№ урока | Тема урока | Цели и задачи урока | Характеристика деятельности учащихся (УУД) |
Множество целых неотрицательных чисел |
|
|
|
1-2 | Десятичная система счисления | Познакомить с особенностями построения десятичной системы счисления, научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение: принцип построения системы чисел; устные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание. Сравнить десятичную систему с римской системой записи чисел | Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях. Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые. Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Вычислять значение выражения; выполнять вычисления устно и письменно; проверять результат вычитания сложением, устные вычисления письменными. Решать задачи в 3–4 действия на увеличение/уменьшение; нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на стоимость. Составлять краткую запись условия задачи. Выполнять вычисления по аналогии. Устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации (справочниками, энциклопедиями, Интернетом). Сравнивать разные системы счисления, устанавливать аналогию, определять различия. |
3-6 | Чтение и запись многозначных чисел | Знакомство с названиями классов (единицы, тысячи, миллионы, миллиарды). Формирование умений разбивать многозначные числа на классы; называть многозначные числа. Повторение: устные вычисления; решение текстовых задач на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Знакомство с таблицей разрядов. Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел. Формирование умений называть многозначные числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых. | Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Устно складывать и вычитать круглые многозначные числа с опорой на знание разрядного состава. Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно). Решать задачи на увеличение/уменьшение с многозначными числами; нахождение произведения, деление на части; разностное и кратное сравнение; определение длины пути. Составлять краткую запись условия задачи. Находить неизвестный компонент арифметических действий. Устанавливать аналогию, проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…» и т. д.). Прогнозировать результат вычислений; составлять примеры с заданным ответом. Ориентироваться в схемах, таблицах. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; Выбирать единицу измерения данной величины, объяснять свои действия. |
7-10 | Сложение многозначных чисел | Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: решение текстовых задач на умножение. Повторение: письменное сложение; решение текстовых задач на сложение и вычитание. | Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно). Решать задачи на сложение и вычитание с многозначными числами; нахождение произведения, деление на части и по содержанию; определение длины пути. Составлять краткую запись условия задачи. Находить неизвестный компонент арифметических действий. Сравнивать значения выражений. Вычислять значение выражения с переменной. Решать уравнения. Устанавливать аналогию, проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат сложения и вычитания; проверять себя с помощью письменных вычислений. Оценивать результат сложения и вычитания, выбирая ближайшее к ответу число. Моделировать условие задачи с помощью схемы. Решать задачи на определение длины пути. Контролировать вычисления. Составлять последовательность чисел в соответствии с описанной закономерностью. Ориентироваться в буквенных обозначениях. Исследовать допустимые значения переменной в выражении с переменной. |
11-12 | Координатный угол | Научить строить координатную сетку, ввести термины: «начало координат», «оси координат», «координатный угол», «координаты точки»; научить строить точки с указанными координатами, читать и записывать обозначения вида: А (2, 3). | Находить нужную информацию в таблице, заполнять таблицы, объяснять смысл табличных данных. Записывать результаты подсчетов в таблице, систематизировать их, анализировать, делать выводы. Ориентироваться в диаграммах и графиках, находить нужную информацию. Выполнять действия по заданному алгоритму. Планировать вычислительную деятельность, решение задачи. Контролировать правильность вычислений разными способами. Моделировать условие задачи. Находить нужную информацию, пользуясь разными источниками. Читать, заполнять несложные готовые таблицы, готовые столбчатые диаграммы. Читать несложные готовые круговые диаграммы; Достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). |
13-15 | Графики. Диаграммы. Таблицы. | Обобщение представлений учащихся о способах представления информации (текст, таблица, схема, рисунок). Формирование умений находить нужную информацию в таблице; заполнять таблицы; объяснять данные, представленные в таблице. Знакомство с диаграммами разного вида. Формирование умений находить нужную информацию по диаграмме. Отработка вычислительных навыков |
|
16-18 | Выражения с переменными | Расширить представления учеников о выражениях, содержащих переменную, научить вычислять их значение при заданном наборе значений этих переменных. Знакомство с обозначением чисел буквами. Повторение: переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение с числом 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. | Ориентироваться в буквенных обозначениях. Исследовать допустимые значения переменной в выражении с переменной Вычислять значение выражения с переменной. Решать уравнения. Предлагать разные способы вычисления значения выражения, решения задачи. Исследовать допустимые значения переменной в выражении с переменной. Выполнять арифметические действия с именованными числами (временем). Решать задачи, содержащие единицы времени. Решать задачи на производительность, на совместную работу; на встречное движение (определение времени); на определение длительности событий. Углублять полученные знания. Находить нужную информацию, пользуясь разными источниками |
19-20 | Запись свойств сложения с помощью переменных | Обобщить представления учащихся о переместительном и сочетательном свойствах сложения |
|
21-22 | Многогранник | Ввести понятия «многогранник», «грани», «вершина», «ребро» Знакомство с многогранниками (на примере куба). Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Различать видимые и невидимые элементы куба на чертеже. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Вычислять площадь поверхности куба. Вычислять значение выражения. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Выполнять арифметические действия. Решать задачи, содержащие единицы времени. Решать задачи на встречное движение; на определение длительности событий.
