Урок математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 5" в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Комиссарова Ольга Николаевна

Урок математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 5" в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-seminar.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 1 «А» классе

УМК «Перспектива».

Учитель: Комиссарова Ольга Николаевна

МБОУ «СОШ № 7»

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 5».

Тип урока: закрепление.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Цели:

Обучающие: (познавательные УУД – отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать выводы…)  закрепить:  знание состава чисел от 2 до 5,  навыки счёта в пределах 5,  умение читать числовые выражения и находить их значение, правильно называя компоненты действий,   взаимосвязь между частью и целым,  умение на основе предметной наглядности решать простые текстовые задачи и записывать их решение,  умение различать геометрические фигуры,  формировать навыки беглого счёта в пределах 10 на числовом отрезке.

Развивающие: (регулятивные УУД – организация своего рабочего места, определение цели выполнения задания, определение плана выполнения заданий и использование в своей работе…)  развивать: внимание, память, логическое мышление, математическую речь, умение делать выводы.

Воспитывающие: (личностные УУД) воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе и самостоятельно, любовь и заботу к животным.

Оборудование:

  1. картинки: котята, кошка, корзина, собака,
  2. индивидуальные числовые линейки,
  3. перфокарты  + -  в пределах 10,
  4. индивидуальные наборы геометрических фигур,
  5. карточки с числовыми выражениями,
  6. жетончики-котята,
  7. чистые листки в клетку (подписанные),
  8. рисунки разноцветных клубков с цифрами (10 шт.)
  9. индивидуальные магнитные доски
  10. логические задачи (для групповой работы)

Ход:

1.   Самоопределение к учебной деятельности  (организационное начало)

(Звенит звонок,  гости, учителя  уже в классе,

дети со звонком встают и приветствуют всех словами…)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!!!

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5!!!  

 (Объявление темы и цели урока)

Учитель:

- Ребята! У нас сегодня  два  события!!!

- 1 – к нам пришли гости - учителя и ваши воспитатели, посмотреть - как вы работаете

  на уроке,  проверить ваши знания по математике.

- 2 – у нашей классной кошки Мурки появились котята!!!  

- Вы знаете, что котята рождаются беспомощными и слепыми. И когда у них открываются глаза, то они начинают везде ползать и всем интересоваться.  Смотрите, все котята расползлись. Соберём котят в корзину?  Поможем Мурке? Для этого надо успеть выполнить все задания!

(Учитель по ходу открывает доску,  где рисунки  кошки, котят, корзины.

Дети приступают к работе).

2.  Актуализация опорных знаний  (повторение)

1).  Графический диктант                                                                                        1 КОТЁНОК 

(У каждого ученика на столе заранее лежит чистый подписанный листок в клетку).

Учитель:

-Приготовились!

- Отступаем 7 клеток сверху, слева – 4 клетки.  Ставим жирную точку.

3-вправо,

   2-вниз,               

      4-вправо,

         3-вверх,

            1-вправо,

               7-вниз,

                  2-влево,

                     1-вверх,

                        1-вправо,

   1-вверх,

      4-влево,

         2-вниз,

            2-влево,

               1-вверх,

                  1-вправо,

                     2-вверх,

                        2-влево,

                           3-вверх.

- Показали, что получилось.

- Молодцы!!!

(Должно получиться графическое изображение кота).

2).   Устный счёт                                                                                                        2 КОТЁНОК

А).   Чтение и решение выражений – работа по карточкам

(Учитель показывает карточки с числовыми выражениями:

3+4=    , 8-2 =    , 4+2=    , 9-2=    …

дети по желанию читают, называя компоненты:

сложить, прибавить, сумма, да, вычесть, отнять, минус, без, разность…

и  показывают на числовых отрезках (линейках) значение выражений.)

Б).    Игра - «День – Ночь»

(Учитель при слове «ночь» загадывает пример,  дети слушают, закрыв глаза,

а  при слове «день» – показывают число-ответ, например:

  1. моё число на 2 больше 3,   …
  2. на 1 меньше 5,   …  
  3. если к моему числу прибавить 2, то получится 6,  …
  4. если из моего числа вычесть 1, то  останется 3, …
  5. назвать «соседей» числа: 5, …   7   …
  6. какое число следует за     …
  7. какое число предшествует     …
  8. какое число стоит между     …
  9. какое число больше …,  но меньше  …   ….
  10. что больше … или…   почему?     и  т. д.   ….)

3).    Число «Потерялось».  Найдите его место в натуральном ряду чисел. 

 3 КОТЁНОК

Учитель:

- Котята играли с клубками пряжи,  посмотрите, что случилось?  (Проблема в цифровом ряду).

- Некоторые клубки потерялись.                                    

- А некоторые перепутались местами.

(Дети пытаются сформулировать задание:

Надо найти потерянное число  и   надо  восстановить порядок)

(На доске рисунки - разноцветные круги с цифрами,

дети по желанию выходят и восстанавливают порядок).

6

4

1

8

100

9

7

5

3

2

4).   Решение «Весёлых» задач - Работа с магнитными досками                      4 КОТЁНОК

(Учитель предлагает задачи, дети записывают решение на магнитных досках.

По желанию дети объясняют выбранное решение, называют ответ).

