Изучение курса " Интеллектика" во внеурочной деятельности младших школьников
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Системный курс " Интеллектика" включает в себя темы курса, виды игр, задач, которые формируют мыслительную деятельность младших школьников с 1 по 4 класс. Задания построены на неучебном материале. Даны варианты проведения занятий в разных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intelektika.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение курса «Интеллектика» во внеурочной деятельности младших школьников.
В современной методической системе обучения всё больший акцент переносится на формирование у школьников общечеловеческих умений, в том числе и мыслительных. На протяжении многих лет, учителей волнует проблема грамотной организации работы по развитию у учащихся логического мышления. Логическое мышление – это мышление по правилам. Оно лежит в основе многих видов задач (математических, грамматических, химических). Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два приходятся на возраст учащихся начальной школы. На учителе начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу провёла я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического мышления своих учеников», - этот вопрос не дает многим покоя. Раньше казалось, что от количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их уровень развития данного вида мышления. Мы разбираем с учениками нестандартные задачи на уроке, создаем личную «копилку» таких задач, составляем индивидуальные карточки с ними) и многое другое.
На уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт действовать и мыслить самостоятельно. Решение логических, нестандартных задач требует от учеников интеллектуальной инициативы и размышлений. Интеллект человека определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Смысл курса А.З.Зака «Интеллектика» сводится к тому, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые, поисковые, не связанные с учебным материалом задачи. Последнее требование позволяет опираться не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач - неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится совместное обсуждение решения задачи того или иного вида. В результате у детей формируется такое важное качество поведения, как осознание собственных действий, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
После самостоятельной работы всегда проводится коллективная проверка решения задач, что создает условия для нормализации самооценки у всех детей: повышается самооценка у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.
Таким образом, в курсе «Интеллектика» материал для работы с учениками всего класса, благодаря которому можно работать над интеллектом детей с разными способностями.
Курс включает 4 темы:
«Развитие способностей анализировать»,
«Развитие способностей комбинировать»,
«Развитие способностей планировать»,
«Развитие способностей рассуждать»,
Каждая тема указывает на очень важную мыслительную деятельность человека при решении самых разных задач.
Курс построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 23 занятия для каждого класса четырехлетней начальной школы. Принципиальной задачей курса выступает развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети смогут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать посильные задачи.
Основная цель полного четырехлетнего курса занятий состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это означает более широкие, чем обычно возможности произвольного и смыслового восприятия воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно – логического и творческого мышления.
Так способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры « Одинаковое, разное у двух» и три вида игры «Одинаковое, разное у трех». При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение. Анализ связан с рассмотрением в явлении разных сторон, с вычленением в предмете конкретных особенностей.
Приведу пример : 1 класс.
Тема: Развитие способности анализировать.
Цель: Освоить выполнение заданий игры « Одинаковое, разное у двух – 1» ( Сопоставление двух предметов)
Учитель на доске изображает задание, аналогичное заданию в тетради.
- На доске нарисованы 3 чайника. Нужно узнать, у какого чайника – 1 или 2, ручка, как у чайника 3?
- Кто скажет?...У чайника 1?...Почему?... Правильно, потому что у чайников 1 и 3 квадратная ручка, а у чайника 2 – круглая.
- А у каког о чайника,-1 или 3, форма как у чайника 2?... У чайника 3?... Почему?... Правильно, потому что у чайников 3 и 2 многоугольная форма, а у чайника 1 – круглая.
Теперь сами выполните задания на стр.5: ищите одинаковое и разное у чайников и обводите в ответ букву – а, б, в, г, или д.
Коллективная проверка найденных ответов.
2 класс.
Тема: Развитие способности анализировать.
Цель: Освоить выполнение заданий игры « Одинаковое, разное у двух – 1» ( Сопоставление трех предметов) ( стр.5)
Учитель на доске изображает задание, аналогичное заданию в тетради.
- На доске нарисованы 15 портфелей . Нужно узнать, у какого портфеля – 2 или 3, ручка, как у портфеля 9?