|
23-26 | Вычитание многозначных чисел | Формирование умений выполнять вычитание многозначных чисел письменно Повторение: правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; вычитание числа 0. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно. | Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно). Решать задачи на сложение и вычитание с многозначными числами. Составлять краткую запись условия задачи. Находить неизвестный компонент арифметических действий. Сравнивать значения выражений. Переводить единицы массы. Сравнивать массу и упорядочивать предметы по массе. Выполнять арифметические действия с именованными числами (с массой). Решать задачи, содержащие единицы массы. Вычислять значение выражения с многозначными числами. Решать уравнения. Прогнозировать результат сложения и вычитания; проверять себя с помощью письменных вычислений. Оценивать результат сложения и вычитания, выбирая ближайшее к ответу число. Контролировать вычисления. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. |
27-28 | Запись свойств умножения с помощью переменных | Обобщить представления о переместительном и сочетательном свойстве умножения, об умножении на 0 и 1. Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное. | Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно). Осваивать приемы устных вычислений. Решать задачи на нахождение произведения. Находить значение выражения с переменной. Выполнять умножение: •многозначного числа на однозначное; •многозначного числа на круглое; •круглых чисел. Устанавливать аналогию, выполнять вычисления по аналогии. Предлагать разные способы решения задач. Контролировать вычисления. Сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки. Наблюдать за свойствами произведения, делать выводы, использовать их при вычислениях. Прогнозировать результат умножения (последнюю цифру ответа, количество цифр в ответе). Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Распознавать и называть геометрические тела. Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. |
29-30 | Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных | Повторение: переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения, умножение с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное |
|
31-32 | Прямоугольный параллелепипед (куб) | Дать учащимся понятия «прямоугольный параллелепипед», «куб» |
|
33-34 | Умножение на 1000, 10000, 100000 | Формирование умений письменно выполнять умножение круглых чисел |
|
35-38 | Умножение многозначного числа на однозначное | Повторение: алгоритм письменного умножения. Распространение алгоритма письменного умножения на умножение многозначного числа на однозначное |
|
39-44 | Умножение многозначного числа на двузначное | Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число. Знакомство с приемами устного умножения. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число; применять свойства арифметических действий при вычислениях; решать текстовые задачи разными способами | Выполнять умножение на двузначное число. Осваивать приемы устного умножения. Вычислять значение выражения в 3–4 действия. Решать задачи разными способами. Устанавливать аналогию в вычислениях, использовать ее при выполнении вычислений. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат умножения нескольких чисел. Предлагать разные способы вычислений. Читать схемы, моделирующие условие задачи. Моделировать условия задач. Контролировать правильность вычислений. Устанавливать закономерность при умножении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. |
45-50 | Умножение многозначного числа на трехзначное | Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число Формирование первичных представлений о приближенных вычислениях. Знакомство с частными свойствами умножения (зависимость значения произведения от изменения одного из множителей). Формирование умений решать текстовые задачи, используя свойства умножения, выполнять умножение трехзначных чисел. Отработка навыков устных и письменных вычислений | Выполнять умножение на трехзначное число. Осваивать приемы устного умножения. Вычислять значение выражения в 3–4 действия. Устанавливать аналогию в вычислениях, использовать ее при выполнении вычислений. Прогнозировать результат умножения нескольких чисел. Оценивать результат умножения (определять ближайшее круглое число). Наблюдать за свойствами произведения, делать выводы, использовать их при вычислениях. Предлагать разные способы решения задач. Устанавливать закономерность при умножении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. |