2 щенка-баловника бегают, резвятся.

К шалунишкам 3 дружка с громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?   (2+3=5)

Саша с Колей рыб удили,

                6 рыбок наловили,

Кот к рыбам подобрался

1 схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей,

Сколько осталось рыб у друзей?   (6-1=5)

Шла овчарка по дорожке

У неё 4 ножки

Ей навстречу – чёрный дог.

Сколько всех собачьих ног?   (4+4=8)

***У нашей кошки 5 котят

В корзинке рядышком сидят.

А у соседской кошки -3.

Котят пустили погулять

Попробуйте всех их вместе сосчитать.   (5+3=8)

***4 сосиски папа купил

2 сосиски котик стащил.

Я попрошу вас сосчитать

Сколько сосисок осталось?   (4-2=2)

5).   Решение цепочки примеров – «Секретик».                                                   5 КОТЁНОК

(На доске записан пример-цепочка.  Дети самостоятельно решают, используя числовой отрезок, кто решит первым, выходит к доске и учителю сообщает ответ на ухо.

Если правильно, то этот ученик начинает принимать ответы от других ребят).

5+2-1+2-3=   (5)

6).    Работа с числовым отрезком.  «Помоги котёнку убежать от собаки».   6 КОТЁНОК

          Самоконтроль с проверкой по эталону.                                                            

(На доске рисунок собаки и кота,  запись примеров (6 столбиков-цепочек) с пропущенными числами и знаками действий.  Дети по вариантам одновременно выходят к доске, самостоятельно решают, записывают пропущенное число и знак действия.

Затем учитель проверяет, по какому пути удалось убежать котёнку от собаки, какой вариант не допустил ошибок.)

+1

+3

-2

-2

+3

-2

+5

+3

1               4               2                5               3               6               4               5               10  

2               5               3                6               3               8               4               5               10  

3               6               4                7               2               6               1               3               10  и  т. д.. ...........................................................................................................................................................

7).    Состав числа.  Работа с раздаточным материалом.                                   7 КОТЁНОК

Иллюстрирование числа разными способами.                                       Работа в паре.       

(На каждой парте комплект раздаточного материала в конвертах.

Учитель предлагает с помощью предметов разных цветов показать состав числа  5. 

Проверка вслух.)

5=4+1       5=1+4       5=2+3       5=3+2       5=1+1+1+2       5=1+1+3       5=1+1+1+1+1

8). ***   Работа с геометрическим материалом (с учётом уровня подготовки учащихся в классе).                                                                                                                     8 КОТЁНОК

Самостоятельная работа

(У каждого ученика на парте лист с изображением фигур:

квадрат,  прямоугольник,  круг,  параллелепипед,  конус,  цилиндр,  треугольник,  шар,  овал,  ромб, трапеция,  куб…

Учитель предлагает вписать число 1- внутри круга, 2- внутри овала, 3 – цилиндр, 4 – конус,

5 – квадрат, 6- куб, 7 – параллелепипед, 8- прямоугольник, 9 –шар, 10 – ромб, 11 – треугольник, 12 –  …    Проблема!!!  Новая фигура: трапеция).

9).***   Логические задачи                                                                                        9 КОТЁНОК

Работа в группах

(Учитель предлагает ребятам разбиться на 6 групп по 4 человека и самостоятельно решить логические задачи.   Далее  каждая группа учеников объясняет всем своё решение).

  1. Палка имеет 2 конца.   Сколько концов у половины палки?   (2).
  2. На столе стояло 3 стакана с малиной. Вова съел 1 стакан малины. Сколько осталось стаканов?  (3).
  3. По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3).
  4. На тарелке лежало 6 пирожных. 2 из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? (6).
  5. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (0).
  6. У девочки было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата вначале? (3).

10).***   Интересные факты

(Если остаётся время, учитель предлагает  следующее)

  1. Все кошки замечательные охотники, поэтому они и вылизывают себя постоянно, чтобы не было от них запаха.
  2. В Древнем Египте кошку считали священным животным, поклонялись ей как богу.
  3. Учёных давно интересовал вопрос: способны ли животные мыслить? Исследовали, и что же:

1 место - шимпанзе,

2 место - капуцина,

3 место – гориллы,

4 место - остальные обезьяны,

5 место - собаки,

6 место - кошки,

7 место - слоны,

8 место - свиньи

9 место - остальные животные,

10 место – лошади.

3.  Рефлексия учебной деятельности на уроке  (итог)

Учитель:

  1. Какие задания вам были интересны на уроке? …
  2. Какие задания были для вас трудными?...
  3. За активную работу всем на память «фото от благодарной кошки». …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».

Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...

Урок математики. Тема "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление изученного"

Разработан урок математики для обучающихся 1 класса....

Урок математики "Закрепление сложения и вычитания в пределах десяти"

Урок математики "Закрепление сложения и вычитания в пределах десяти"...

Урок математики "Закрепление сложения и вычитания в пределах двадцати"

Урок математики "Закрепление сложения и вычитание в пределах двадцати"...

План-конспект урока математики "Табличное сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление".

Целью данного урока является закрепление умения выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20.На уроке интегрировались курсы предметов окружающий мир, музыка, ИЗО в изучение математики.Провод...