Задачи Обучающие: ·Совершенствовать умение решать задачи изученных видов, учить оформлению краткой записи ·Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров вида на устном счете и в работе с учебником, используя дифференцированный подход. ·Закреплять умение сравнивать, при решении неравенства. Развивающие: ·Развивать творческое и логическое мышление, формировать мыслительные операции анализа, синтеза, в работе над задачами. ·Развивать произвольное внимание при работе над геометрическим материалом, на устном счете. ·Развивать математическую речь и память на протяжении всего урока. Воспитывающие: ·Формировать представление о здоровом образе жизни. ·Прививать интерес к физкультуре и спорту. Оборудование ·для учителя: Магнитная доска, мел, указка, плакат с геометрическими фигурами, карточки с заданиями, волейбольный и баскетбольный мячи, иллюстрации фрагментов игр (волейбола и баскетбола). Изображение героев: медвежонка, зайчонка, хоккеиста, плакат с изображением спортивных шапочек, ТСО. ·для учащихся: Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, сигнальная карточка, касса разрезных цифр. План и хронометраж урока 1. Организация детей на работу | 0,5’ | | | 2. Устный счет а. математическая эстафета б. повторение состава числа 6 в. задачи в стихах | 7’ | | | 3. Физкультминутка | 1’ | | | 4. Работа над задачами а. решение составленной задачи б. решение задачи из учебника | 14’ | | | 5. Работа с геометрическим материалом | 1’ | | | 6. Физкультминутка | 1’ | | | 7. Повторение изученного материала. Решение примеров вида | 4’ | | | 8. Задание на развитие логики мышления | 2’ | | | 9. Повторение изученного материала. Сравнение числа и выражения. | 3’ | | | 10.Итог урока | 1.5’ |
1. Организация детей на работу Звучит музыка. Спортивный марш. У. Долгожданный дан звонок Начинается урок Ну-ка дети, встаньте в ряд, Готов к работе наш отряд! | Эмоциональный настрой на работу, мотивационный компонент с помощью ТСО | 2. Устный счет 1) Математическая эстафета. У. – Прозвучал спортивный марш, и нас ожидает эстафета, но не только спортивная, а еще и математическая. Медвежонок и Зайчонок решили бежать наперегонки. А чтобы им помочь, разделимся на две команды: Команда «Медвежонок» - 1 ряд и 1 вариант 2 ряда. Команда «Зайчонок» - 3 ряд и 2 вариант 2 ряда. Изображения героев вывешиваются на доску. - Каждому игроку команды нужно решить свой пример и быстро передать мел следующему участнику. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием. На доске: | | 9 – 3 = | 8 – 4 = | 7 + 2 = | 5 + 3 = | 4 + 0 = | 6 – 0 = | 3 + 4 = | 9 – 4 = | 8 -2 = | 5 + 0 = | 10 – 1 = | 7 – 3 = | 9 – 0 = | 5 – 2 = | 8 + 1 = | 7 – 3 = | 6 – 4 = | 4 + 4 = | 6 + 3 = | 6 + 4 = |
У.- Вы быстро справились с этим заданием. А теперь проверим правильность выполнения. Команда «Медвежонок» проверяет примеры у команды «Зайчонок», и наоборот «Зайчонок» проверяет примеры «Медвежонка». Возьмите сигнальную карточку. Если обнаружите ошибку – сигнализируйте красным цветом, если ошибки нет – зеленым. В этом соревновании победил Зайчонок (Медвежонок), но они не стали ссорится и спорить, потому что были настоящими друзьями. Вывод: - А что вам помогло быстро пройти эту эстафету? - - Умение вычитать и прибавлять числа 1, 2, 3, 4 2) Работа над составом числа 6. У. – К нам на урок попал ваш очень хороший знакомый. Вы узнали его? Д. – Это волейбольный мяч. У. – В нашей школе будут проводиться соревнования по волейболу среди старшеклассников. А сколько человек должно быть в команде, вы узнаете внимательно прослушав задачу. - Я, Сережа, Коля, Ванда – Волейбольная команда. Женя с Игорем пока – Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько их получиться? Д. – В команде 6 игроков. У. – Команда будет сборная, т.е. состоять из мальчиков и девочек. Для того, чтобы составить команду, возьмите карточки и соедините линиями число, указывающее количество мальчиков с числом девочек, чтобы в сумме получалось 6. У. – Проверяем. Посмотрите на доску. Поднимите руки. У кого получился такой рисунок? Вывод: У. - Знание состава какого числа помогло вам набрать команду? Д. – Знание состава числа 6. 3) Задачи в стихах У.- Медвежонок и Зайчонок пока не умеют играть в волейбол, но они тоже хотят участвовать в соревнованиях. Мы им поможем, отгадать волшебное слово, а для этого вы должны внимательно слушать задачи и на парте выкладывать только ответы. (Используем кассу цифр) а. Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть. Сколько из под облаками? Сосчитайте дети сами. б. Пять щенят в футбол играли, Одного домой позвали Он в окно глядит считаетв. Пять ворон на крышу сели, Две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело? г. Группа малышей – утят Хочет плавать и нырять Шесть – уплыли далеко, Два – нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу. д. Привела гусыня – мать Шесть детей на луг гулять Все гусята как клубочки Три сынка. А сколько дочек? У. – А вот задача, которую мне принес Незнайка. «Лена прыгнула через скакалку 7 раз, а Катя 2 раза. Кого мама позвала домой? Д. – Эту задачу нельзя решить, потому, что неправильно поставлен вопрос. У. – Какой можно поставить вопрос? Дети устно отвечают У. – Проверяем. На доске карточки У. – Поднимите руки, кто решил правильно. Кто допустил ошибки? Будьте внимательны. А теперь переставьте эти числа в порядке возрастания. Проверяем. Д. – 3, 4, 5, 7, 8. Карточки на доске переставляются, переворачиваются. Появляется слово «СПОРТ» У. – Какой совет мы дадим Медвежонку и Зайчонку, если они хотят быть здоровыми и участвовать в различных спортивных состязаниях? Д. – Нужно заниматься спортом, делать зарядку. У. – И мы, чтобы набраться сил, сделаем небольшую разминку | Мотивационный компонент УД. Стимулирование познавательной активности за счет организации соревнования, с помощью наглядных средств. Регулирующий компонент УД, а именно рефлексия на основе самоконтроля. Развитие операционного компонента УД, а именно отработка вычислительных навыков. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Регулирующий компонент УД (взаимопроверка) Осуществление обратной связи. Средство обратной связи сигнальная карточка. Воспитание нравственных качеств. Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной, направленной с помощью наглядных средств. Развитие операционного компонента УД, постановка учебной задачи на данном этапе в дидактическом аспекте, для развития познавательной мотивации. Развитие внимания и логического мышления через занимательное задание. Работа в парах. Развитие коммуникативности. Закрепление знания математических терминов. Дифференциация по степени помощи. Развитие операционного компонента УД, а именно внимания. Работа над составом числа. Развитие регулирующего компонента при самопроверке, с помощью графической таблицы. Постановка учебной задачи на данном этапе урока. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Фронтальная форма работы. Развитие операционного компонента, а именно произвольного внимания. Идет работа над простыми задачами для уяснения детьми смысла арифметического действия, при котором такие задачи играют роль основного фактора, приводящего к осознанию операции, требующей выбор данного действия. Развитие операционного компонента УД, а именно семантического анализа текста, а так же логического мышления. Развитие регулирующего компонента при помощи самопроверки и самоконтроля. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания, на основе анализа и синтеза. Используется словесный метод – беседа. Формирование понятия о здоровом образе жизни. Межпредметная связь с уроком физкультуры. Фронтальная форма работы. | 3. Физкультминутка Дружно встали! Раз, два три! Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо. И еще Через левое плечо Буквой л расставим ноги Точно в танце – руки в боки! Наклонились влево, вправо Получается на славу! | Охрана здоровья, развитие двигательной активности. Эмоциональный фон. Повторение понятий «налево», «направо» - пространственных представлений. Развитие операционного компонента УД, а именно речи учащихся. | 4. Решение задач Сообщение темы урока У. – Вспомните ребята, что мы делали для то, чтобы расшифровать слово «Спорт». Д. – Решали задачи. У. – Вот и сегодня на уроке мы будем решать задачи и учится их записывать кратко. Сядьте правильно. Откройте тетради. Запишите число. Но посмотрите, рядом с волейбольным мячом, оказался еще один. Конечно, вы его тоже узнали. Д. – Это баскетбольный мяч. У. – И если в волейболе мяч перелетает через сетку (Вывешивается иллюстрация). То в баскетболе мяч нужно забросить в корзину (Вывешивается иллюстрация). В состав волейбольной команды 6 человек. А узнать, сколько человек в баскетбольной команде, вы сможете, если я скажу, что в ней на 1 человека меньше, чем в волейбольной. Составим и решим задачу. Д. – В составе волейбольной команды 6 человек, а в составе баскетбольной на 1 человека меньше. Сколько игроков в баскетбольной команде? У. _ Что известно в задаче? Д. – Что в волейбольной команде 6 человек, а в баскетбольной на 1 меньше. У. – Что спрашивается? Д. – Сколько человек в баскетбольной команде? Дети разбирают задачу, а учитель записывает ее кратко на доске. В.к. – 6 чел. Б.к. - ? на 1 чел. меньше чем У. – Какое действие выберете для ее решения? Д. – Вычитание. Потому, что в условии сказано, что в баскетбольной команде на 1 игрока меньше, а это значит столько же, но без 1. У. – Запишите решение. С обратной стороны доски задачу решают два ученика. Проверяем: Д. - 6 – 1 = 5 У. – Прочитайте ответ. Д. – 5 игроков в баскетбольной команде. У. – Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Работа с учебником У. – А теперь откройте учебник на странице 13 и вы узнаете, какой игрой увлекаются Павлик и Сережа. Д. – Они играют в футбол. У. – Многие ребята из нашего класса занимаются в спортивной секции, играют в хоккей и футбол. Потому вы без труда догадаетесь, глядя на картинки, что сделали мальчики. Д. – Они поменялись местами. У. – У вас в учебнике лежат