Урок математики в 1 классе по теме "Делим числа"
план-конспект урока математики (1 класс) на тему
Данный урок проводится с использованием сказки "Колобок". Герои сказки участвуют во всех заданиях. Урок проведён с использованием интерактивной доски. Программа "Начальная школа ХХI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова Ленинградской области».
.
Белякова Ольга Леонидовна
Волховский район
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова Ленинградской области»
Педагогический стаж: 10 лет
Образование: среднее специальное
Квалификационная категория: вторая
Конспект урока.
УМК: самостоятельно составленный комплект.
Предмет: математика.
Тема: «Периметр многоугольника».
Класс: 2 «В»
Дата проведения: 31 октября 2008 г.
Учебник: М.И.Моро «Математика» в 2-ух частях,
Москва: «Просвещение», 2007 год.
2008 – 2009 учебный год
г. Волхов
Ленинградская область
Цели:
- Познакомить детей с новым понятием «периметр многоугольника».
- Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
- Совершенствовать умения решать простые геометрические задачи.
- Развивать умения рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
- Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
- Совершенствовать общеучебные навыки: умение сравнивать, анализировать, работать в паре, совершенствовать навыки самоконтроля.
Оборудование:
- Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
- Линейка.
- Веер цифр.
- Циркуль.
- Демонстрационный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. Что вы видите?
Варианты ответов учащихся:
- На доске я вижу геометрический фигуры.
- Перед нами на доске квадраты. Все стороны этих фигур равны.
Учитель:
- Предположите, для чего на доске вывешены геометрические фигуры
(На доске квадратики одинакового цвета. С обратной стороны каждого квадрата написаны буквы.)
Варианты ответов учащихся:
-Мы сегодня будем конструировать.
- Может быть, мы будем учиться находить стороны квадрата.
- Возможно, будем учиться чертить геометрические фигуры.
Учитель:
- Молодцы! Мне понравились ваши предположения, но сегодня на уроке эти геометрические фигуры помогут нам прочитать одно удивительное слово, которое мы получим при правильном выполнении всех заданий урока. Приготовьтесь, пожалуйста, к работе, проверьте, посадку, положение тетради. Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, слова «классная работа».
- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Предположите, какое задание я для вас приготовила.
Варианты ответов учащихся:
- Назвать все геометрические фигуры.
- Найти общее фигур или их различия.
Учитель:
- Мне понравились ваши предложения. Попробуйте назвать одним словом, что изображено на доске?
Варианты ответов учащихся:
- На доске изображены фигуры.
- На доске изображены геометрические фигуры.
- Это ломаные линии.
Учитель:
- Чей ответ вы считаете более удачным, более точным? Докажите свое мнение.
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что все ответы верны.
- А я считаю, что второй ответ более точный, так как треугольник, четырехугольник, многоугольник, ломаная линия – это геометрические фигуры.
-Я думаю, что треугольник, четырехугольник, многоугольник – это геометрические фигуры и их можно назвать ломаными, так как они имеют несколько звеньев.
Учитель:
- Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что мы будем распределять эти фигуры на группы?
- Может быть, мы будем искать лишнюю фигуру?
- Наверное, вы предложите нам что-нибудь сконструировать.
Учитель:
- Приготовьте, пожалуйста, веер цифр. Покажите номер той фигуры, которую вы считаете лишней.
- Ваши мнения разделились, кто же прав? Приготовьте доказательства.
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что лишняя фигура под номером 2, так как эта линия замкнутая, а остальные незамкнутые.
- А я считаю, что под номером 3 , так как у этой ломаной 4 звена, а других 3.
Учитель:
- Вспомните, какую линию мы называем ломаной.
Варианты ответов учащихся:
- Это линия, состоящая из отрезков, которые соединяются между собой под углом.
- Ломаная линия состоит из звеньев. Конец одного звена является началом другого.
Учитель:
- Предположите следующее задание.
На доске:
Длина 1 звена – 3 см
Длина 2 звена - 5 см
Длина 3 звена – 2 см
Варианты ответов учащихся:
- Наверно, надо будет начертить ломаную линию, состоящую из трех звеньев: 3 см, 5 см, 2 см.
- Нужно найти сумму длин всех звеньев.
Учитель:
- Молодцы! Вы, верно, предположили задание, которое я вам приготовила. Как вы будете находить длину ломаной?
Варианты ответов учащихся:
- Чтобы найти длину ломаной линии, нужно сложить все длины звеньев.
