Урок математики в 4-м классеЗагородняя Валентина Анатольевна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Тема: Перестановка и группировка множителей (закрепление). Цели: - обобщить знания об умножении как о математическом действии, закрепить навыки устного и письменного умножения, умения применять перестановку и группировку при устном вычислении, закрепить навыки в решении задач на движение, в решении уравнений.
- установить межпредметные связи (математика, история), развивать интерес к математике как науке.
Оборудование: план урока (на доске), записи, чертёж, видеопроектор. Ход урока 1. Организационный момент: Тема нашего урока «Умножение и его свойства». Но на этом уроке мы поговорим не только о свойствах умножения, но и покажем, что мы знаем об умножении к 4 классу. 2. Закрепление изученного материала: а) из истории математики (на экран выводится картины, которые показывают школу 16 века) Учитель: В 16 веке обучали только мальчиков. Девочки оставались безграмотными. Обучение длилось три года. За три года дети выучивались только считать, складывать и вычитать. Кто хотел продолжить учение, тот сам должен добывать «Считание удобное» (таблица умножения) и изучать его. «Считание удобное» Учитель: Итак, «Считание удобное» (умножение) в 16 веке было доступно не каждому. А мы покажем, что знаем об умножении в 21 веке. б) свойства умножения Учитель: Какими свойствами обладает действие умножение? (учитель открывает план на доске после ответов учеников) - 2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4
- 6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10
- (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7
Ученики: - от перестановки множителей произведение не изменяется;
- два соседних множителя можно заменить произведением;
- чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить.
в) устный счёт Учитель: пользуясь свойствами умножения найдите произведение удобным способом 2 * 17 * 4 * 5 (2 способа) 6 * 12 * 2 * 5 (2 способа) 2 * 18 * 5 * 3 (2 способа) 10 * 15 * 2 *3 (2 способа) 2 * 2 * 3 * 3 * 5 * 5 (2 способа) Ученики: 17 * 4 = 68 2 * 5 =10 68 * 10 =680 (Применил свойства перестановки и группировки) и т.д. Самостоятельная работа: Учитель: вычислить удобным способом, записав только одни ответы. 7 * 6 * 2 * 5 * 2 7 * 4 * 3 * 25 15 * 3 * 2 * 8 2 * 3 * 5 * 2 * 3 * 5 2 * 5 * 7 * 12 25 * 3 * 4 * 9 (взаимопроверка) 3. Повторение пройденного материала: а) устный счёт (с фиксированием в тетрадь) 75 * 6 35 * 12 45 * 6 12 * 16 24 * 8 24 * 12 (работа парами) Учитель: Какими свойствами умножения воспользовались? Ученики: Умножение суммы на число Учитель: Какое умножение по виду мы выполняли? Ученики: Устный вид умножения. б) письменное умножение 3800 * 40 3480 * 30 1090 * 700 1720 * 60 Учитель: Покажем, как умеем выполнять письменный вид умножения. (к доске выходят по одному ученику и выполняют умножение столбиком, остальные дети работают самостоятельно в тетради) (взаимопроверка) Учитель: Проверим вычисления на доске. в) уравнения (взаимосвязь компонентов) Взаимосвязь. а * в = с а = с : в в = с : а Учитель: Запишем равенство - Неизвестное число умножили на 50, получили 800.
- 18 увеличили в несколько раз, получили 540.
а * 50 = 800 18 * х = 540 Учитель: Как называется равенство? Ученики: Уравнение. Учитель: Прочитайте с названием компонентов. (решение и проверка уравнения) Учитель: С каким действием связано умножение? Ученики: С делением. Учитель: Докажите. Ученики: Компоненты умножения находятся действием деления. г) Задачи на встречное движение. Учитель: Какие понятия находятся в такой же зависимости как компоненты при умножении? Ученики: Понятия «скорость», «время», «расстояние» Учитель: Докажем. - Простые задачи на движение
Учитель: Необходимо составить задачу по таблице. Скорость | Время | Расстояние | 80 км/ч | 3 ч | ? |
Учитель: Составьте обратные задачи Учитель: Итак, как найти скорость? - время?
- расстояние?
д) Составная задача на движение Задача № 69 - самостоятельное чтение
Учитель: Повторить задачу по чертежу. Учитель: Какую величину надо найти? Ученики: Время встречи. Учитель: Что для этого необходимо знать? Ученики: всё расстояние и скорость сближения Учитель: Есть ли эти величины? Ученики: нет Учитель: Что необходимо найти? Ученики: скорость сближения (выполняется решение по действиям с объяснениями) 4. Итог урока: Учитель: Итак, подведём итоги. Расскажите сами по плану, что мы знаем о действии умножении в 21 веке. 5. План урока «Считание удобное» 1) Свойства - 2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4
- 6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10
- (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7
2) Вид 3) Взаимосвязь - а * в = с
- а = с : в
- в = с : а
|