Сложение и вычитание позиционных дробей.
план-конспект урока математики (4 класс) по теме
Урок математики в 4 классе по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова (учебник математики Э.И. Александровой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Slozhenie_i_vychitanie_poz.drobey.DOC | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЗИЦИОННЫХ ДРОБЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕСЯТИЧНЫХ.
Предмет: математика.
Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Класс: 4 (1 – 4)
Тип урока: постановка учебной задачи и моделирования.
Общедидактическая цель урока:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через разные формы организации познавательной деятельности.
Цели урока:
1. Образовательные:
- создать условия для понимания выполнения действий сложения и вычитания позиционных дробей, в том числе десятичных, средствами технологии развивающего обучения;
2. Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, анализа, планирования, само-взаимопроверки, рефлексии);
- создать условия для развития творческого мышления при моделировании.
- создать условия для развития умения аргументировать, доказывать свою точку зрения в учебном диалоге при выполнении различных заданий.
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Методы обучения: метод решения системы учебных задач, частично – поисковый.
-дидактический материал на доске, раздаточный материал.
Материалы к уроку:
- Э.И. Александрова, Математика, 4 класс, ч.1., М., «ВИТА-ПРЕСС», 2004.
- Листы формата А – 4 для выполнения заданий в группе (по количеству групп в классе).
- Маркеры чёрного цвета (по количеству групп в классе)
- Маркер красного цвета для корректировки выполненной детьми работы.
- Знаки «+», «-». Индивидуально у каждого.
- Карточки – цифры 0 – 9. Индивидуально у каждого.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Сегодня мы отправляемся дальше по математической лесенке знаний и начинаем наш путь снова с гимнастики для ума.
- Что оценим на самооценочной линейке в тетради? (Умения устно выполнять различные задания.)
(Учащиеся в тетради на самооценочной линейке ставят себе прогностическую оценку.)
2. Гимнастика для ума. Устный счёт.
- Записываем в тетрадь в строчку только ответы.
( Сразу после выполнения каждого задания идёт его проверка. Ответы заранее написаны на доске. Ученик называет ответ, все оценивают с помощью карточек «+», «-».
.Учитель открывает на доске ответ.)
- Найдите лишнее число, которое не делится нацело на 25.
1725 3648 3600 28350 (3648)
- Вычислите. 63 * 86 – 63 * 84 (126)
- Вычислите. 36 * 11 (396)
- Запишите наибольшее четырёхзначное число в пятеричной системе счисления.
(44445)
5. Продолжите ряд: 3 1 9 2 27 3 … (81)
6. Запишите результат измерения величины исходной меркой Е
(3124)
7. Вычислите. 14336 + 156 (14526)
8. Гусь весит 6 кг. Узнай вес стаи гусей, состоящей из 71 гуся. (426)
9. Чему равен Х? 653 + Х = 597 (Ловушка, задание не выполнимо)
- Что можно сделать, чтобы избавиться от ловушки? (заменить «+» на «-» ).
- Вычислите. (56)
10. Найди величину по схеме.
?
24 (144)
6
- Вернитесь к самооценочной линейке и оцените снова свои знания и умения. У кого оценка выше?
3. Ситуация успеха.
- Что мы записали? (Числа)
- Что такое «число»? (Результат измерения величины)
- Что общего между всеми числами, которые записали? (Многозначные, многоразрядные, позиционные, целые)
- Какое число лишнее? Почему? (81, нечётное)
- На какие две группы можно разделить все эти числа? (В десятичной системе счисления и не в десятичной)
- Каких чисел нет? (Дробных)
- Почему группу назвали «позиционные, дробные» числа?
- Представим себя волшебниками и совершим чудесные превращения целых чисел в дробные позиционные числа. Что при этом является главным? (Запятая)
- Что будет обозначать запятая в записи числа? ( Слева от неё мерки увеличиваются, а справа уменьшаются)
- Что необходимо ещё уметь? (Записывать числа, читать их)
- «Волшебство» покажите с помощью карточек- цифр. Покажите те цифры, между которыми необходимо поставить запятую, раскрывая «секрет» превращения?
(Работа проводится с числами- ответами устного счёта, которые находятся на доске)
(Дети показывают цифры, между которыми ставится запятая. Учитель ставит запятую в числе. Дети прочитывают получившееся число)
3648 | Наименьший разряд – тысячные | 3,648 |
126 | Две единицы в разряде десятых | 1,26 |
396 | Наибольший разряд – десятки. | 39,6 |
44445 | - | 44445 |
81 | При измерении величины исходная мерка не уместилась ни разу | 0,81 |
3124 | - | 3124 |
14526 | Одинаковое количество мер в системах увеличения и уменьшения. | 14,526 |
426 | 6 единиц в разряде сотых | 4,26 |
56 | - | 56 |
144 | В парах «засекретьте» запятую сами, чтобы она стояла между цифрами 4 и 4. | 14,4 |
- Что ещё мы умеем выполнять с дробными числами? (Сравнивать)
- Какие числа можем сравнивать? (В одной системе счисления)
- Попробуем сравнить эти числа.