- От перестановки слагаемых сумма не изменяется, поэтому можно складывать длины звеньев в любом (удобном) порядке.
Учитель:
- Какое же задание вы сейчас будете выполнять?
Вариант ответа учащегося:
- Мы должны начертить ломаную линию и найти ее длину.
Учитель:
- Покажите на веере цифр, какой результат у вас получился.
(Рассматриваются варианты ответов учащихся. Разбираются вычислительные ошибки, если таковые имеются)
3. Создание проблемной ситуации.
(На партах у учащихся треугольник, изготовленный из проволоки, циркуль, линейка, нитка.)
Учитель:
- Рассмотрите предметы, которые лежат у вас на партах, и предположите, для чего на уроке они могут быть нужны?
Варианты ответов учащихся:
- Мы из проволоки будем конструировать фигуры.
- Я думаю, что мы будем учиться пользоваться циркулем.
- Мы, наверное, будем измерять при помощи циркуля. Помните, как мы это делали, когда изучали ломаную линию.
Учитель:
- Возможно, кто-то из вас и прав. Узнаем об этом, выполнив следующее задание. У меня из проволоки выложена фигура. Какую форму она имеет?
Варианты ответов учащихся:
- Эта фигура имеет форму треугольника.
- Это замкнутая линия, она состоит из 3 звеньев. Эта фигура имеет три стороны, три вершины. Это треугольник.
Учитель:
- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру?
Варианты ответов учащихся:
- Эта фигура имеет три угла, значит, ее можно назвать многоугольником.
Учитель:
- Итак, перед нами многоугольник. Предположите, какую работу вы сейчас будете выполнять?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что нужно будет измерить длину каждого звена.
- Предполагаю, что вы попросите начертить такой же треугольник в тетрадях.
- Наверное, нужно будет эту фигуру превратить в другую.
- Мы будет вычислять длину этой замкнутой линии.
Учитель:
- Вычислите длину замкнутой линии. Как вы будете это делать?
Варианты ответов учащихся:
- У этой фигуры 3 звена. Нужно измерить длину звеньев и найти их сумму.
Учитель:
- Запишите математическое выражение в тетрадь.
(К доске вызываются двое учащихся, которые выполняют это задание за «закрытой» доской)
Прочитайте выражения, которые получились.
(На доску выносятся все варианты)
Варианты ответов учащихся:
6+3+6=15 (см)
3+6+6=15 (см)
6+6+3=15 (см)
Учитель:
- У нас три варианта. Чей вариант вы считаете правильным и почему?
Варианты ответов учащихся:
- Все варианты верны, потому что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Учитель:
- Я считаю, что длина ломаной найдена неверно. Как вы можете доказать правильность своего суждения? Выскажите своё мнение.
Варианты ответов учащихся:
- Можно расправить проволоку в одну линию и измерить ее длину линейке.
- Я думаю, что использовать циркуль и линейку.
- Нам может помочь в этом нитка. Наложить нить на фигуру, расправить её, а потом по линейке измерить.
Учитель:
- Выберите тот способ, который вы считаете наиболее удобным и проверьте свое решение.
- Поднимите сигнальную карточку, если у вас нет ошибок. Нарисуйте звёздочку.
- Кто ошибся? Исправьте ошибку зелёной ручкой.
(анализ допущенной ошибки)
- Поднимите руку, кто воспользовался первым способом проверки.
- Кто использовал для проверки циркуль и линейку. Расскажите, как вы выполняли задание.
Варианты ответов учащихся:
- Измеряем длину одного звена и откладываем на линейке, а затем второго звена и откладываем на линейке дальше, а затее и третье звено.
Учитель:
- Кто при проверке использовал третий способ проверки?
- Как узнали длину ломаной при помощи нити?
Варианты ответов учащихся:
- Я измерял способом наложения.
4.Формулировка проблемы.
Учитель:
- Ребята, мы с вами сейчас совершили математическое открытие. Кто из вас знает, как называется нахождение суммы длин многоугольника?
( Варианты ответов учащихся)
Учитель:
- Оказывается, мы с вами нашли ....
( Учитель вывешивает карточку)
Периметр многоугольника.
Учитель:
- Кто из вас может определить тему сегодняшнего урока?
Вариант ответа учащегося:
-Тема урока: «Периметр многоугольника»
4. Открытие нового знания.
Учитель:
- Что же такое периметр?