а) 2 б) ни у какого в) 1 г) 3 д) у любого
- Кто скажет?...У портфеля 3 ?...Почему?... Правильно, потому что у портфелей 3 и 9 круглая ручка, а у портфеля 2 – квадратная.
- А у каког о портфеля,- 3, 4 или 5, - замок такой, как у портфеля 12?... У портфеля 3?... Почему?... Правильно, потому что у портфелей 4 и 5 замок квадратной формы, а у портфеля 3 – круглой формы.
а) 5 б) ни у какого в) 3 г) у любого д) 4 - У какого портфеля , - 6, 7, или 8, - замок не такой как у портфеля 3?
а) 8 б) 7 в) ни у какого г) 6 д) у любого
Теперь сами выполните задания на стр.5: ищите одинаковое и разное у портфелей и обводите в ответ букву – а, б, в, г, или д. ( Для более сильных детей сопоставление 4, 5 или 6 предметов).
Коллективная проверка найденных ответов.
Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование». Предлагаются три вида интеллектуальной игры «Перестановки», три вида игры «Передвижение», три вида игры «Обмены». В этих играх совершенствуется наглядно-образное мышление, воображение, кратковременная память. Комбинирование проявляется в создании различных сочетаний предметов и их элементов.
Приведу пример : 2 класс.
Тема: Развитие способности комбинировать.
Цель: Освоить выполнение заданий игры « Передвижения – 1».
Учитель изображает на доске условие первого задания на стр. 13.
Слева в 4 клетках нарисованы треугольник, круг и квадрат. Затем двойная стрелка - в сторону. Далее двойная стрелка вверх- вниз и две пересекающиеся стрелки. Справа 4 клетки, где снова нарисованы треугольник, круг и квадрат.
Разберем это задание. Сначала фигурки располагались так, как в клетках слева, Потом какую-то фигурку передвинули в другую клетку и фигурки расположились так, как нарисовано в клетках справа.
- Какое было передвижение,- в сторону, вверх-вниз, наискосок?
- Кто скажет?...В сторону?.. Почему?... Правильно, потому что треугольник и квадрат остались на своем месте, а круг передвинули в соседнюю свободную клетку в сторону. Двойная стрелка в сторону обозначает, что фигурку передвинули в соседнюю клетку влево или вправо, « вверх-вниз» обозначает, что фигурку передвинули в вверх или вниз, а две пересекающиеся стрелки обозначают… ( что фигурку передвинули наискосок).
Значит, в ответе надо обвести в кружок цифру 1. Я это сделаю на доске, а вы в тетради. Эта игра называется « Передвижения». В ней такое правило: любую фигурку можно за одно действие передвинуть в соседнюю клетку. Аналогично выполняем 2 задание. А теперь выполните задания самостоятельно, соблюдая это правило. Везде нужно выбрать, какое было передвижение и обвести в кружок цифру правильного ответа. ( Коллективная проверка найденных ответов).
Способность планировать развивается за счёт решения задач «на перемещение». Это по три вида игр «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки». При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мыслительном плане («в уме», в представлении), а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память. Планирование проявляется в определении этапов получения результата, разработке последовательности действий для достижения поставленной цели.
Приведу пример : 3 класс.
Тема: Развитие способности планировать. Цель: Освоить выполнение заданий игры « Шаги – 1». Учитель на доске изображает задание, аналогичное заданию в тетради. ( стр. 10)
- По клеткам этого волшебного квадрата перемещается утка. Она может ходить только в соседние клетки и делать прямые шаги, например: от одного флажка к двум или к одной точке. И косые шаги, например, от одного флажка к двум точкам.
Разберем задание 1. Сначала утка была в клетке, где одна точка. Потом она сделала шаг и попала в клетку, где две точки. Какой она сделала шаг, - прямой или косой? Кто скажет?... Прямой?... Верно. Почему?... Правильно, потому что от одной точки к двум точкам можно попасть шагом прямо.
Прямой крестик обозначает, что утка сделала шаг прямо, а косой крестик обозначает, что шаг был наискосок. Значит, в ответ к заданию нужно обвести в кружок цифру 1.
