Имя существительное (обобщение)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_oboshchenie4kl.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

"Имя существительное" (обобщение знаний)

4 «В» класс

16.12.2011 г.

Учительница начальных классов

II квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4   п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района РТ

Мухамедьярова Гульнара Габдулхаевна

Цели:

  1. обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
  2. закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного
  3. развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся

Оборудование: сигнальные карточки для определения склонения имён существительных; индивидуальные карточки с текстом, презентация.

Ход урока

I.Актуализация знаний.

Организационный момент.

        Учитель:      Прозвенел звонок. Внимание!

                             Проверь, дружок,

                             Готов ли ты начать урок?

                             Всё ль на месте, всё ль в порядке:

                             Книжки, ручка и тетрадка?

                                           Проверили? Садитесь.

 Упражнение для разминки пальцев

Игра – упражнение «Пальчики здороваются».

Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

  1. Игра – упражнение «Согреем пальчики».
  2. Перекатывание ручки в руках.

Проверка домашнего задания.

Письмо по памяти. ( Упр 217, стр. 112)

  1. Декабрь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.   (С. Маршак.)

Учитель:  Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Словарный диктант.

М.роз, б.рёза, с.рока, ин.й, вет.р, обл.ко, п.года, с.р.бро.( Слайд 1)

(Взаимопроверка слайд 2)

Учитель: Какие слова вы записали? Почему они так называются?

Дети: Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы.

Учитель: Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? Какой частью речи являются эти слова?

Постановка цели урока.

Учитель:- Опредилите какая тема сегодняшнего урока?

Дети: Имена существительные (обобщение знаний). Слайд 3

Докажите, что это имена существительные.

Повторение признаков имени существительного

Учитель: Назовите признаки имени существительного.

1.Дети: Одушевлённость, неодушевлённость.

Учитель: Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.

Снег, метель, зима, волк, озеро, лисица, мышь, пальто.  Слайд 4

Учитель: - Какие ещё признаки имени существительного вы знаете?

2.Дети: Род.

Учитель: Определите род имён существительных, которые вы записали.

(Самопроверка слайд 5)

Учитель: Кто правильно определил род имён существительных?

Продолжаем признаки имени существительного…

3.Дети: Склонение.

Учитель: Что называют склонением имён существительных?

К 1-му склонению относятся имена существительные…(м.р., ж.р. с окончаниями –а, -я)

Ко 2-му склонению относятся имена существительные…(м.р. с нулевым окончанием, ср. р.)

К 3-му склонению относятся имена существительные… (ж.р. с нулевым окончанием)

Учитель: Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.

Учитель: У какого существительного не смогли определить склонение?

.Дети: Пальто.

Учитель: Почему?

4.Дети: Не склоняется.

Учитель: Приведите примеры несклоняемых имён существительных.

Назовите, какие еще есть признаки имени существительного?

5.Дети: Число, падеж.

Учитель: В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Дети: В форме единственного числа.

Учитель: Употребите эти имена существительные в форме множественного числа.

 Снега, метели, зимы, волки, озера, лисицы, мыши.

Нет формы множественного числа: пальто.

Учитель: Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа.

Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество.

Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа.

Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота.

6.Учитель: Сколько падежей в русском языке?

а) Назовите их по порядку с падежными вопросами.

б) Просклоняйте имена существительные по падежам. 1 ряд – зима, 2 ряд – снег, 3 ряд – метель

Взаимопроверка по цепочке.

7.Как различать И.п. и В.п. имён существительных?

Дети: Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. - второстепенный член предложения.

8.Учитель: Составьте из слов предложение и запишите его.

укрыл, пушистый, периной, снег, поляну. Слайд 6

Пушистый снег укрыл периной поляну.

9. Учитель: Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж.

(1 ученик работает у доски)

(Коллективная проверка.)

Y. Физминутка

10. Учитель: - Для того, чтобы разбирать имя существительное как часть речи, что мы должны вспомнить?

Дети: - Алгоритм (Памятку)

11.  Разберите слово периной как часть речи. Слайд 7

Периной - (чем?), н.ф. перина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., ед.ч., в Т.п., второстеп. член предл. 

(Ученик работает у доски, коллективная проверка.)

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания?

YII. Безударные падежные окончания имён существительных

12. Учитель: Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется…
 - е.
И во
втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… -
е.
А в
третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… -
и.

Учитель: В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и?

Дети: В первом склонении в Р.п. 

13. Учитель:- Как можно проверить  правописание   безударных   окончаний? 

Дети: - Можно вместо  существительного  с  безударным   окончанием  вставить  существительное  того же склонения, в том же  падеже  с ударным  окончанием. 

 

 Падежи 

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

Кого? Чего?

От, до, из, у, без, для, около, с

Д. п.

Кому? Чему?

к, по

П. п.

О ком?

О чём?

О(об), в, во, на, при

1 скл.

2 скл.

3  скл.

земля

конь

степь

лиса

двор

 

14. Учитель: На карточке

- вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных

-подчеркните собственные имена

     Жил в город_  Шепетовк_ веселый, смышлёный мальчик Валя Котик. Когда в город пришли фашисты, стал он народным мстител__.

     Пионер из Шепетовк_ не раз бывал в разведк_ .Он подрывал на минах вражеские эшелоны, переправлял в партизанский отряд оружие.

    Валя погиб в бою с врагом в день своего рождения. Ему исполнилось 14 лет.

(Работа в парах)

Учитель: Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

YIII. Творческое задание

Учитель: Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.

(Заслушиваются варианты заголовков и заключительная часть текста.)

IX. Итог урока

Учитель: - Что интересного вы узнали об имени существительном ?

X. Домашнее задание стр.113, упр. 221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Имя существительное. Обобщение.

Урок русского языка по образовательной системе "Школа 2100". Урок проводится в форме деловой игры....

Урок русского языка "Имя существительное. Обобщение"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Урок русского языка "Имя существительное (обобщение)"

Обобщающий урок по теме "Имя существительное"...

Имя существительное (обобщение)

Урок посвящён повторению темы "Имя существительное" во 2 классе....

Урок-игра по русскому языку "Имя существительное"(обобщение)

Урок на основе  олимпийских зимних видов спорта....