Варианты ответов учащихся:
- Периметр – это сумма длин звеньев ломаной.
- Периметр – это длина всей ломаной.
Учитель:
- Как по-другому можно назвать звенья любой фигуры?
Варианты ответов учащихся:
- Звенья у любой фигуры можно назвать стороной этой фигуры.
Учитель:
- Сделайте вывод. Что мы с вами находили, составив выражения?
6+3+6=15 (см)
3+6+6=15 (см)
6+6+3=15 (см)
Варианты ответов учащихся:
- Сумму сторон.
- Периметр треугольника
Учитель:
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 36. Прочитайте правило про себя. Сделайте вывод.
Варианты ответов учащихся:
- Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике.
Физминутка.
(Проводит физминутку дежурный ученик при открытой форточке)
1,2 – выше голова.
3, 4 – руки шире.
5,6 – тихо сесть.
7,8 – лень отбросим.
5. Применение новых знаний.
Учитель:
- Предположите, чему будем учиться дальше?
Варианты ответов учащихся:
- Находить периметр фигур.
Учитель:
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие геометрические фигуры изображены.
Варианты ответов учащихся:
- На рисунке многоугольники.
- Здесь изображены два четырёхугольника и треугольник.
Учитель:
- Предположите задание к этому рисунку.
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что будем сравнивать фигуры и находить лишнюю.
- Находить периметр этих фигур.
Учитель:
- Как вы считаете, какая фигура может быть лишней, с помощью веера цифр укажите ее номер, докажите своё мнение.
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что лишняя фигура – треугольник. Потому что у треугольника 3 угла и 3 стороны, а у остальных фигур 4 угла и 4 стороны.
Учитель:
- Первое ваше предположение по выполнению задания мы выполнили. Приступим к следующему вашему предложению. Найдите периметр фигуры, которая находиться слева от треугольника.
(Ученики работают самостоятельно. Правильность нахождения фигуры в учебнике проверяют друг у друга)
Учитель:
- Каким алгоритмом будете пользоваться при выполнении задания?
Варианты ответов учащихся:
-1. Нужно измерить длину всех сторон фигуры.
-2. Подписать стороны фигуры карандашом в учебнике.
-3. Сложить длины всех сторон.
Учитель:
- Как вы считаете, удобно ли всегда писать такое длинное слово при решении геометрических задач. Может быть, кто-то знает, как можно записать слово периметр с помощью символа?
(Возможные варианты ответов учащихся)
- Ребята, математики - народ точный и не очень любят
писать длинные слова. Было принято решение
обозначать периметр латинской буквой Р.
(Учитель вывешивает карточку).
- Как же записать решение, используя знак Р? Ваши версии.
(Возможные варианты ответов учащихся)
Учитель:
- А теперь научимся записывать решение геометрической задачи.
- Проверьте положение тетради, посадку.
- Отступите две клетки вниз.
(Учитель показывает запись на доске с
комментированием).
- Записываю латинскую букву Р и внизу показываю,
периметр, какой фигуры находим.
-Кто может продолжить мою запись?
(Один ученик записывает выражение на доске с
комментированием).
5. Самостоятельная работа.
Учитель:
- Самостоятельно найдите периметр фигуры, которая
находится справа от треугольника.
- Взаимопроверка. Сравните результат выражения,
который у вас получился.
- В какой паре ответ получился одинаковый, поднимите
руки. Нарисуйте звёздочку на полях.
- Кто ошибся? ( Анализ ошибок).
6.Итог урока.
Учитель:
- На какой вопрос искали ответ на уроке?
Варианты ответов учащихся:
- Что такое периметр?
Учитель:
- Как вы на него можете ответить?
Варианты ответов учащихся:
- Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.
Учитель:
-Чьи версии на уроке были верны?
-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?
(Выставление отметок).
Учитель:
- Составьте из букв слово.
- Варианты ответов учащихся:
- Каникулы!
Учитель:
- Поздравляю Вас с началом осенних каникул!
Самоанализ урока.
Краткая характеристика класса.
Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.
Из 20 учащихся, поступивших в первый класс – 12 человек посещали детский сад , 8 человек не посещали детский сад.
Общий уровень развития.
Высокий | 1 человек | ( 5 %) |
Выше среднего | 2 человека | ( 10 %) |
Средний | 10 человек | ( 50 % ) |
Ниже среднего | 5 человек | ( 25 %) |
Низкий | 2 человека | ( 10 %) |
В данный момент в классе обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.
