Имя существительное (обобщение)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_oboshchenie4kl.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
"Имя существительное" (обобщение знаний)
4 «В» класс
16.12.2011 г.
Учительница начальных классов
II квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района РТ
Мухамедьярова Гульнара Габдулхаевна
Цели:
- обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного
- развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся
Оборудование: сигнальные карточки для определения склонения имён существительных; индивидуальные карточки с текстом, презентация.
Ход урока
I.Актуализация знаний.
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
Упражнение для разминки пальцев
Игра – упражнение «Пальчики здороваются».
Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
- Игра – упражнение «Согреем пальчики».
- Перекатывание ручки в руках.
Проверка домашнего задания.
Письмо по памяти. ( Упр 217, стр. 112)
- Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез. (С. Маршак.)
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Словарный диктант.
М.роз, б.рёза, с.рока, ин.й, вет.р, обл.ко, п.года, с.р.бро.( Слайд 1)
(Взаимопроверка слайд 2)
Учитель: Какие слова вы записали? Почему они так называются?
Дети: Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы.
Учитель: Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? Какой частью речи являются эти слова?
Постановка цели урока.
Учитель:- Опредилите какая тема сегодняшнего урока?
Дети: Имена существительные (обобщение знаний). Слайд 3
Докажите, что это имена существительные.
Повторение признаков имени существительного
Учитель: Назовите признаки имени существительного.
1.Дети: Одушевлённость, неодушевлённость.
Учитель: Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.
Снег, метель, зима, волк, озеро, лисица, мышь, пальто. Слайд 4
Учитель: - Какие ещё признаки имени существительного вы знаете?
2.Дети: Род.
Учитель: Определите род имён существительных, которые вы записали.
(Самопроверка слайд 5)
Учитель: Кто правильно определил род имён существительных?
Продолжаем признаки имени существительного…
3.Дети: Склонение.
Учитель: Что называют склонением имён существительных?
К 1-му склонению относятся имена существительные…(м.р., ж.р. с окончаниями –а, -я)
Ко 2-му склонению относятся имена существительные…(м.р. с нулевым окончанием, ср. р.)
К 3-му склонению относятся имена существительные… (ж.р. с нулевым окончанием)
Учитель: Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.
Учитель: У какого существительного не смогли определить склонение?
.Дети: Пальто.
Учитель: Почему?
4.Дети: Не склоняется.
Учитель: Приведите примеры несклоняемых имён существительных.
Назовите, какие еще есть признаки имени существительного?
5.Дети: Число, падеж.
Учитель: В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?
Дети: В форме единственного числа.
Учитель: Употребите эти имена существительные в форме множественного числа.
Снега, метели, зимы, волки, озера, лисицы, мыши.
Нет формы множественного числа: пальто.
Учитель: Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа.
Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество.
Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа.
Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота.
6.Учитель: Сколько падежей в русском языке?
а) Назовите их по порядку с падежными вопросами.
б) Просклоняйте имена существительные по падежам. 1 ряд – зима, 2 ряд – снег, 3 ряд – метель
Взаимопроверка по цепочке.
7.Как различать И.п. и В.п. имён существительных?
Дети: Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. - второстепенный член предложения.
8.Учитель: Составьте из слов предложение и запишите его.
укрыл, пушистый, периной, снег, поляну. Слайд 6
Пушистый снег укрыл периной поляну.
9. Учитель: Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж.
(1 ученик работает у доски)
(Коллективная проверка.)
Y. Физминутка
10. Учитель: - Для того, чтобы разбирать имя существительное как часть речи, что мы должны вспомнить?
Дети: - Алгоритм (Памятку)
11. Разберите слово периной как часть речи. Слайд 7
Периной - (чем?), н.ф. перина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., ед.ч., в Т.п., второстеп. член предл.
(Ученик работает у доски, коллективная проверка.)
Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания?
YII. Безударные падежные окончания имён существительных
12. Учитель: Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.
Учитель: В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и?
Дети: В первом склонении в Р.п.
13. Учитель:- Как можно проверить правописание безударных окончаний?
Дети: - Можно вместо существительного с безударным окончанием вставить существительное того же склонения, в том же падеже с ударным окончанием.
Падежи | Вопросы | Предлоги | Окончания | ||
1 – скл. | 2 – скл. | 3 – скл. | |||
Р. П. | Кого? Чего? | От, до, из, у, без, для, около, с | -и | -и | |
Д. п. | Кому? Чему? | к, по | -е | -и | |
П. п. | О ком? О чём? | О(об), в, во, на, при | -е | -е | -и |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
земля | конь | степь |
лиса | двор |
|
14. Учитель: На карточке
- вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных
-подчеркните собственные имена
Жил в город_ Шепетовк_ веселый, смышлёный мальчик Валя Котик. Когда в город пришли фашисты, стал он народным мстител__.
Пионер из Шепетовк_ не раз бывал в разведк_ .Он подрывал на минах вражеские эшелоны, переправлял в партизанский отряд оружие.
Валя погиб в бою с врагом в день своего рождения. Ему исполнилось 14 лет.
(Работа в парах)
Учитель: Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
YIII. Творческое задание
Учитель: Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.
(Заслушиваются варианты заголовков и заключительная часть текста.)
IX. Итог урока
Учитель: - Что интересного вы узнали об имени существительном ?
X. Домашнее задание стр.113, упр. 221
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение
Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...
Имя существительное. Обобщение.
Урок русского языка по образовательной системе "Школа 2100". Урок проводится в форме деловой игры....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное, обобщение". 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25165-20...
Урок русского языка "Имя существительное. Обобщение"
Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....
Урок русского языка "Имя существительное (обобщение)"
Обобщающий урок по теме "Имя существительное"...
Имя существительное (обобщение)
Урок посвящён повторению темы "Имя существительное" во 2 классе....
Урок-игра по русскому языку "Имя существительное"(обобщение)
Урок на основе олимпийских зимних видов спорта....