урок математики в совмещенных классах 1 кл.:Присчитывание и отсчитывание по 2; 3кл.:Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
план-конспект урока по математике (1,3 класс) на тему

Казанцева Галина Валентиновна

Урок-путешествие в лес.

Тема урока в 1 классе "Присчитывание и отсчитывание по 2". Тема урока в 3 классе "Решение задач на нахождение неизвествного третьего слагаемого".

В ходе урока учащиеся 3 класса познакомятся с решением задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого, а учащиеся 1 класса закрепят навыки присчитывания и отсчитывания по 2.

На уроке дети познакомятся с некоторыми лесными обитателями, их повадками. Узнают, чем питаются еж, заяц, лиса. Когда у них появляются детеныши.

Прослеживается тема любви к животным, родному краю, бережному отношению ко всему живому.

Дети учатся самопроверке по готовым ключам, контролиролю правильности выполнения заданий, работая в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_i_3_kl.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                      3 класс                                                                                                                  1 класс

Тема. Решение задач на нахождение неизвестного                                               Тема. Присчитывание и отсчитывание по 2.

           третьего слагаемого.

Цель: 1. познакомить учащихся с решением задач на                                           Цель: 1. закреплять навыки сложения и

              нахождение неизвестного третьего слагаемого;                                                     вычитания в случаях вида ± 2;

          2. закрепить умение решать уравнения и находить                                                2. упражнять в присчитывании и

              значения выражения с переменной;                                                                         отсчитывании по 2;

          3. повторять таблицу умножения с изученными                                                     3. использовать разные термины при

              случаями, взаимосвязь между компонентами                                                         чтении примеров;

              и результатом действия умножения;                                                                    4. развивать смекалку;

          4. отрабатывать вычислительные навыки;                                                               5. воспитывать любовь к животным,

          5. развивать смекалку;                                                                                                    к родному краю, расширять

          6. воспитывать любовь ко всему живому, к родному                                                 кругозор.

              краю.

Оборудование:                                                                                                            Оборудование:

Картинки с изображением ежика, зайца, лисы, совы;                                            Картинки с изображением животных,

Лесная школа, краткая запись задачи, карточки с                                                  грибы, корзинка, математические наборы,

примерами для самостоятельной работы и ключи-ответы,                                   касса цифр, предметные картинки с

памятки: «Порядок выполнения действий», « Названия                                       изображением птиц и ягод , карточки для                

компонентов и результата действия умножения»,                                                 самостоятельной работы, сигнальные

изображение силуэта зайца, сигнальные фонарики,                                              Фонарики, наборы картинок «Дикие и

плакат о лесе.                                                                                                              домашние животные», «Насекомые и

                                                                                                                                      птицы», мозаика, домино, кубики.

Класс оформлен макетами деревьев, на стенах и окнах бабочки, птицы, иллюстрации с изображением животных.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте!

-Тихо сели!

- Урок математики.

-Послушайте и скажите, о чем идет речь?

-Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

-Обратите внимание на эти строки: «Кто не любит родную природу,

                                                               Тот не любит Отчизну свою!» ( на плакате над доской)

- Сегодня мы отправляемся в гости к лесным жителям. А что мы должны помнить, когда приходим в лес? ( В лесу      нужно вести себя тихо, не кричать, не ломать ветки, не топтать грибы, не ловить насекомых). Сядьте прямо, обратите внимание на мальчика на плакате.

- Настроились на работу. Слушаем внимательно и отвечаем.

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, по тропинке торопится ежик! ( показываю иллюстрацию «Ежик с грибами»)

-Зимой ежик спит. Весной он кормится насекомыми, кузнечиками, сверчками, тараканами, разными жуками. Ежи поедают также дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство выводят весной. У ежихи рождается от 3 до 8 детенышей. Мама кормит своих детей молоком. А потом она приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды.

-  Поможем ежику найти дорогу домой и  донести грибочки.

  1. Устный счет.

- Сосчитайте, сколько грибочков несет ежик. Составьте пример. ( 4 + 2 = 6)

  1. Объявление темы, целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, решать уравнения и находить значения выражений с переменной.

III. Самостоятельная работа.

- Оформите работу. Запишите число, классная работа. Не забывайте о правильной посадке!

- Чтобы помочь ежику,

1) выполните № 7 ( 2,3,4,5 ст.), стр.   62. Найти значение выражений;

2) работа на карточках: для сильных уч-ся № 5 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100»,

для слабых  № 5- «Сложение и вычитание в пределах 20».

3) решить уравнения № 5

- Приступайте к работе.

Продолжение устного счета.

- Продолжаем работу.

Индивидуальная работа.

1)  у доски работает один уч-ся.

□ – 2 = 3

□ + 2 = 5

□ + 2 = 6

□ – 2 = 7

□ – 2 = 8

□ + 2 = 3

2) на карточке работает ( слабый ) уч-ся

- Сосчитай предметы. Если есть ошибки, зачеркни ответ. Рядом напиши правильный ответ.

3) Работа с классом.

- Сколько всего грибочков несет ежик? (6)

- Давайте соберем грибы в корзинку и поможем ежику донести их.

