Урок математики во 2 классе по теме"Сложение двузначного и однозначного числа с переходом в другой разряд"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

      Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит 4 звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта  - на этапе воспроизведения (проговаривание) знаний. Ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новые знания и выражает его в простых формах.

   Проблемная ситуация возникает в результате совместной с учителем, другими учениками деятельности ребенок сделал открытие ценой собственных усилий - интелектуальных, духовных и нравтственных.

      Для успешного осуществления поисковой деятельности создается такая психологческая атмосфера в классе, при которой у детей будет отсутствовать страх перед ошибкой. Каждому ребенку предоставляется право на ошибку, на признание своего незнания и научит, анализируя причины трудностей, перейти к знанию того, как незнание преодолеть. Таким образом создаются условия для полноценной реализации возможностей  и потребностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_kl.doc57.5 КБ
Office presentation icon slozhenie_i_vychitanie_dvuznachnyh_chisel.ppt785.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2-м классе  

                                                                                                                    Тема:"Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд

Цели: 

  1. сформировать  умение  прибавлять  двузначные  и  однозначные  числа  с  переходом через  разряд;
  2. закрепить  навык  умения  решать  задачи, анализировать  условие  и  вопрос  задачи;                                                                                          продолжить  развивать  внимание, память, логику  мышления

        Ход урока

I. Организационное начало урока

(СЛАЙД 1)

У.         Начинается урок,
            Он пойдет  ребятам впрок.
            Постарайтесь все понять,
            Учись тайны открывать,
            Ответы полные давать
            И на уроке не зевать                                                                                                                                    
Чтоб за работу получать отметку « 5!»

Урок математики  у нас с вами необычный. К нам пришли гости.Они хотят посмотреть чему вы уже научились, что умеете делать, как отвечаете.                                 Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и  ваше настроение можно изобразить так: (СЛАЙД 2)

-Я хочу пожелать вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока

У.   Открыли тетради, сели правильно.

-Какое сегодня число?                                                                                         -Какое число было вчера? Будет завтра?

-Какой сегодня день недели?

-Какой был вчера? Будет завтра?

-Запишите число в тетради

-Какое сейчас время года?

-Назовите второй зимний месяц?

( СЛАЙД 3)

 У.   Какие цифры видите на экране?    ( 1 и 3)                                                            Составьте двузначные числа, используя только цифры 1 и 3. (13 и 31).

Запишите их в тетрадь

У.. Что общего в этих числах? (Они двузначные,  нечётные , состоят из одинаковых цифр и сумма цифр в каждом числе равна 4)

У каждого числа есть своя история появления.

Интересна история числа 13   Суеверные люди считали число13 несчастливым числом, не справляли свадьбы, не садились а театрах, в автобусах в кресла под номером 13, при счете номеров дома это число совсем пропускали. А другие наоборот считают, что человек рождённый 13 числа. добьётся успеха во всех делах, начатых 13 числа.

А чем интересно для вас число 31.?

( СЛАЙД 4)

2     – Внимательно посмотрите  на девиз нашего урока: «От маленьких… – к большим открытиям!»

– А отчего «маленьких», вы узнаете, если расположите данные  числа в порядке возрастания и прочтете слово

15    9   10   3   12   6   18

Е    О   Б    П   Л   Р    М

( 3    6    9    10     12    15     18

  П  р   о    б     л     е       м)        

 3.   – Итак, запомните  наш  девиз: « От маленьких  проблем -  к  большим  открытиям !»         ( таблицу на  доску)

4. У.   – Для  того чтобы  у  нас  не  возникало  больших проблем, а были только лишь большие открытия, необходимо провести математическую разминку.

– Какое  число  нужно зачеркнуть, чтобы получился ряд, составленный по определенному  правилу?   ( 10)

– Почему?   (– Оно  круглое)

– Продолжите  ряд  чисел, используя  эту  закономерность

(– Я думаю, если зачеркнуть 10, то числа будут увеличиваться на 3

  1. 24  27  30)

(СЛАЙД  5)

( 3   6  9  12  15  18  21  24  27  30)

– На  какие  две  группы  можно  их  разбить?