Высокий | 1 человек | ( 5 %) |
Средний | 17 человек | (90%) |
Ниже среднего | 1 человек | (5%) |
В классе 19 учащихся. Присутствовало 19 учащихся.
Тема урока: «Периметр многоугольника».
Это 11 урок по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
На данный момент дети знают:
- простые геометрические фигуры;
- понятие ломаная линия;
- замкнутая и незамкнутая ломаная линия;
- умеют находить длину ломаной линии.
Основной целью урока являлось знакомство с новым математическим понятием - «периметр многоугольника». Весь материал урока был отобран исходя из поставленной цели. Выполнение этой цели проходило на каждом этапе урока.
- Актуализация знаний.
Обобщили знания о ломаной линии, выполнили практическую работу на нахождение длины ломаной.
Результативность:
Без ошибок чертёж –19 уч. ( 100 % )
Без ошибок нашли длину ломаной – 17 уч. ( 89 % )
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
- Создание проблемной ситуации.
Путём создания ситуаций противоречия дети вступали в диалог с учителем, предлагали свои разнообразные версии решения.
Работа с геометрической фигурой, изготовленной из проволоки, помогла учащимся на практике измерить длину ломаной и выполнить проверку .
Результативность:
Выполнили проверку:
При помощи линейки – 10 уч.
При помощи линейки и циркуля – 2 уч.
При помощи нити – 4 уч.
3. Открытие нового знания.
Дети, при помощи учителя, опираясь на ранее полученные знания, вывели правило: что такое периметр. Проверили правильность своих суждений, опираясь на материал, представленный в учебнике.
4. Применение новых знаний.
Учились правильно записывать выражения. Находить заданную фигуру, сравнивать фигуры и вычленять лишнюю. На практике учащиеся учились применять полученные знания: измерять длину звеньев ломаной, подписывать стороны фигуры, пользоваться линейкой, находить периметр.
Результативность:
- Самостоятельная работа.
На уроке был организован контроль усвоения знаний учащихся. При проведении самостоятельной работы дети учились анализировать свою работу и оценивать её результат.
Результативность:
Без ошибок измерения - 19 уч. ( 100 % )
Без ошибок нахождение периметра – 16 уч. ( 84%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
(допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Низкий уровень самоконтроля – 1 уч. (5%)
(не исправил ошибки)
Учащиеся в конце урока сделали важный вывод
для себя, что полученные знания им пригодятся в жизни.
В течение урока совершенствовались вычислительные
навыки. Учащиеся находили удобный способ счета, объясняли устные приемы счета. Записали два выражения в два действия и два выражения в три действия. Повторили переместительный закон сложения.
Результативность:
Без ошибок вычисления – 16 уч. (84%)
Допустили ошибки в вычислениях – 3 уч. (16%)
- табличное сложение в пределах 20 - 3 уч.
( 6+9; 8+3; 8+5 )
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
(допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 2 уч. (11%)
(исправил ошибку во время проверки)
В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении практической работы, работе с учебником, выполнении самостоятельного задания.
На уроке все дети были активны. Учились наблюдать, обобщать, делать выводы.
В течение урока были опрошены все дети. Звучала монологическая речь учащихся.
Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за посадкой детей при письме, положением тетради на парте. Учащиеся выполнили физминутку.
Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смарт презентация к уроку математики 3 класс "Умножение двузначного числа на однозначное"
Данная презентация разработана учителем начальных классов первой категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1им.В. Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципа...
Конспект урока математики 1 класс " Число10. Состав числа 10"
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон " Число10. Состав числа10"...
Урок математики 3 класс. Умножение двузначного числа на однозначное.
Конспект урока и презентация послужат хорошей помощью начинающим учителям в их деятельности. Прослеживается деятельностный подход в обучении, способствующий развитию мышления учащихся....
Урок математики 4 класс. "Деление многозначного числа на двузначное"
Цели: создать условия для знакомства учащихся со способом деления многозначных чисел на двузначное;организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:ре...
Урок математики 3 класс.Умножение трёхзначного числа на однозначное.Закрепление.
Это урок-космическое путешествие в мир цифр и информации о космосе и его покорителей....
Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число
Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...
Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Умножение числа 2. Умножение на число 2". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о таблице умножения на 2; совершенствовать навыки устного счета и умение решать задачи; развитие внимания и логического мышленияПланируемые результатыПре...