закладки в виде футбольного мяча. Откройте эту страницу и под № 6 найдите задачу про Сережу и Павлика. Задачу читает выразительно хорошо читающий ученик. У. – Назовите условие задачи. Д. – Павлик забил 4 гола. Сережа – 1 гол. Запись краткой записи учителем на доске, дети в тетрадях П. – 4 г. С. – 1 г. У. – Какой вопрос в задаче? Д. – На сколько голов Павлик забил больше, чем Сережа? У. – Запишем вопрос кратко. П. – 4 г. С. – 1 г. Посмотрите на чертеж и ответьте на вопрос задачи. Д. – На 3 гола больше забил Сережа, чем Павлик. У. – Какое правило нам поможет найти, на сколько одно число меньше или больше другого? Д. – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. У. – Запишите решение. Запись решения на доске с комментированием на 4 – 1 = 3 (г) Ответ: на 3 гола. У. – Как нужно изменить вопрос, чтобы задача решалась сложением? Д. – Надо спросить «Сколько всего голов забили мальчики?» У. – Что для этого изменим в краткой записи? Д. – Вместо сравнительной стрелки поставим обобщающую скобку. На доске: П. - 4г. С. – 1 г. У. – Решите задачу самостоятельно. проверка у. – Поменяйтесь тетрадями. И если вы считаете, что задача решена верно, поставьте рядом с решением простым карандашом восклицательный знак. Учитель показывает запись решения на доске. Кто рад за своего соседа? Поднимите руку. Вывод: У. – Мы прорешали несколько задач разных видов. Давайте еще раз повторим правило, которое нам понабилось при решении задачи на сравнение. D Повторение алгоритма | Развитие операционного компонента УД. Постановка учебной задачи в дидактическом аспекте для развития познавательной мотивации. Межпредметная связь с уроком физкультуры с помощью наглядных средств (иллюстрации по данному виду спорта). Развитие кругозора. Развитие познавательной мотивации путем создания проблемной ситуации. Использование частично-поискового метода. Развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления. Объяснительно-иллюстративный способ обучения. Синтетический разбор задач. Фронтальная форма работы переходит в индивидуальную. Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции). Индивидуальная работа. Дифференциация по степени помощи (направляющая) Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Используется словесный метод – беседа. Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания и логического мышления. Учителем заранее вложены закладки на стр.17 (Элемент игры) Постановка учебной задачи на данном этапе урока. Развитие операционного компонента УД, прием графического моделирования задачи на основе наглядно-образного мышления ребенка. Развитие учебных умений. Обобщенный способ решения. Развитие операционного компонента (мыслительного аппарата). Развитие регулирующего компонента УД, а именно самоконтроля и контроля со стороны учителя на основе имеющихся знаний. Операционный компонент УД – развитие речи. Практический метод используется для более прочного усвоения записи решения задач этого вида. Развитие операционного компонента УД, внутреннего плана действий, логического мышления на основе анализа и синтеза. Варьирование вопроса – развивающий прием на этапе работы над задачей после ее решения. Развитие операционного компонента УД анализа и сравнения в ходе разбора условия задачи. Развитие рефлексии при самостоятельной работе. Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки путем взаимопроверки и взаимооценки. Развитие нравственных качеств, коммуникативности. Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа и синтеза. | 5. Работа с геометрическим материалом Прямо с футбольного поля мы перенеслись в спортивный зал. Какие геометрические фигуры вы видите на его разметке? Д. – Прямоугольники, круги, кривые линии, отрезки, прямую линию. Показ у доски. У. – Сосчитайте сколько прямоугольников на чертеже? Д. – 6. Показ. | Активизация познавательной деятельности. Смена вида деятельности. Закрепление знания геометрических фигур. Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания, логического мышления с помощью наглядных средств. | 6. Физкультминутка Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой). Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки. Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза. Обведите носом эти фигуры. | Используется гимнастика для глаз. - снятие мышечного напряжения; - охрана здоровья ребенка; - соблюдение гигиенических требований. | 7. Решение примеров. Случаи вида У. – А теперь возвратимся на с. 13. Запишите в тетрадях № 3. Ребята с синими флажками – бегуны на короткую дистанцию. С желтыми – на среднюю. С красными – на длинную. Внимательно рассмотрите примеры и выполните задание. - На старт выходят ребята с синими флажками. Они решают 3 столбика примеров. Внимание! Марш! (приступили к выполнению) - На старт выходят ребята с желтыми флажками. Они решают 3 столбика и в каждый добавляют еще по 1 примеру. Внимание! Марш! (Приступили к выполнению) - На старт выходят ребята с красными флажками. Они решают 4 столбика примеров и в каждый добавляют