(– Двузначные  и  однозначные, круглые и некруглые,  числа с цифрой  2  в  одну  группу,  остальные  в  другую)

– Дополните  числа, написанные  красным  цветом  до  круглых  десятков

– Используя  числа  данного  ряда, составьте равенства на  сложение  и  вычитание

Запишите в тетрадь 3 таких равенств

(6  +  4  = 10,     12 + 8 = 20,  18 + 2 = 20
21 + 9 = 30,       24 + 6 = 30

3  +  6  = 9;        9   +  3  =  12

18  + 3  = 21;      30  -  9   =  21

24 – 21 = 3;        30 – 6   =  24)

5.  – Рассмотрите  выражения:

30   -   3;    30  -  5

30   -   4 ;   30  -  6

– Чем  они  похожи?        (– Уменьшаемое  одинаковое, круглое  число)

– Чем  отличаются?         (– Вычитаемое увеличивается  на  1)

– Как  это  отразится  на  разности?     (Значение  разности  должно  уменьшаться  на  1.)

(30 – 3 = 27,   30 – 4 = 26,  30 – 5 = 25,
30 – 6 = 24.)

– Что  вы  заметили?   (– Значение  разности  уменьшается на 1.)

– Сколько  выражений  можно составить по этому же  правилу?

(– Много.

– А я думаю, что только 3, потому что, если от 30 – 10, то вычитаемое  будет двузначным числом)

  1. – А теперь я предлагаю поработать в группах

– Не выполняя вычислений, поставьте знаки >, < или =  и объясните, почему вы поставили тот или иной знак.

1гр. 37 + 8 …  37 + 18                     3гр. 41 + 6 …41+9+6
2гр. 54+16… 16 + 54                        4гр. 67+9+9…67+18

Проверка

(СЛАЙД 6)

(1гр. – Мы поставили знак  «<», потому что первое слагаемое  в  выражениях одинаковое, а второе слагаемое слева  на 10 меньше.

2гр. – Мы применили переместительное свойство сложения и поставили знак «=».

3гр. – Мы поставили знак «>», потому что первое слагаемое в выражениях одинаковое, а справа 9 и 6 мы заменили суммой и получили  15, 16 > 15.

4гр. ( Аналогично)

III. Открытие детьми нового знания

– Что вы можете сказать об этой записи?
37 + 8    (– Это сумма. Два слагаемых, одно из которых двузначное число, а другое однозначное.)

– Составьте выражения, где к двузначному числу надо прибавить однозначное

– 57+2, 47+9, 32+6, 23+4, 35+5, 53+7, 64+6.

– На какие две группы  их  можно разделить   (– Значение таких выражений мы умеем находить: 1 столбик – сумма единиц меньше 10, 2 столбик– сумма единиц равна 10)

– А в какой столбик отнесете 47+9 ?   (– Мы его еще не умеем  решать.)

– Найдите значения выражений  первого и второго столбика.

57+2=59   35+5=40   47+9=  – (В выражении  47+9  сумма  единиц  больше 10    )

32+6 =38   53+7 =60

23+4 =27   64+6 =70

– Посмотрев на это выражение, может быть, вы сформулируете тему нашего урока?

( Сложение двузначных и однозначных чисел.)

– Но ведь мы это уже умеем делать.

–( Сложение двузначных и однозначных чисел, где сумма единиц больше 10)

– А можно сказать и так: «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд»

– Вот сегодня на уроке мы и будем учиться находить  значение таких выражений.

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление.

– №197 на стр. 66

– Можно ли утверждать, что значение выражений в каждой паре одинаковы?

– Какое  из этих выражений вам решить легче?

– ( В первом выражении , сразу видно, что сначала надо 29 дополнить до  круглых десятков  однёркой, а  уж потом прибавить 6.

VII. Самостоятельная работа.

1 вариант выполнит  4,5,6

2 вариант  7,8,9

А какой праздник приближается?    

   Лесом частым

Полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

«Здравствуй, здравствуй,

                                                             Новый год!»