51-53 | Объём прямоугольного параллелепипеда (куба) | Дать понятие об объеме и его единицах: см3, дм3, м3; познакомить со способами нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, научить практически вычислять объем | Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда. Выполнять арифметические действия с именованными числами. Использовать полученные знания при решении задач с практическим содержанием. Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах при выполнении заданий. |
| Высказывания |
|
|
54- 61 | Высказывания и их значения | Вспомнить известные сведения о высказываниях; познакомить с терминами: «истинное» и «ложное» высказывание, а также с формой записи истинных и ложных высказываний. Познакомить с отрицанием высказывания, их обозначениями латинскими буквами, таблицей истинности высказывания и его отрицания. Познакомить со сложными высказываниями: «А или В», таблицей истинности высказываний. Познакомить с высказыванием «А и В», «Если А, то В»
| Читать, записывать и сравнивать высказывания. Составлять таблицу истинности высказываний Составлять таблицу логических возможностей Ориентироваться в буквенных обозначениях. Исследовать высказывания и их значения. Моделировать условие задачи с помощью таблицы логических возможностей. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. |
62-63 | Логические возможности | Познакомить учащихся с новым видом оформления задач – построением таблиц логических возможностей |
|
Множество целых неотрицательных чисел |
|
|
|
64-65 | Деление суммы на число | Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа. Повторение: деление с остатком; алгоритм письменного деления. | Выполнять деление: • многозначного числа на однозначное; • круглого числа на однозначное; • круглых чисел. Проверять результат деления с помощью умножения. Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно). Осваивать приемы устных вычислений. Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию; на нахождение доли числа; определение длины пути, времени и скорости движения. Решать уравнения. Прогнозировать результат деления (первую цифру ответа, количество цифр в ответе). Контролировать вычисления. Сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки. Ориентироваться в табличных данных при выполнении заданий Выполнять деление на однозначное число. Проверять результат деления с помощью умножения. Вычислять значение выражения в 3–4 действия. Осваивать приемы устных вычислений. Выполнять арифметические действия с именованными числами. Наблюдать за свойствами частного, выполнять вычисления по аналогии. Наблюдать за свойствами арифметических действий, делать выводы, использовать их при вычислениях. Моделировать условие задачи. Распределять роли при выполнении заданий в паре |
66-67 | Диагностика в конце 2 четверти и I полугодия |
|
|
68—69 | Запись свойств деления с помощью переменных | Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа. Повторение: деление суммы на число, деление с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять деление круглого числа на однозначное |
|
70-71 | Деление на 1000, 10 000, 100 000 | Самостоятельное формулирование правил деления на 1000, 10 000, 100 000 |
|
72-76 | Деление на однозначное число | Повторение: нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Формирование умений выполнять деление величин на однозначное число. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента умножения и деления в более сложных случаях. Формирование умений выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное |
|
77-82 | Деление на двузначное число | Повторение: взаимосвязь умножения и деления. Формирование умения подбирать цифру частного (в частном однозначное число) Повторение: деление с остатком. Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном двузначное число). Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном трехзначное число); | Выполнять деление многозначного числа: • на двузначное число; • на трехзначное круглое число. Проверять результат деления умножением. Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Вычислять значение выражения в 3–4 действия. Решать задачи на движение; на движение в противоположных направлениях; на нахождение произведения, деление на части и по содержанию. Решать уравнения. Моделировать условия задач на движение. Давать качественную оценку вычислений при решении задач. Прогнозировать результат деления (определять первую цифру ответа, количество цифр в ответе). Оценивать результат деления (определять между какими круглыми числами находится ответ). Устанавливать закономерность при делении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания Соотносить понятие «скорость» со временем выполнения того или иного действия. Использовать обобщенный способ решения задач, использующих понятие «скорость». Моделировать условия задач на движение. Прогнозировать результат деления (определять первую цифру ответа, количество цифр в ответе). Оценивать результат вычислений, заменять числа при вычислениях ближайшими круглыми числами. Контролировать правильность вычислений |