еще по одному. Внимание! Марш! (Приступили к работе). Проверка Низкий уровень – дети читают свои примеры. Средний уровень – после прочтения каждого столбика добавляет свой пример. Высокий уровень – читает четвертый столбик и свой пример. При прочтении примеров, дети по просьбе учителя, используют математическую терминологию (слагаемое, сумма, увеличить, уменьшить). У. – Молодцы. Вы все благополучно добрались до финиша. | Дифференциация по уровню творчества и объема. Развитие внутреннего и индивидуального плана действия. Развитие операционного компонента УД, произвольного внимания, логического мышления на основе анализа, сравнения. Развитие регулирующего компонента УД пошагового самоконтроля. Развитие математической речи. . | 8. Задания на логическое мышление А теперь посмотрите на доску. На лед выходит хоккеист. Но он забыл надеть спортивную шапочку. Найдем ее вместе. | Смена деятельности. Развитие операционного компонента: произвольное внимание, логическое мышление, на основе анализа, синтеза, классификации на основе наглядных средств | 9. Сравнение числа и числового выражения (Повторен6ие изученного материала). У. – Шайба хоккеиста закатилась под № 4. Какое задание предлагает он нам? Д. – Сравнить число и выражение. Поставить знаки «>», «<» или «=». У. – Кто, выполнит это задание самостоятельно? Приступайте к работе Остальные сравнивают 2 выражения у доски, при помощи учителя и 2 – самостоятельно. Индивидуальное задание: составить свое неравенство, используя два выражения из выполненного задания. Проверка ИТОГ У. – Что мы делали для того, чтобы сравнить число и выражение? Д. – Вычисляли выражения и ответ сравнивали с числом. | Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции) Дифференциация по степени самостоятельности и по объему. Индивидуальная работа. Дифференциация по творчеству. Фронтальная с места. Регулирующий компонент УД. Итоговый самоконтроль. | 10. Итог урока У. – Что мы сегодня повторили на уроке? Д. – Решали задачи, примеры на сложение и вычитание, сравнивали число и выражение. У. – И неспроста у нас появилось слово «СПОРТ». Какие виды спорта сопровождали вас на уроке? (Ответы детей) У. – Известно, что занятия спортом, закаливание, зарядка, игры на воздухе укрепляют здоровье. Давайте вместе прочитаем пословицы на эту тему: - Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
- Холода не бойся, по пояс мойся.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- А вы знаете, что математика - это тоже зарядка … для ума. Закаляйтесь, делайте зарядку, больше играйте на воздухе, тренируйте память, внимание. И я надеюсь, что в будущем вы станете такими же сильными, ловкими, смелыми, как наши спортсмены, которые защищают честь нашей страны на Олимпийских играх. | Развитие рефлексии. Словесный метод (беседа). Фронтальная форма работы. Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа. Операционный компонент УД. Развитие речи. Развитие кругозора учащихся. Воспитание нравственных качеств. |
Самоанализ Данный урок относится к теме: "Решение простых задач". Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно представлять себе ситуацию, заданную условием задачи, правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, составлять математическое выражение и выполнять простые вычисления, вырабатывали умение переводить различные реальные явления и связи между ними на языке математических символов. Также на предыдущих уроках проводился семантический анализ текста (процесс прочтения задачи с последующим выделением основных понятий, связанных со специфическим названием частей этого текста: условие, вопрос и т.д.). Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над простыми задачами и начнется подготовка к решению составных задач. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации). Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую. Использовалась дифференциация на этапах работы с задачами, при решении примеров и сравнении числа и числового выражения; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности. Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания. Для решения задач урока использовались методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; беседа. На всем уроке происходило развитие учебной деятельности. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (стихи, загадки, ТСО, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести). Развитие операционного компонента, а именно развивалось - логическое мышление, мыслительные операции (при составлении задачи, варьировании вопроса, работе с геометрическим материалом, при решении логического задания); операция обобщения (при повторении и обобщении правил проверки, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся. Новообразование - развитие внутреннего плана действий при работе с сигнальными карточками. Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль). Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем. Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока. |