Разберем задание 3. Нужно узнать, как утка попала от двух точек к полукругу,- тремя шагами прямо ( вариант 1) или двумя шагами прямо и одним наискосок ( вариант 2)? Кто скажет решение задачи?... Вариант 2?... Правильно, сначала утка сделала шаг прямо к одному треугольнику, потом еще шаг прямо к двум треугольникам и потом шаг наискосок к полукругу. В ответ обведем в кружок цифру 2.
Эта игра называется « Шаги утки» В ней такое правило: утка может шагать только в соседнюю клетку прямо и наискосок. Выполните самостоятельно задания, соблюдая это правило. Везде нужно выбрать, какие шаги сделала утка и обвести в кружок цифру правильного ответа. ( Коллективная проверка найденных ответов).
Развитие способности рассуждать обеспечивается за счёт решения задач «на выведение». Здесь 12 интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Соседний, через один», «Родственники», «Сходство, отличие», «То ли одно, то ли другое»» Совпадения», «У кого что», «»Старше, моложе» и т.д. При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку требуется делать вывод из предложенных ситуаций.
Развитое рассуждение проявляется в последовательном выведении одних мыслей и суждений из других, в непротиворечивом распределении событий во времени.
Приведу пример : 4 класс.
Тема: Развитие способности рассуждать. Цель: Освоить выполнение заданий игры « Так же, как…» Учитель на доске изображает задание, аналогичное заданию в тетради. ( стр. 7)
Задача 3. « Миша и Рита расставляли кубики с буквами. Сначала Миша расставил кубики так – Н К Л Д М, а затем переставил их по -другому – Д Н К Л М. Рита сначала расставила свои кубик так – Т Ж В Ф Ц, а затем переставила их так же, как Миша. Что у нее получилось?
- Кто скажет?... Ж Т Ф В Ц?... То, что последняя буква Ц это правильно, а остальные буквы неправильно.
- Как Миша их переставлял?... Верно, на соседние места: буква Н была первой, стала второй, буква К была второй, стала третьей, буква Л была третьей, стала четвертой. А что стало с буквой Д,- четвертой?... Правильно, она стала первой. Значит, если Рита переставила буквы так же, как Миша, то у нее получилось… Ф Т Ж В Ц. Обведите в ответ букву в. Выполните самостоятельно задания. ( Коллективная проверка найденных ответов).
Практика развивающих занятий показала: регулярное решение детьми поисковых задач обеспечивает им более высокий, чем обычно, уровень развития мышления.
Нужно позволить ученику самому определить способ выполнения задания: "в уме" или "на бумаге". Предупреждать, перед работой, что лучше работать «в уме» - это самое сложное. В случае затруднения, разрешить ученику помочь себе и сделать выбор "на бумаге".
Во - вторых, использовать работу в группах. К правилам работы в группе добавлять условие: «В вашей группе решение должен понимать каждый. Ответ будете давать поочереди, если выбранный ученик не объяснит решение за всю команду, то вся команда не решила задания!» Обязательно следить, чтобы дети менялись ролями во время ответов.
В - третьих, использовать работу в парах в целях взаимопроверки. Соседу выставляют знак: верно « +», неверно « - ». После взаимопроверки проводится разбор решения. В конце урока у каждого ученика индивидуальное количество баллов «интеллектиков».
В - четвёртых, более сильные ученики могут составлять подобные задачи сами, пока решают более слабые.
В - пятых, оценивать работу не по пятибалльной системе. На каждом уроке получается небольшой рейтинг по группам, по личным баллам.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Изучение курса « Интеллектика»
во внеурочной деятельности
младших школьников
Выступление учителя начальных классов
МОУ СОШ № 14 г. Пугачева
Бадалбаевой Ирины Петровны
2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , 1 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , Л.А.Ефросинина, в соответствии с требованиями ФГОС...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....
Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»(СБО)
Доклад "Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу "Социально-бытовая ориентировка" (СБО)"...
«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»
acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо, они одиноки, замкнуты, б...