Мастер-класс учителя - логопеда по теме "Применение элементов театрализованной деятельности на логопедических занятиях в начальной школе для детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза" "
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Аллахвердиева Ирина Вячеславовна

Методическая разработка  "Применение элементов театрализованной деятельности на логопедических занятиях в начальной школе для детей с дисграфией на почве нарушения  языкового анализа и синтеза" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе я хочу представить вам использование элементов театрализованной деятельности на логопедических занятиях для детей с дисграфией на почве нарушения  языкового анализа и синтеза.

I. Работа на нашем занятии начинается с развития фонематического анализа и синтеза. На данном этапе перед детьми расположен фланалеграф,  на котором в разном направлении прикреплены фигуры героев из разных произведений. На каждом герое прикреплена буква.

Инструкция:

Перед тобой на панно в хаотичном порядке расположены герои. Слушая мою инструкцию и следуя направлению по стрелочкам, тебе необходимо собрать слово и записать его в тетрадь.

1. Работа с панно:

1.1 Какой ты слышишь третий звук в имени Иванушка. Какую букву он обозначает. Запиши эту букву в первую клеточку.

Какой пятый звук ты слышишь в слове собака. Какую букву он обозначает. Запиши эту букву во вторую клеточку.

Какой четвертый звук ты слышишь в слове лягушка. Какую букву он обозначает. Запиши его в третью клеточку.

Какой третий звук ты слышишь в слове колобок. Запиши букву, которая его обозначает в четвертую клеточку.

Какой пятый звук ты слышишь в слове мышка. Какую букву он обозначает. Запиши его в пятую клеточку.

Какое слово у тебя получилось? (акула)

В каком произведении ты встречал этого героя? (Л.Н. Толстой “Акула”)

Какая буква между второй и четвертой буквой в этом слове?

Какая последняя буква в этом слове?

Какая буква в этом слове обозначает звонкий согласный звук? ([л])

Какая буква в этом слове обозначает глухой согласный звук? ([к])

Сколько звуков в этом слове?

Сколько букв в этом слове?

Аналогичную работу можно проводить с применением игры “Шифровка”

1.2 Перед тобой расположены герои из разных произведений. Выбери только тех, которых ты встречал в рассказе Л.Н. Толстого “Акула” (дети выбирают: мальчики, отец, моряки, акула).

Каждому герою принадлежит своя буква. Составь из них слово, надевь каждого героя на свой палец левой руки.

 Какое слово у тебя получилось? (моряк).

Какая первая буква в слове моряк?

Какая буква между третьей и пятой буквой в слове моряк?

Какой звук она обозначает?

Скажи, какие звуки в этом слове звонкие?

Какой звук глухой?

Найди опасное место в этом слове.

Как называется эта орфограмма?

Подбери проверочное слово для слова моряк.

После анализа слова детям предлагают задание:

Один ребёнок выполняет задание за партой (делает звуковую схему слова моряк), второй ребёнок на фланалеграфе (звуковую схему слова моряк), третий ребенок у доски (записывает транскрипцию слова моряк). После выполнения задания 1-й и 2-й ребёнок выполняют взаимопроверку своего задания. Затем вместе проверяют выпонение задания 3-го ребёнка.

Также на данном этапе работы целесообразно на мой взгляд проводить работу с применением нейроалфавита.

1.3 “Нейроалфавит”

Дети выбирают двух сказочных героев. Надевают на правую и левую руку перчаточную куклу. На парте лежит поле “Нейроалфавит”.

Инструкция:

В чём купались мальчики в начале рассказа “Акула”? (парус). Найди это слово в таблице. Педагог по звукам произносит слово. Дети глазами находят нужную букву в строке алфавита и поднимают нужную руку.

При помощи чего матросы торопились на помощь к мальчикам? (вёсла)

Если под буквой указана буква “п” - поднимает правую руку, если буква “л” поднимает левую руку. Если буква “о” - обе руки одновременно.

Далее проводится работа по звуквовму анализу слова.

II. Далее мы проводим работу по развитию слогового анализа и синтеза у учеников, по умению дифференцировать слова различной слоговой структуры.  Для этого я использую игру “Найди друга”

1.  Игра “Найди друга”

На фланалеграфе прикреплено поле. Каждому герою принадлежит свой слог. Педагог задает сколько шагов и в каком направлении нужно пройти кукле, чтобы найти друга, собрать слоги и составить слово.

После проведения работы, дети записывают слова в тетрадь, проводят звуковой анализ слова.

При составлении каждого слова мы с детьми проводим анализ слов:

Какие гласные звуки в этом слове ты слышишь?

Подними букву, которая обозначает этот гласный звук.

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог первый?

Какой слог второй?

Какой слог ударный?

Подбери и запиши к себе в тетрадь слово в котором будет 2 слога.

Подбери и запиши в тетрадь слово в котором 1 слог будет ударным и тд

Аналогичная работа проводится со всеми словами.

III. Развитие анализа и синтеза структуры предложения

На партах у детей лежит карточка, поделенная на графы. В графе слева указаны части речи, в графе напротив каждой речи указаны слова. Детям нужно составить предложение с помощью этих слов. Одно прилагательное написано с большой буквы. Дети должны понять, что с этого слова начётся предложение.

Имя существительное

акула

Мотя

Глагол

плыла

злилась

Имя прилагательное

Большая

страшная

Почему одно слово в карточке записано с заглавной буквы?

Составьте предложение.

Дети составляют предложение, записывают его в тетрадь, проводят анализ.

Большая акула Мотя плыла и злилась.

Сколько слов в этом предложении?

Найди грамматическую основу этого предложения.

Какое это предложение простое или сложное, распространенное или нераспространенное.

Мы точно записали прдложение или нам чего-то не хватает?

Поставьте знак препинания в конце предожения.

Составь схему этого предложения.

Заключение:

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. Я думаю, что подготовленный мастер-класс показал вам, как можно использовать театрализованную деятельность на логопедических занятиях в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза в начальной школе.

Анализ специфических ошибок письма и пути их коррекции....

Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта родителей обучающихся .Задачи:1.      Создание условий для профессиональног...

Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.

1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета з...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...