(7 человек получают карточки с числами. Их задача «Найти своё место», построившись в порядке возрастания. Остальные оценивают работу с помощью карточек со знаками «+»- согласен, «-» - не согласен)
(После расположения чисел в порядке возрастания, учитель просит перевернуть карточки другой стороной. Если все встали на свои места, то должно получиться слово «СПАСИБО»)
- Как сравнивали? (Поразрядно, с целой части)
- Кто главный в записи числа? Кто отправляет цифру в нужный разряд? (Запятая)
- Числа сравнивать легко. А сможем ли сравнить выражения?
- Попробуйте в группах, не считая, сравнить выражения.
(На доске рядом с числами с устного счёта открывается продолжение записи выражений. Группам выдаётся лист с пронумерованными выражениями 1,2…8. Работая в группах , дети ставят рядом с номером выражения только знак сравнения.)
- 3,648 + 2,5 … 2,5 + 3,648
1,26
- 39,6 – 6,7 … 39,6 + 2,8
3. 4444 5 – 3,2 5 … 4444 5 – 121 5
0,81
4. 312 4 + 56 8 … 42 5 + 651 7
5. 14,52 6 + 32 6 … 14,52 8 + 3,2 8
6. 4,26 * (7 + 6) … 4,26 * 7 + 4,26 * 6
7. 56 + 45 … 165 - 42
8. 14,4 + 5,32 … 35,8 – 16,08
(Работы групп вывешиваются на доску, идёт обсуждение, исправление ошибок маркером красного цвета. Запись в итоге выглядит так.)
|
4. Создание проблемной ситуации.
- Почему в 8 задании не смогли выполнить сравнение? (Числа и знаки все разные.)
- А как смогли сравнить в 7 задании? Числа и знаки тоже все разные. (Умеем складывать и вычитать целые многозначные числа.)
- Как складывали и вычитали целые многозначные числа? (Поразрядно)
(Работа по модели для сложения и вычитания многозначных чисел)
5. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Работа над новым материалом.
- Очень бы хотелось, чтобы мы смогли выполнить и последнее задание. Чему для этого мы должны научиться? (Складывать и вычитать дробные числа.)
( На доске запись : ЗНАТЬ + - ,)
- Как по-вашему надо складывать и вычитать дроби? (Поразрядно)
- Что тогда главное надо выполнить перед вычислением? ( Записать разряд под разрядом)
- Что в дроби отправляет цифру в нужный разряд? (Запятая)
- Попробуйте в группах решить пример из левой части сравнения 14,4 + 5,32.
(Дети в группах на листах А -4 записывают пример, решают его, вывешивают на доску. Далее идёт обсуждение)
- Моделирование. Составление алгоритма.
- Составьте в группах модель для сложения позиционных дробей.
(Группы составляют модели, далее защищают её.)
. . , . .
+ . , .
,
- Давайте составим алгоритм сложения позиционных дробей.
1. Запиши дробь под дробью так, чтобы запятая была под запятой, т. е. разряд под разрядом.
2. Сложи как целые числа разряд с разрядом, начиная с меньшего.
3. Запиши результат под нужным разрядом.
4. Снеси запятую.
5. Прочитай ответ.
- Как проверить, правильно ли мы решили пример 14,4 + 5,32? Может, ошиблись при счёте?
( Проверим вычитанием)
-Какие могут возникнуть ошибки при вычитании по новому материалу? (Запись не поразрядно)
- Чётные группы проверяют 19, 72 – 14,4. Нечётные 19, 72 – 5,32.
(Решение в группах. Проверка у доски)
- Надо ли для вычитания дробей в любой системе счисления, в том числе и десятичной, составлять новую модель или можно усовершенствовать ту, которая уже есть для сложения?
. . , . .
+
- . , .
,
7. Применение новых знаний.
- Продолжим работу по правой части 8 выражения, используя модель. Вычислите
35,8 – 16,08. Сделайте проверку.
- Какой вывод можно сделать по сравнению? (левая и правая части равны)
8. Рефлексия по уроку.
- Что нового узнали?
- Зачем необходимо уметь складывать и вычитать числа нового вида?
- Чем будем заниматься на следующих уроках?
9. Домашнее задание.
По выбору решить задачу, примеры или уравнение по применению полученных на уроке знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Урок проводится в виде деловой игры "Капитал". Класс делится на 4 группы (банки). Цель каждой группы - увеличить капитал путем правильного выполнения заданий....
Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон
Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...
Урок математики 4 класс Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Открытие нового знания...
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Конспект урока математики с применением образовательных комплексов серии "1С: Школа"...
Сложение и вычитание десятичных дробей
Этот материал очень полезен....
Задания для проверки по теме "Сложение и вычитание дробей с один знаменателями" 4 кл
Задания для проверки по теме "Сложение и вычитание дробей с один знаменателями" 4 кл...
Презентация к уроку математики в 7 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Презентация к уроку математики в 7 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"...