                                                                                                                                             А когда празднуют Новый год. ? Так  в чём же особенность числа 31( 31 декабря заканчивается год и начинается Новый год). А чем вам запоминается этот праздник.?  Давайте украсим нашу елочку .( Ответы на фонариках)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

А без кого не бывает Нового года?  ( Без Деда Мороза и Снегурочки)

А что приносит Дед Мороз детишкам? ( подарки)

Вот и сегодня он приготовил для вас необычные подарки -задачки

–– Вы считаете, что необходимо еще потренироваться в решении задач.                 Так мы и поступим

( СЛАЙД 7)

а)К Новому году ребята 2в класса вырезали 25 елочек, а шаров на 5 меньше. Сколько шаров вырезали ребята 2 в класса?   (25-5=20)

( СЛАЙД 8)

б) Дед Мороз и Снегурочка в школе подарили подарки 20 мальчикам и 20 девочкам. Сколько детей  получили подарки от Деда Мороза и Снегурочки? (20+20=40)

А теперь Дед Мороз хочет послушать как вы умеете составлять задачки.

Понравились подарки. Составтье задачку о подарках чтобы она решалась так

в)  17-8

г) Белочка к праздничному столу на Новый год насушила 20 белых грибов и 30 опят.  На сколько больше  белочка насушила опят, чем белых грибов?             (30-20=10(оп)

IX. Итог  урока.

– Вернемся к девизу урока.

– От маленьких проблем к большим открытиям.

– Какое открытие в математике совершили? 

– При сложении двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд легче число единиц двузначного числа дополнить до круглого, а потом прибавить оставшееся число единиц

Проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения:  

Я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Было трудно

– Надо ли еще потренироваться?    – Да

Оцените наш с вами урок1Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим

2Вы считаете, что  умеете решать задачи , но вам ещё нужна помощь

3Вы считаете, что было трудно на уроке.

Домашнее задание:

Поздравление с Новым годом!

Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, математика! Урок - повторение 2 класс УМК «Школа 2100» Маторина Римма Анатольевна МОУ СОШ №128 г.Екатеринбург

Слайд 3

Допиши недостающие числа 42 37 83 40 30 80

Слайд 4

Допиши недостающие числа 55 71 96 5 1 6

Слайд 5

Допиши недостающие числа 20 5 4 10 60 9

Слайд 6

Допиши недостающие числа 30 5 8 50 70 6

Слайд 7

Сколько среди фигур четырёхугольников, прямоугольников, квадратов ?

Слайд 8

Найди в фигурах прямые углы А С Д Е А Д С В А Л М

Слайд 9

Реши выражения 90-32 45+45 53-12 72-15 92-18 37+13 26+38 56-38 =58 =90 =41 =57 =74 =50 =64 =18

Слайд 10

Найди уравнения и реши их 18+х 70+х=75 56+х > 70 74-30=44 Х-8=42

Слайд 11

Проверь себя! 70+х=75 Х=75-70 Х=5 ________ 70+5=75 75=75 Х-8=42 Х=42+8 Х=50 _______ 50-8=42 42=42

Слайд 12

Реши задачи На озере плавали 25 утят, а гусей на 16 больше. Сколько всего утят и гусей плавали на озере ? У Геры 25 тетрадей, а у Саши 17 тетрадей. Сколько тетрадей останется у мальчиков, если они 6 тетрадей отдадут Марине ?

Слайд 13

Проверь себя! 1) 25+16=41 (г.) 2) 25+41=66 (п.) Ответ : на озере плавали 66 птиц.

Слайд 14

1) 25+17=42 (т.) у Геры и Саши вместе 2) 42-6=36 (т.) Ответ : у мальчиков осталось 36 тетрадей.

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по математике на тему «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд» 2 класс

Тест по математике на тему «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел  с переходом в другой разряд» 2 класс УМК "Гармония"...

конспект урока по математике "Сложение двузначного и однозначного числа с переходом через разряд"

авторская разработка конспекта урока по математике 2 класс с элементами психологического тренинга...

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач

Урок разработан для учащихся 2 класса по учебнику Н.Б. Истомина «Математика 2 класс». Цель данного урока   подготовка к осознанию нового способа действия при сложении двузначных и однозначны...

Проверочный тест по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд».

Прверочный тест по математике  составлен в двух вариантах и  состоит из десяти заданий. Рекомендован при закреплении знаний  по изучаемой теме. Подходит для любого учебно-педагогическог...

Разработка урока по математике в 1 классе УМК Гармония "Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд"

Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Гармония»Тема: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд».Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.Цели: с...

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. 2 класс

Урок математики во 2 классе, УМК "Гармония" по теме: "Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач."...

Тест по математике «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд»

Тест по математике «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд»...