83-88 | Деление на трехзначное число | Формирование умений выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на движение |
|
89-90 | Деление отрезка на равные части | Формулирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка, его применение в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей |
|
91-94 | Решение уравнений | Формирование практических способов решения уравнения и алгоритма решения уравнения |
|
95—97 | Свойства отношений | Познакомить со свойствами рефлексивности отношений: свойством симметричности; Свойством транзитивности; | Находить нужную информацию, объяснять смысл данных. Записывать результаты в виде отношений, анализировать данные отношения, делать выводы. Ориентироваться в графах отношений, находить нужную информацию. Выполнять действия по заданному алгоритму. Планировать свою деятельность. Контролировать правильность записи и оформления отношений разными способами. Моделировать условие задачи. Находить нужную информацию, пользуясь разными источниками |
98-99 | Закрепление знаний |
|
|
Измерение величин |
|
|
|
100-104 | Угол и его величина | Дать понятие угла, его величины, его обозначения латинскими буквами, учить сравнивать углы. | Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Решать геометрические задачи в 2-3 действия на определение длины стороны, площади, периметра прямоугольника. Различать видимые и невидимые элементы куба на чертеже. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Вычислять площадь поверхности куба. Вычислять значение выражения. Решать уравнения. Решать задачи на определение стоимости покупки, цены и количества товара. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Использовать свойства сторон прямоугольника при вычерчивании и решении задач. Выявлять общие свойства разных четырехугольников, определять различия. Обобщать знания о четырехугольниках. Классифицировать четырехугольники; треугольники. Давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…», «успеет ли…» и т. д.). Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Изображать план, используя масштаб. Вычислять площадь, пользуясь планом. Решать нестандартные задачи по выбору Вычислять площадь прямоугольника, определять неизвестную сторону. Находить значение выражения разными способами. Переводить единицы площади. Сравнивать площади. Выполнять арифметические действия с именованными числами (площадью). Решать задачи, содержащие единицы площади. Соотносить единицы площади друг с другом и с размерами участка. Конструировать прямоугольник заданного размера из прямоугольников меньшей площади. Использовать полученные знания при решении задач с практическим содержанием. Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах при выполнении заданий |
| Виды углов | Познакомить учащихся с видами углов. Формировать умение строить углы. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков |
|
| Виды треугольников | Познакомить с классификацией треугольников по длине их сторон |
|
105-106 | Точное и приближенное значение величины | Расширить знания учащихся об измерении величин |
|
107 -108 | Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира | Познакомить с порядком построения прямоугольника. Отработка вычислительных навыков |
|
109-115 | План и масштаб. Карта | Дать учащимся понятие о масштабе и его значениях. Формировать умения изображать план с использованием масштаба |
|
116-136 | Повторение и закрепление. Тестирование. Диагностика | Обобщение представлений учащихся о десятичной системе записи чисел. Повторение: называние и запись многозначных чисел. Обобщение знаний учащихся о сравнении чисел. Повторение: правила сравнения чисел. Обобщение знаний учащихся о способах решения задач на разностное и кратное сравнение. Отработка умений решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Отработка вычислительных навыков. Обобщение знаний учащихся о единицах времени. Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами | Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые. Выполнять арифметические действия с многозначными числами (устно и письменно). Переводить единицы массы, вместимости, времени. Выполнять арифметические действия с именованными числами. Упорядочивать величины в порядке возрастания/убывания. Решать задачи на разностное и кратное сравнение; определение длительности, начала, конца события; на производительность и совместную работу. Углублять полученные знания. Находить нужную информацию, пользуясь разными источниками. Переводить информацию из одного вида в другой (например, табличные данные отмечать на схеме) |