трудные темы, изучаемые по математике в 4 классе
статья по математике (4 класс) по теме

В статье рассматриваются упражнения, которые помогут изучению трудных тем по математике в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_temy.doc53 КБ
Office presentation icon trudnye__temy_izuchaemye_po_matematike.ppt138.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДНЫЕ ТЕМЫ   ПО МАТЕМАТИКЕ

В  4 КЛАССЕ

           Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе. Именно  в  первые  годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.  Наиболее трудные темы, изучаемые в 4 классе, по  моему мнению, это письменное умножение и деление  многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, и конечно, решение задач. Сегодня я хотела бы остановиться на первых двух разделах.

          Как  в природе, так  и  в математике  все взаимосвязано.

Что надо знать, чтобы без  ошибок  решать  примеры на умножение и деление многозначных чисел:

- табличное умножение и деление

- сложение и вычитание без перехода и с переходом через разряд

- приемы и  свойства  умножения  и деления

- деление с остатком.

 

              В 1 классе идет работа над составом чисел в пределах 10, 20 (без перехода и с переходом через разряд.) Начиная со 2 класса, дети  знакомятся с конкретным смыслом умножения, учат таблицу умножения и деления,  и в 3 классе учащиеся продолжают ее учить.

Если на каком-то из этих этапов усвоение происходит не на уровне вычислительного навыка, то в 4 классе начинаются проблемы. То не можем вспомнить, сколько будет 7 умножить на 8,  и тогда начинаем считать с примера -  7 умножить на 2, на 3 и т.д., а когда дошли до нужного примера  – забыли, что надо делать, то никак не решим, сколько будет  к 7  прибавить  6. Вот и выходят  ошибки при умножении многозначных чисел.  Что же делать? Необходимо на каждом уроке использовать устный счет на табличное сложение и вычитание,  умножение и деление, на использование приемов и свойств умножения и деления. Для этого  существуют  различные упражнения. Давайте вспомним некоторые из  них:

  1. Замени сложение умножением и наоборот:

          4 + 4 + 4

          4 х 7                                

          24 х 2

          2 х 5 + 5 х 3

  1. Замени  звездочки такими цифрами, чтобы равенства были верными:  

          3 х 8 = *4                           3 х * = 27                          3 х * = *5

3) Сравни выражения:  

 6 х 3 ….  3 х 6

 7 х 4  ….. 7 х 3

4)Поставь знаки так, чтобы получились верные записи:

7 х 6 – 6 …. 6 х 6

7 х 4 + 3 х 7 …. 5 х 7

9 х 6 – 2 х 9 …. 3 х 9

Без знания взаимосвязи умножения и деления –трудно  разделить одно число на другое.

Можно использовать такие задания:

1)Подбери числа и вставь  вместо точек нужное число:

… х 2 = 12                                 …   : 5 = 2

3 х … = 15                                25 : … = 5

9 х 2 = 9 х 1 + ….                    6 х 7 = 6 х … + …х 5

В учебнике по математике:  автор – Моро  много таблиц для заполнения. Можно как устно, так и письменно с ними работать.

  1. Составь примеры по таблице и реши их:

Делимое

24

35

Делитель

4

6

Частное

7

5

Работает слуховая и зрительная память, дети лучше запоминают таблицу умножения и деления и взаимосвязь между этими действиями.

3) Поставь вместо звездочек в неравенствах нужные произведения из таблицы умножения числа 9:

40  <  *  <  50

20  <  *  <  30

Очень любят дети решать такие логические задания:

4) Поставь скобки так, чтобы равенства были верными: 8 х 4 – 2 = 16

40 – 22 : 6 = 32

5)Найди примеры, в которых допущена ошибка, исправь ошибки:

8 х 2 = 16                                 3 х 5 = 15                                                                          9 х 9 = 72                                 8 х 9 = 74

6)Как изменится частное в примере 32 : 4, если делимое и делитель увеличить в 2 раза; если делимое и частное уменьшить в 4 раза?

7)Между какими ближайшими «круглыми» числами находятся произведения:

…..  <    9 х 3  <    …..

…..  <    9 х 7  <    …..

