Развитие общей и мелкой моторики у детей с ЗПР с помощью нейроупражнений
методическая разработка

Лобанова Дарья Александровна

Мастер-класс для педагогов и родителей: «Развитие общей и мелкой моторики у детей с ЗПР с помощью нейроупражнений»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая и мелкая моторика

у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Лобанова Дарья Александровна

учитель-логопед, МБОУ СОШ №5

Общая моторика и моторика артикуляционного аппарата у школьников с задержкой психического развития развита достаточно хорошо.

Общая моторика характеризуется низким уровнем переключаемости движений, отсутствием самоконтроля, несформированностью статической и динамической координации движений, трудностями удержания равновесия.

Мелкая моторика развита недостаточно: движения неловкие и нескоординированные. Движения пальцев замедленны, принятие и удержание определённых поз затруднено, смена поз происходит не плавно и не синхронно.

Дети часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.

Для развития общей моторики у детей с ЗПР можно использовать зарядку, физминутки, подвижные игры в течение дня.

Для развития мелкой моторики - пальчиковую гимнастику, игры с резиночками, кубиками, шнурками, горохом; рисование; упражнения с речевым сопровождением; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Необходимо разработать комплекс заданий и упражнений с учётом индивидуальных особенностей детей с ЗПР.

Сегодня мы с вами выполним комбинированные упражнения! Это нейропсихологические упражнения, выполнение которых мы будем сопровождать чтением детских и простых стихов Агнии Барто.

Первый этап – знакомимся с упражнением, и когда мы выполняем его легко и просто, переходим на второй этап - чтение стихотворений.

1.Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»

По команде «кулак» ребенок сжимает руку в кулак. Команда «ладонь» - поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх. Команда «ребро» - после этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.

Выполнение упражнения сопровождаем чтением стихотворений «Зайку бросила хозяйка…», «Уронили мишку на пол…».

2. Упражнение «Колечки»

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Выполнение данного упражнения сопровождаем чтением стихотворения «Слон».

3. Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Выполнение данного упражнения сопровождаем чтением стихотворений «Бычок», «Мячик»

В завершении, обозначу преимущества выполнения нейроупражнений с речевым сопровождением стихов:

  1. Повышение интереса к занятиям. Стихи вызывают у детей эмоциональный интерес и легко усваиваются, оставаясь в памяти.
  2. Речь ритмизируется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной.
  3. Выработка правильного темпа и ритма речи. Ребёнок учится слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
  4. Развитие координации и произвольной моторики. Ритм стихотворной речи помогает детям координировать речь и движение.

Всё это способствует развитию мелкой моторики ребёнка, движения становятся более точными, координированными и плавными.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Игровой материал по развитию общей и мелкой моторики

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

мастер-класс "Изготовление самодельных игрушек для развития грубой и мелкой моторики у детей"

вниманию читателя предложены  самодельные игрушки, созданные из подручных материалов...

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Опубликовано 17.09.2012 - 18:06 - Смирнова Наталья ВикторовнаСовременная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей ...

Презентация по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики рук у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"

В презентации представлен материал из опыта работы по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"....