Авторская программа "Математика- гимнастика для ума"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
В данной программе создана система знаний, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предложения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma.rar | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов.
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у школьников логического мышления. Благодатный детский возраст 7-10 лет открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Целенаправленное, интенсивное развитие логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель моей работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагается в качестве исходных. Решение логических задач на уроках математики не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени вызывает интерес к математике.
Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.
Логические (мыслительные) действия, дают человеку новое знание. Но важная отличительная их способность в том, что здесь добывается знание о чём-то неявном, скрытом, незримом, недоступном органам чувств.
Умение совершать логические действия не является врожденным. По мнению многих авторов и, в частности П.П. Блонского, мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, постепенно переходя от простых к всё более усложняющимся вопросам. Системы мыслительных операций успешнее вырабатываются там, где учащиеся постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий, сообщенными учителем, к самостоятельному их выявлению и общению. В.В.Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей.
Развитие логического мышления, в свою очередь, позволяет подрастающей личности адекватно воспринимать окружающуюся действительность, реально оценивать свою роль в происходящих вокруг событиях, выбирать тождественные методы реагирования.
Решение нестандартной задачи – очень сложный процесс, для успешного осуществления которого учащийся должен уметь думать, догадываться. Необходимо также хорошее знание фактического материала, владение общими подходами к решению нестандартных задач.
Именно через задачи учащиеся могут узнать и глубоко усвоить новые математические факты, овладеть новыми математическими методами, накопить определённый опыт, сформировать умения самостоятельно, и творчески применять полученные знания.
В данной программе создана система знаний, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предложения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Тематическое планирование
1 час в неделю
34 часа в год.
№ п| п | Тема занятий | кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Как люди научились считать? Откуда взялись цифры и числа? Кто придумал математические знаки? Магические квадраты Арифметические ребусы Задачи со спичками . Математические цепочки. « Сосчитай треугольники» Геометрические головоломки. Занимательные задачи. Математика в стихах. « Сказочные задачи» Геометрические задачи Математическая эстафета Задачи на переливание жидкости. Задачи на площади. Логические задачи. «Тренируем мышление». Задачи на взвешивание Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части. Олимпиадные задачи Маршруты Игра «Поле чудес» . Тест. | 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 4 2 1 4 2 1 |
Содержание программы
1.Как люди научились считать? Откуда взялись цифры и числа?
Урок-игра. Знакомство с историей математики. Первые сведения о развитии математики на Руси. История приспособления для счета. Математические игры «Составь число», «Меры длины», «Узнай фигуру».
2. Кто придумал математические знаки?
История возникновения цифровых знаков. Решение задачи из «Счетной мудрости».
3. Магические квадраты.
Решение и составление магических квадратов. Заполнение «Магического» квадрата размером 3 клетки на 3 клетки девятью числами, в котором сумма чисел в любой строке, любом столбце, а так же по любой из двух его диагоналей одна и та же.
4. Арифметические ребусы.
Решение и составление арифметических ребусов со знаками арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления.
Расшифрование ребусов в которых некоторые цифры обозначены звездочками или буквами.
5. Задачки со спичками .
Устное соревнование: конкурс капитанов при проведении математического боя, математической карусели, устных олимпиад.
Игры «Строим дом, «Спираль», « Пять головоломок».
6. Математические цепочки.
Решение и составление математических цепочек.
Решение и составление тематических цепочек, посвященных именам поэтов, писателей, композиторов, художников, жизни животного и растительного мира.
7. « Сосчитай треугольники».
Знакомство с буквенными обозначениями треугольников и отрезков, подсчет геометрических фигур опираясь на цвет сторон и отрезков. Счет прямоугольников по числу клеток в квадрате. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Игра «Сектор приз».
8. Геометрические головоломки.
Конструирование геометрических фигур. Геометрические головоломки «Сколько окружностей?», « Размещение фигур», «Магический квадрат из фигур», « Геометрическое домино»
9. Занимательные задачи. Математика в стихах.
« Сказочные задачи».
Решение занимательных задач в стихах, сказочных задач.
Игра «Раздели циферблат».
10. Геометрические задачи.
Геометрические сказки о квадрате и прямоугольнике. Задачи «Определите площадь», «Найди прямые углы», «Стрелки и углы», «Отправьте письмо», «Симметрия и периметр».
11. Математическая эстафета.
Урок- соревнование. Решение нестандартных заданий повышенной трудности.
12.Задачи на переливание жидкости.
Решение задач двух типов : задача в которой требуется разлить поровну с помощью двух сосудов определенное количество жидкости, и задача, в которой требуется с помощью двух сосудов набрать определенное количество воды.
13. Задачи на площади.
Решение задач , связанных с понятием площади.
Основные свойства площади.
Знакомство с методом решения трудных задач на площади.
14. Логические задачи. «Тренируем мышление».
Решение задач, требующих от учащихся внимательной работы с текстом, с оформлением в виде таблицы.
Решение задач , в которых требуется проверить, какие из высказанных предположений соответствуют действительности.
15 .Задачи на взвешивание.
Решение задач на взвешивание на чашечных весах без гирь, на которых можно определить, равны ли массы двух совокупностей предметов, или масса одной совокупностей больше ( меньше) массы другой совокупности предметов.
16.Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части.
Решение задач на разрезание фигуры на одинаковые части, в которой фигуры представляют собой кусочек сетки с квадратными ячейками .
Решение задач , в которых фигуру надо разрезать на одинаковые части так, чтобы в каждую часть попала закрашенная клетка или клетка с картинкой.
17. Олимпиадные задачи.
Решение задач из математического календаря и сборника заданий международной игры-конкурса «Кенгуру».
18. Маршруты.
Решение задач , в которых требуется соединяющих два пункта, каждый из которых не должен проходить дважды через одно и то же место.
19. Игра «Поле чудес» . Тест.
Итоговый урок. Обобщение знаний. Проверка знаний учащихся.
Цель:
развитие логического мышления младших школьников;
формирование и развитие интереса к математике.
Задачи:
1. Учить исследовать, сравнивать, делать выводы.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся.
3. Развитие памяти, внимания, кругозора, находчивости, смекалки.
4.Развитие математической речи учеников в ходе комментирования, объяснения смысла выражений, составленных для задач и использования математических терминов.
5. Развитие умений работать в группе.
6. Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении.
В результате изучения данной программы ученик должен знать / уметь:
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- определять последовательность осуществления логических операций;
- решать и составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- раскрывать общие закономерности;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- ориентироваться в окружающей пространстве ( планирование маршрута, выбор пути передвижения).
- работать в группе, в паре.
Список литературы.
1. Б.П. Гейдман, И.Э.Мишарина . Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа, 2-4 классы. ООО «Издательство «АЙРИС-пресс».Москва.2007г.
2. Т.И. Тарабарина. Популярное пособие для родителей и педагогов « Детям о времени».Издательство «Академия развития». Ярославль.1996г.
3. В.И. Ковалько. « Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.» Издательство «Эксмо», 2007г.
4. Журнал «Магариф», 2002г. с 65.
5. Журнал «Начальная школа» 1997г. с.30.
Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ.
Утверждена
Дата
Директор Шеморданского
лицея Хамзин Ш.А.
Авторская программа
« Математика- гимнастика для ума»
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики для 3-его класса (34 часа)
Мавлекаева З.Р.
Учитель начальных классов
II квалификационной категории
Шемордан. 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...
Комментарии
Спасибо
Спасибо за ваш материал.Очень интересная программа!Удачи Вам.