

- Но на неё пока не нанесён конкретный маршрут. Предлагаю штурманам проложить его и нанести на карту названия планет, на которые мы полетим.

- Расположите названия планет в правильном порядке относительно Солнца.

( от каждого ряда выходят по 2 человека).

- Работа штурманов выполнена правильно?

- Давайте проговорим названия планет.

( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

- Молодцы, вы хорошо справились с этой задачей.

- Путешествовать мы будем на ракете. На каждой планете есть межпланетные станции, где нас ждут.

(учитель прикрепляет к планетам названия станций).

- Но мы не сможем отправиться в полёт, пока не выполним задание. Откройте свои бортовые журналы и запишите число.

Задание 1.

Запишите множество А букв слова «Земля» и множество В - букв слова «планета».

Найдите объединение и пересечение этих множеств.

( у доски и в тетради)

Решение: А= {З е м л я}                               АВ {е, л}

                 В= {п л а н е т а}                          AB {з е м л я п а н т}

- Вы хорошо справились с этим заданием.

- Командиром корабля у нас будет её величество Математика. В путешествии вы должны выполнять задания. Математика берёт с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых.

Вы считаете себя таковыми? Конечно, же, мы отправляемся все. И я рада вас приветствовать на борту нашего космического корабля.

- Взлетать мы будем с планеты ЗЕМЛЯ, со станции ШКОЛА. 

- Назовите особенности планеты Земля?  (естественный спутник- Луна, планета-сад).

Во время полёта выполним задание 2.

   - Какое у нас сейчас время года?   (осень)

   -  Русскими поэтами написано много стихов об осени. Все эти стихи прекрасны, как и сама осень.

- Произведения каких поэтов, писавших об осени, вам знакомы?    (Ф. И. Тютчев; А.С. Пушкин; К. Бальмонт; Н.Рубцов; Н. А. Некрасов).          

   

- Перед вами на карточке четверостишье одного из русских поэтов.

- Прочитайте его про себя.

- Кто прочитает нам его выразительно вслух?

- Но отгадать автора вы сможете, только выполнив цепочку математических действий.

630

:7

+38

:2

+44

        

Поспевает брусника,                               А. Н. Плещеев-104

Стали дни холоднее.                               К. Д.Бальмонт-108

И от  птичьего крика                                Ф. И. Тютчев-106

В сердце только грустнее.

- Кто же автор этих прекрасных грустных строк?                      (К. Д. Бальмонт)

- Кто правильно отгадал фамилию?

Вы все молодцы!!!

Приземляемся на планету ВЕНЕРА, на станцию ПОВТОРЯЙКА-ВСПОМИНАЙКА.

(тест)

- Какую тему повторим?

- Что будем развивать?

Взаимопроверка

Взаимооценка

-Кто получил оценку «5»?

- Кто получил оценку «4»?

-Чья работа не получила оценки?  (не огорчайтесь, будем ещё работать по этой теме).

Полёт продолжается. Но, кажется, что-то случилось с двигателем ракеты. Попробуем переключить скорости (отыскивают глазами заданный угол).   

Всё в порядке.

III.Постановка проблемы.         

- Приземляемся на планету  САТУРН, на станцию ОТКРЫВАЙКА.

- В честь кого названа эта планета? (римского бога земледелия)

- Чем окружен?                   (множеством ярких колец)

- Из чего они состоят?       (из обломков льда и камней)

Практическая часть:

- Возьмите прямоугольный лист бумаги, поделите его на две половинки перегибанием, заштрихуйте карандашом одну из них.

- Что сделали с листком бумаги?     (поделили на равные части)

- Термин «равные части» иногда заменяют термином «доли».

- На сколько равных частей (т. е. долей) поделили лист?          ( на две)

- Сколько долей (т. е. частей) заштриховали?      (одну)

Цель нашего сегодняшнего урока

научиться делить на равные части (т. е. доли) предметы, геометрические фигуры, читать и записывать доли в виде  дроби.  

( на доске тема «доли»).

- Мама дала  Толику после обеда апельсин. Он разделил его на две равные части и половинку отдал младшей сестре.

-Половинку апельсина можно назвать 1/2 частью апельсина (показ картинки).

-Это число записывается так…

-Если целую единицу разделили на три равные части, то каждая часть (доля) будет равна 1/3.

(показ на магнитной доске)

Практическая часть:

-Возьмите со стола следующую геометрическую фигуру. Как она называется? (круг). 

-Разделите круг на 4 части и заштрихуйте одну часть.

-Как можно назвать данную часть (долю)?       (1/4, т.к. лист делили на 4 доли, а взяли 1)

-Как можно записать это число?

-Прочитайте дробь.                   (1/5, 1/7, 1/8)

-Что обозначает нижняя цифра?

-Что обозначает верхняя цифра?

-Что обозначает запись 1/n?

-Как она читается?

Вывод: итак, термины «равные части» и «равные доли» одинаковы по значению?

- И если я скажу что пирог разделили на 6 долей, то это  значит, что его разделили …на 6 равных частей.

IV.Физминутка.

-Мы приземляемся на планету НЕПТУН, на станцию ОТДЫХАЙКА. 

-В честь кого названа эта планета?                    (римского бога морей).

-Что напоминает цвет планеты?                       (блеск воды)

-Какая температура на планете?                      (-200º)

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

 Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки всем вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V.Первичное закрепление 

-Мы на планете УРАН, на станции ЗАКРЕПЛЯЙКА. 

- Из чего состоит эта планета?                (из маленького  каменного ядра и замёрзших газов) 

№1 страница 65 (устно)

№2 страница 65 (в учебнике)

№ 3 страница 66 (наглядность на доске)

№4 страница 66 (запись дробей под диктовку)

Полёт продолжается.

-Приземляемся на планете ПЛУТОН, станция РЕШАЙСК.

-В честь кого названа планета?                  (римского бога- повелителя царства мертвых)

-Назовите особенности этой планеты       (самая маленькая планета, самая холодная планета, температура -230 º)

  №9 страница 67 (решение задач)

VI.Итог:

-Мы снова возвращаемся на планету ЗЕМЛЯ.

-Чему научились  на уроке?        ( делить на равные части (доли), записывать и читать числа –дроби)

-Что обозначает нижняя цифра дроби?

-Что обозначает верхняя цифра дроби?

На остальных планетах нам сегодня не удалось побывать, но мы побываем там, на следующем уроке.  

VII. Оценивание детей учителем

-Я бы хотела отметить …

- Вы за урок получаете …

VIII. Самооценка

- А теперь вы можете сами оценить свою работу на уроке

- Кому было комфортно на уроке?

- Кто считает, что хорошо потрудился на уроке?

- У кого всё получалось?

- Кому было интересно на уроке?

Положите свой значок в весёлый конверт.

-Кто чувствовал себя неуютно?

-Кто не совсем доволен собой, своей работой на уроке?

-У кого задания вызывали трудности?

-Кому было скучно?

Положите свой значок в грустный конверт.

IX. Домашнее задание

№12 страница 67

№ 8 страница 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока:   «Доли» Класс – 3Дата проведения:  15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.

Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли 3 класс

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли. 3 класс " Школа России"- презентация...

Тема: Доли. Класс: 3класс Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: Доли.Класс: 3классТип урока: урок «открытия» новых знаний.Вид урока: урок-диалог....