8)Заполни  пропуски:

19 = … х 3 + ….

42 =  … х 5 + ….

9) Число 16 запиши в виде суммы двух слагаемых всеми возможными способами. Выбери из этих сумм такую, чтобы произведение слагаемых было наибольшим.

10) Выбери числа, которые можно вставить вместо точек так, чтобы равенства были верными. Запишите полученные равенства.

….    :  120 = ….

6, 500, 6000, 720, 50, 72000, 600

Очень трудно дается детям деление с остатком. Без этого деление многозначных чисел будет невозможным. Используют  такие задания:

  1. Вставь нужные числа, чтобы получилась верная запись.

15 : 4 = … (ост. …)

  1. Найди делимое.

….  : 3298 = 5 (ост. 102)

  1. Из чисел 68, 47, 62, 54, 27, 84, 76 выбери те, при делении которых на 5 в остатке получается 2. выполни записи деления с остатком.

  1. Выполни умножение 7104 х 7. Пользуясь  полученной записью, вставь числа.

….  : 7104 = 7 9ост. 20)

….  :  7 = 7104 (ост. 5)

…   :  70 = 7104 (ост.6)

  1. Выполни запись деления с остатком, используя числа:

           76, 4, 8, 9

           5872, 1000, 872, 5

           852, 587, 0

  1. Выпиши  выражения, в которых деление выполняется с остатком:

 

     42 : 6                           32 : 8                     40 : 7

 

           Незнание приемов умножения и деления приводит к вычислительным ошибкам при решении задач.

     

           Для более эффективной работы по изучению таблиц сложения и вычитания, умножения и деления используют различные дидактические игры: «Кто быстрее», «Магический квадрат», «Математическая эстафета», «Забей гол в числовые ворота», «Определи маршрут корабля», «Меткие стрелки», «Арифметическое домино» и др.

           А в современной школе с использованием ИКТ эта работа будет проходить разнообразнее и  интереснее.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Игровые и занимательные задания по математике/ Т.К.Жикалкина.М.-Просвещение.1989.-63 с.
  2. Контрольные и самостоятельные работы по математике.1-3 классы/ Авт.-сост.: Т.М.Чеботаревская и др.- Мн.:ООО «Юнипресс», 2001.-288с.
  3. Контрольные работы по математике: 1-4 классы/Н.Б.Истомина.- Тула: Родничок; М.:Астрель, 2006.- 264с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 2 класс "Сложение и вычитание вида:26+34, 60-26". (закрепление изучаемого материала)

Конспект урока по математике 2 класс "Сложение и вычитание вида:26+34, 60-26" (закрепление изучаемого материала)...

Тема: «Симметрия» Предмет «Математика» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» автор: Чекина А. Л.

Цель урока: Создать условия для развития умения дорисовывать симметричные фигуры; содействовать усвоению того, что фигуры могут иметь не только одну ось симметрии, но и несколько.1)    ...

Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения (групповой метод работы) к теме урока по математике 2 класс « Периметр»

Математика - это один из сложнейших предметов в начальной школе. Связано это с тем, что детям сложно освоить такие понятия как длина. ширина, сумма длин сторон, значение понятия "периметр". ...

4 класс, урок по математике на тему: "Миллион". Учебник математики 4 класс Рудницкая В.Н. 2 часть.

Класс: 4.Тема урока: “Миллион ”.Тип урока: Открытие новых знаний и способов действия.Цель:  познакомить учащихся с классом миллионов и классом миллиардов.Планируемые результаты:...

Объясняем трудную тему. Математика за 10 дней. 1 класс

Серия книг "Объясняем трудную тему" адресована заботливым родителям младших школьников, которые занимаются со своими детьми дома. Все учебные пособия подготовлены опытными педагогами и метод...

"Закрепляем трудные темы по русскому языку", 1 класс

quot;Закрепляем трудные темы по русскому языку", 1 класс, автор: Г.Г.Мисаренко...

Внеклассное мероприятие на тему: «Кто лучший математик?», 1 класс

Внеклассное мероприятие на тему: «Кто лучший математик?», 1 класс...