- Берите грибок, читайте пример и называйте ответ. Все остальные показывают на карточках. Будьте внимательны!

4 + 2          7 – 2        8 + 2        9 – 2      7 + 2     6 – 2

- Молодцы, все грибочки собрали! Ежик доволен нами!

-Продолжаем прогулку!

4) Игра « Продолжай – не зевай».

- Отгадайте загадку.

- Кто любит морковку

   И прыгает ловко,

   Портит в огороде грядки,

   Удирает без оглядки? ( заяц).

( показываю иллюстрацию .Заяц)

- У зайца глаза большие, бархатисто-темные, красивые, не косят. Рождаются зайчатки три раза в год. Зайчиха их покормит и убежит, молоко очень питательное. Попив его, зайчата не хотят есть несколько дней. А потом их может покормить и любая другая зайчиха. Ходит заяц неуклюже, из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Зато, когда бегают, они очень быстрые и ловкие.

- У нас игра « Продолжай – не зевай»

- Назовите числа от 0 до 10.

- Назовите числа от 0 до 10 через одно число.

- Назовите числа в обратном порядке от 10 до 0.

- Назовите числа от 10 до 0 через одно число.

5) Проверка индивидуальной работы.

- Проверяем работу. Сигнальте кружочками. Правильный ответ- зеленый кружок, неверный ответ- красный.

За правильное выполнение – приз.

III. Работа по теме урока.

-Кроме животных в лесу можно встретить птиц.

1. Присчитывание и отсчитывание по 2.

( выставляю картинку с изображением двух птиц.)

- Приготовьте матем. Наборы. Работаем вместе.

- Было 2 птички, прилетели еще 2 ( показываю). Сколько стало птичек? (4).

- Еще 2 прилетели ( показываю). Сколько всего стало птичек? (6).

- Еще 2 прилетели ( показываю ). Сколько всего стало птичек? (8).

- И еще 2 прилетели. Сколько стало птиц? (10).

-Чем питаются птицы? Они любят ягоды.

(ставлю на наборное полотно 10 ягод.)

- Посмотрите  и скажите, сколько здесь ягод? (10).

- Если я уберу 2 ягодки, сколько ягод останется? (8)

- Уберем еще 2 . Сколько стало ягод? (6)

- Я убрала еще 2 ягодки. Сколько ягод осталось? ( 4).

- Убрали еще 2 ягодки. Сколько ягод? (2).

- Если уберем и эти 2 ягодки, сколько ягод останется? (0).

- Зимой надо помочь птицам. Сделайте кормушки.

2. Работа по учебнику.

- Вернемся в класс. Откройте учебник.

- № 1. Рассмотрите картинку. Вы видите танцующие пары детей.

- Покажите первую пару, вторую, третью, четвертую, пятую.

- В первой паре двое детей, прибавьте еще двоих . Сколько получили? (4).

- Сосчитайте, прибавляя по 2, всех детей.

( 4 да 2, равно 6;

6 да 2, равно 8,

8 да 2, равно 10)

Физкультминутка. Хомячок. ( проводит уч- ся 1 класса)

- Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5

Хомка хочет сильным стать.

     IV. Проверка самостоятельной работы.

- Проверьте работу на карточках по ключам.( на карточках даны ответы- ключи)

III. Самостоятельная работа.

- Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто же это?... ( лиса) ( показываю картинку лисы)

-Лиса бегает быстро. Она умеет ползать, делать большие прыжки. Живет в норе. Иногда живет в одной норе с барсуком. Не всегда лиса ловит зайцев. Она ловит птиц, насекомых, мышей. Чтобы наесться, нужно в день мышей 20. Весной у лисицы рождаются лисята. Они слепые. Через 12 дней начинают видеть. Только через 3 месяца они выходят из норы.

- Красавица лиса приготовила задание для вас.

1) -Откройте рабочую тетрадь на стр. 24.

- Раскрасьте красным карандашом примеры с ответом 4,

А зеленым карандашом – с ответом 5.

-Кто справится быстро, сами придумайте 3 примера .

2) Заполните таблицы на стр. 24. внизу.

- Будьте внимательны при работе. Не забывайте, как нужно правильно сидеть за партой.

- Приступайте к работе.

    - Проверяем. Читайте выражение и называйте ответ.

1 столбик. 3, 3, 4.

2 столбик. 6, 6, 6.

3 столбик. 6, 7, 4.

4 столбик. 45, 40, 7.

V. Устный счет.

- Лиса приготовила задание и для вас.

1) Вместо точек вставьте такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство.

3…+3…-3 = 3                   4…+4…+4 = 12

2…·6…-3 = 9                    7…+2…·9 = 25

- За каждый правильный ответ получаете сосновую шишку.

- В каком порядке выполняются действия? ( сначала выполняются деление и умножение, а затем – сложение и вычитание по порядку). ( на доске – памятка «Порядок выполнения действий»).

2) Работа с таблицей.

- Как называются числа при умножении?

- Вспомните взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения. ( Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.) ( на доске памятка

« Название компонентов и результата действия умножения»).

