Нестандартные задачи по математике
методическая разработка по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Латыпова Ляйсан Раисовна
гимназия № 25
учитель начальных классов
г. Нижнекамск
Как решать нестандартные задачи.
Известно, что решение текстовых задач представляет собой большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи.
Умение ориентироваться в тексте математической задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. И заниматься этим нужно не только на уроках математики, но и на уроках чтения и изобразительного искусства. Некоторые задачи – хорошие темы для рисунков. И любая задача – хорошая тема для пересказа. А если в классе есть уроки театра, то некоторое математические задачи можно инсценировать.
Но достаточно ли для этого тех задач, которые имеются в ныне действующих учебниках и решение которых входит в обязательный минимум? Нет, недостаточно. В обязательный минимум входит умение решать задачи определенных типов:
- о числе элементов некоторого множества;
- о движении, его скорости, пути и времени;
- о цене и стоимости;
- о работе, ее времени, объеме и производительности труда.
Указанные четыре темы являются стандартными. Считается, что умение решать задачи на эти темы может научить решать задачи вообще. К сожалению, это не так. Хорошие ученики, умеющие решить практически любую задачу из учебника на перечисленные темы, часто бывают не в состоянии понять условие задачи на другую тему.
Выход заключается в том, чтобы не ограничиваться какой-либо тематикой задач, а решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Ведь не ограничиваем мы сюжеты рассказов на уроках чтения!
Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Можно также предложить сильным ученикам построить рассуждение, понятное для других.
Среди задач есть совершенно однотипные в математическом отношении. Если дети увидят это, - замечательно. Учитель может и сам показать это. Однако, недопустимо говорить: решаем эту задачу, как ту, и ответ будет такой же. Дело в том, что, во-первых, не все учащиеся в первом классе способны к таким аналогиям. А во-вторых, в нестандартных задачах фабула не менее важна, чем математическое содержание. Поэтому лучше подчеркивать связи между задачами со сходной фабулой.
Задача 1. Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Эта задача – о свойствах предметов. Но о размерах портфелей сообщается опосредственно – через возможность одному из них поместиться в другом. Заметим, что эти свойства не эквиваленты: если один портфель не помещается в другом, то из этого следует, что он больше. Но если портфель помещается в другом, то из этого следует, что он меньше. Нужно добиться четкого решения задачи в три ступени:
1) так как портфель Коли помещается в портфеле Васи, то портфель Коли меньше портфеля Васи;
2) так как портфель Васи можно спрятать в портфеле Севы, то портфель Васи меньше портфеля Севы;
3) так как портфель Коли меньше портфеля Васи, а портфель Васи меньше портфеля Севы, то портфель Севы самый большой.
При анализе решения желательно сопроводить этот сюжет рисунком на доске и в тетрадях: изобразить портфели в виде отрезков с буквами К, В, и С:
К
В
С
С самого начала нужно приучать детей изображать отрезками любые объекты, о которых известно, что один из них больше другого или равен ему.
Задача 2. Если провести стеклом по мрамору, на мраморе окажется царапина. А если провести алмазом по стеклу, царапина останется на стекле. Какой из этих материалов самый твердый?
В этой задаче известны результаты взаимодействия веществ, а вывод требуется сделать об их сравнительной твердости. Решение трехзвенное:
- стекло тверже мрамора, так как оставляет на нем царапину;
- алмаз тверже стекла, так как оставляет на нем царапину;
- следовательно, алмаз – самый твердый из этих трех материалов.
Задача 3. Мама вымыла пять тарелок, а две уже вытерла. Сколько тарелок еще мокрые?
Ответ: 3.
Тарелки надо нарисовать, под двумя
С С написать С(сухие).
Записать действие: 5 – 2 = 3.
Задача 4. Вася переломил плитку шоколада, потом переломил одну из получившихся частей. На сколько частей переломил Вася плитку шоколада?
Ответ: 3.
После первого разлома стало две части, а после второго – три. Необходимо продемонстрировать это на любом примере: разорвать лист или разломать палочку.
Задача 5. Один нехороший человек всегда говорит неправду. Что он ответит на вопрос: «У Вас один нос или два?»?
Ответ: Два.
Он ответит так потому, что всегда говорит неправду. Хорошо бы выслушать такой аргументированный ответ и у наиболее слабых учащихся.
Задача 6. На сколько частей можно разделить лист бумаги двумя непересекающимися прямыми линиями?
1
2
3
Ответ: На 3.Это сразу видно на рисунке.
Задача 7. В классе 24 человека. Сколькими способами можно выбрать из них дежурного на 1 сентября?
Смысл задачи в том, чтобы на простом примере разобраться в терминологии комбинаторных задач. Что значит «Сколькими способами»? Можно сказать, что одним: ведь выбрать надо одного дежурного. Но в качестве него можно выбрать любого из 24 человек. В этих случаях и говорят: «Сколькими способами? – двадцатью четырьмя». Это ответ задачи. Полезно вначале не разбирать ее в классе, а задать на дом и посмотреть, кто как понял вопрос. И после этого объявить, что значат слова «Сколькими способами?»
