Ритм и слоговая структура.
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации можно познакомиться с понятием ритм и слоговая структура слова. Консультация будет полезна родителям  младших школьников с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_slova.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

РИТМ  и  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

     Данное направление логопедической работы является одним из этапов работы над  формированием  и коррекцией слоговой структурой слова у детей с ТНР.

  Работа  над  ритмом начинается с простых заданий физического характера, постепенно наращивая  их сложность.   Детям предлагаются различные способы воспроизведения  ритма:  отхлопывание  в ладоши,   отстукивание  мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

—  Сосчитать, сколько раз хлопнули  в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

—  Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

—  Узнавание   ритмов   и   соотнесение   их  с   определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

—   Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

 - Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

-  Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

—   Воспроизведение долгих звуков (дудка,  губная гармошка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический  рисунок  может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА

 

Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ладоши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и  т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов.

 

Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:

1. Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»  ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

2.   Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре.

3.Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура  слова

1.Отхлопывание ритмического рисунка   синтезированного контура

 Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:

ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА

 

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка слов проводятся на речевом материале в определенной последовательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

-   двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;

-   трехсложные слова из открытых слогов — панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;

-   односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и т. п.;

 

—двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;

—двухсложные слова с одним закрытым слогом и со стечем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;

—двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;

—трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;

—трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

—трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;

Благодаря таким упражнениям дети учатся владеть «мелодией» слова, воспринимают его ударение, структуру, семантику (значение). Эта  работа является базовым компонентом  для подготовки  дошкольников с ТНР к обучению грамоте в  начальной школе.

УДАЧИ   ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...