- стр. 62 , № 8.

- Хорошо, справились с заданием. Я думаю лиса осталась довольна нами.

    VI. Работа над новым материалом.

- А сейчас мы с вами попали в лесную школу на урок математики, где звери учатся решать задачи. А работает учителем мудрая сова.  ( показываю картинку совы).

- Сова находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна.

- Предлагаю одеть маски животных.

- решаем задачу.

1).- В двух кусках 30 метров ситца. В первом куске 10 метров.. Сколько ситца во втором куске? ( краткая запись на карточке)  

I- 10 м

             } 30 м

II - ?  

- Как узнать, сколько ситца во втором куске?

-Чтобы найти, сколько метров ситца во 2 куске, нужно от общего кол-ва метров ситца отнять кол-во метров ситца 1 куска.

- Решите задачу. ( 30 – 10 = 20 (м) – во втором куске.)

2) Рассмотрите рисунок к задаче 1 .

- Объясните, что известно? ( вес арбуза 3 кг, дыни – 2 кг, вес всей покупки 12 кг)

- Что нужно узнать? ( вес тыквы)

- Можем ли решить задачу сразу, выполнив одно действие? ( нет) Почему? (Не знаем вес арбуза и дыни вместе)

- А можем это узнать? ( да)

- Зная вес арбуза и дыни, сможем найти вес тыквы? ( да)

- Каким действием? ( вычитанием)

- Запишем краткое условие.

(Записываю условие на доске, уч-ся в тетрадях)

Арбуз   - 3 кг

Дыня    - 2 кг       12 кг

Тыква   - ?    

- Запишите решение и ответ.

1) 3 + 2 = 5 ( кг) – арбуз и дыня;

2) 12 – 5 = 7 ( кг) – тыква.

Ответ: 7 килограммов.

VII. Решение задачи, уравнений. Самостоятельная работа.

1) - Самостоятельно решите задачу  № 3.

( для слабых уч-ся краткая запись на карточке);

Утром    - 5 стр.  

Днем      - 8 стр.       25 стр.

Вечером - ? стр.  

2) № 4.

   

  3) Составить фигуру-силуэт зайца по образцу, используя геометрические фигуры.

- Приступайте к работе.

VIII. Проверка самостоятельной работы.

- Прочитайте решение задачи.

1) 5 + 8 = 13 (стр.) – прочитала утром и днем;

2) 25 – 13= 12 ( стр.) – прочитала вечером.

Ответ: 12 страниц.

- Чему равна разность 16 и 10 ? (6)

- разность 48 и 10? (38)

IΧ. Итог урока.

-Нам пора возвращаться домой. Мы с вами прекрасно провели время в гостях у лесных жителей.

-Что нового узнали на уроке? (учились решать задачи нового вида)

- Что закрепляли на уроке? ( решение уравнений, примеры, повторяли таблицу умножения)

Χ. Оценки .

( с комментированием)

ΧI. Домашнее задание. ( на доске)

Стр. 62, № 6, 7 (1 ст)

- Наш урок подошел к концу.

(Дети читают стихотворение по строчкам)

-Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою  родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Физкультминутка.

- Утром бабочка проснулась, ( протираем глаза)

Улыбнулась, потянулась!       ( потянулись)

Раз - росой она умылась,        ( умываемся)

Два – изящно покружилась,   ( кружимся)

Три – нагнулась и присела,    ( приседание)

На четыре – улетела.               ( машем руками)

   

IV. Задача на смекалку.

- Откройте учебник на стр. 87.

- Какие фигуры видите? ( отрезки)

- Как можно разбить отрезки на 2 группы?

  ( красные отрезки в одну группу, синие- в другую группу).

      - Отрезки будут разбиты на 2 группы по цвету.

     - Как еще можно разбить отрезки на 2 группы?

     ( Одинаковые по длине отрезки в одну группу, а разные      по длине в другую группу).

     - Какие отрезки одинаковые по длине? ( 1, 7, 4).

   V. Итог урока.

- А теперь возвращаемся домой, в наш класс. Я думаю, у нас останутся приятные воспоминания о лесных жителях.

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Спасибо за урок.

Дополнительное задание.

  1. Соберите из кубиков самолет
  2. Разделить животных на группы ( животные дикие и домашние)
  3. Разделить карточки на 2 группы ( насекомые и птицы)
  4. Собрать мозаику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого"

Конспект урока по математике на тему "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" + презентация...

Конспект урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого;совершенствование вычислительного навыка и навыка устного счета;развитие внимания и логическо...

Технологическая карта урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» 2 класса УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: научить решать задачи на нахождение третьего слагаемого, познакомить с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные:  Зна...

Математика "Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого"

Цели  деятельности  учителя:  формирование  умения  решать  задачи  на  нахождение  неизвестного  третьего  слагаемого;  совершенствование...

Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" 2 класс

Тема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: Продолжить работу над задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результаты...

Конспект урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, совершенствование вычислитель­ных навыков и навыков устного счета.Планируемые результат...

Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать:  - связь компонентов результата действия сложе...