Задача 8. Юля сидит на парте, второй спереди и четвертой сзади. Сколько парт в ряду?
Ответ: 5.
Это можно понять из рисунка:
Ю
Задача 9. Сколько нулей во всех числах от 1 до 100?
Ответ: 11.
По одному нулю имеется в числах 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 – девять нулей. Еще два нуля в числе 100. Итого 11 нулей.
Задача 10. Расшифруй этот пример: А + А = 6. В нем буква А обозначает в обоих случаях одну и ту же цифру.
Ответ: 3 + 3 = 6
Задача решается подбором. Нужно лишь понять, что вместо буквы А надо писать какую-нибудь цифру, одну и ту же в обоих случаях. Можно спросить, почему не годится цифра 1 (потому что 1 + 1 = 6 – неверно). Далее можно проверить цифру 2 и, наконец, цифру 3. Полезно заменить, что если взять цифру 3, то результат будет больше 6. То есть ответ здесь единственный.
Задача 11. Как с помощью сосудов емкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды?
Ответ: Наполнить 6-литровый сосуд и из него наполнить 4-литровый сосуд; тогда в 6-литровом останется ровно 2 литра.
Задача 12. Маша купила две поздравительные открытки к Новому году для Веры и Люси. Сколькими способами она может определить, какой из подруг надписать какую открытку?
Ответ: двумя способами.
Первый способ: Первую Вере, вторую Люсе, Второй способ: первую Люсе, вторую Вере.
Задача 13. Витя, Коля и Петя ездят в школу на трамвае вместе. Петя тратит на поездку 10 минут. Сколько времени они едут в школу вместе?
Это задача – шутка, направленная против бездумного сложения при слове «вместе». Конечно, все дети едут одновременно 10 минут.
Задача 14. Каждый из трех городов соединили дорогой с двумя другими. Сколько получилось дорог?
Здесь необходим чертеж, из которого сразу виден ответ: 3.
Возможна «живая картина». К доске вызываются жители трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани (хорошо, если им на грудь будут приколоты знаки: М, С – Пб и К). Они выстраиваются у доски треугольником и между ними протягиваются веревки, обозначающие дороги. Все видят, что дорог три.
Задача 15. Из клетки взяли 3 цыплят и посадили в нее 3 кроликов. Как изменилось число ног в клетке?
Ответ: Увеличилось на 6.
Каждый кролик взамен цыпленка даст лишние две ноги.
Задача 16. Каждую из четырех точек соединили отрезками с тремя другими. Сколько получилось отрезков?
Здесь необходим чертеж, из которого сразу виден ответ: 6.
5
4
2
1
6
3
Задача 17. У Гали и Кости 8 игрушек. Гале подарили еще 2 игрушки. Сколько стало игрушек у Гали и Кости вместе?
Ответ: 10 игрушек.
Ведь если одно из слагаемых увеличить на 2, а второе не менять, то сумма увеличится на 2.
Задача 18. Петя и Вася обменялись рукопожатиями и подарили друг другу по одной свой фотографии. Сколько было рукопожатий? Сколь понадобилось фотографий?
Ответ: одно рукопожатие; две фотографии.
Это выясняется инсценировкой. Надо вызвать к доске учеников (лучше всего, если это будет Петя и Вася, а если нет, то полезно переименовать действующие лица в задаче). Они держат в руках фотографии (или что-нибудь другое). Кроме того, нужно вызвать к доске еще одного ученика – счетчика. Пусть Петя и Вася пожмут друг другу руку, счетчик объявит, что произошло одно рукопожатие, и все дети запишут этот результат. Потом Петя и Вася обменяются фотографиями, а счетчик отметит, что фотографии понадобилось две, и все запишут этот результат.
Задача 19. Какая из этих сумм больше:
1 + 3 + 5 + 5 + 7 + 9 или 2 + 4 + 6 + 4 + 6 + 8 ?
Ответ: Суммы одинаковы.
Это можно получить простым подсчетом (и там, и там 30), а можно и таким рассуждением: во второй сумме каждое из первых трех слагаемых на единицу больше, чем в первой сумме, а каждое из последних трех на единицу меньше. Заметим, что не нужно говорить, какой из двух способов лучше: оба они одинаково быстрые, а значит, лучше тот, который придумал ты сам.
Задача 20. Из клетки с зайцами торчат 12 ушей. Сколько в ней зайцев?
Ответ: 6.
Для решения нужно нарисовать 12 ушей и считать их парами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные задачи по математике
Нестандартные задачи по математике...
Нестандартные задачи по математике
Нестандартные задачи по математике...
Рабочая программа учебного курса "Решение нестандартных задач по математике"
Рабочая программа адресована учащимся 2-4 классов. Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики; умение планировать после...
Сборник нестандартных задач по математике
В сборнике представлена классификация нестандартных заданий по математике для младших школьников. Они эфективны для развития образного, пространственного, аналитического и логического мышления . Систе...
Нестандартные задачи по математике
Данный материал содержит задачи очень нестандарного содержания и непростого решения.Ответы прилагаются....
Нестандартные задачи по математике для обучающихся 2 класса
Данный материал можно использовать по любому УМК....