Особенности развития связной речи у дошкольников и младших школьников
консультация по логопедии

Хорошилова Елена Борисовна

В статье вы найдете преемственность в описании целей, этапов формирования , критериев и показателей сформированности уровней связной речи.Найдете описание основных форм и направлений работы по формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи у дошкольников и младших школьников.

И одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Связная речь - это смысловое, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Всем вам хочется, чтобы ваш ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.

Вот проблемы современных детей:

- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

- бедная речь;

- недостаточный словарный запас;

- слова – «паразиты»;

- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;

- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;

- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;

- неумение использовать интонацию (выразительность);

- плохая дикция, которая потом скажется на письме…

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

На этих исследованиях разработаны  методики, методические рекомендации, научные труды, стати по развитию связной речи (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной др.).

С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А.Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей.

В.К.Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана.

Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем.

Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова,

 Т.А. Сидорчук, А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.

Методы и приемы развития связной речи в дошкольном и младшем школьном возрасте:

Основные методы и приёмы развития связной речи дошкольников

  1. Наглядные

-Рассматривание игрушек, картин, фотографий.

-Описание детьми картинок и игрушек.

-Придумывание сюжетных рассказов.

  1. Словесные

-Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

-Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

-Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия.

-Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

-Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определённых речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

-Оценка детской речи — развёрнутое мотивированное суждение об ответе ребёнка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений.

-Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

3. Игровые

-Отгадывание мнемозагадок. Дети учатся определять объект по признакам, описанным при помощи знаков.

-Игра «Живые слова». Цель — упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

-Составление предложений по мнемодорожкам. Мнемодорожки служат зрительной опорой при составлении предложений, рассказа, пересказа или заучивания стихотворений.

-Составление рассказа по серии сюжетных картин. Дети сами определяют последовательность действий и выстраивают сюжет.

-Игра «Объяснялки». В ходе игры группе детей (команде или индивидуально) предлагаются две не связанные между собой ситуации. Задача игроков — придумать и объяснить, как их можно связать.

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи

Пескотерапия

Наглядное моделирование/ мнемотехника;

Прием «ИЗОсказка».

Развитие речи детей с помощью мультфильмов

Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников

ТРИЗ

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Технология проблемного обучения

Синквейн – технология.

 Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания

Этапы Формирования связной речи по А.Н. Леонтьеву

  1. Подготовительный этап (от 0 до 1 года). Ребёнок знакомится со звуками, слушает взрослую речь, издаёт первые крики.
  1. Предшкольный этап (от года до трёх). Ребёнок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие.
  1. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет). Ребёнок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.
  1. Школьный этап (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Критерии и показатели связности речи для детей

О.С. Ушаковой были разработаны  критерии связности речи для детей:

·       содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);

·      логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

·       грамматически и фонетически правильность;

·       точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

·       выразительность (богатство языковых средств).

Классификация связной речи 

Формы связной речи:

Ситуативная речь – основная форма речи младших дошкольников. Она понятна только в той ситуации, о которой рассказывается. 

Контекстная – форма  речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной.

Направленность:

Внешняя: Основная функция – коммуникация, позволяет общаться и взаимодействовать с окружающими.

Внутренняя:  Основная функция - когнитивная, позволяет решать проблемы, планировать и предвидеть события.

Виды речи

Устная: форма диалогическая и  монологическая

Письменная: форма Письмо и чтение

Цель работы по развитию речи дошкольников - научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. 

Цель работы по развитию речи школьников - формирование социально активной, творческой личности, умеющей свободно и правильно строить устную и письменную речь, которая соответствует ситуации общения.

Основными формами речевой деятельности дошкольников являются:

1.Игровая.

2.Коммуникативная.

3.Познавательно-исследовательская.

4.Восприятие художественной литературы и фольклора.

5.Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6.Конструирование из разного материала.

7.Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

8.Музыкальная.

9.Двигательная.

Основными формами речевой деятельности учащихся являются:

1)   говорение;

2)   слушание (аудирование);

3)  письмо;

4)  чтение.

 Направления работы по развитию связной речи дошкольников включают:

  1. Расширение активного словаря, освоение значений слов и их уместное употребление.
  1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, привитие интереса к литературе.
  1. Развитие диалогической и монологической речи.
  1. Формирование анализа звуков в слове и дифференциация звуков.
  1. Расширение употребления различных грамматических форм.

Развитие речи школьников осуществляется  в трёх направлениях, составляющих, по сути, единое целое:

1. Овладение нормами современного русского литературного языка;

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи у детей 4-5 лет

Презентация к выступлению на педагогическом совете...

Статья на тему: "Особенности развития связной речи"

Данная статья раскрывает понятия "связная речь", "диалог", "монолог" и особенности их формирования....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников.

Сказкотерания для детей дошкольного возраста...

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР),   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной ко...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует мн...

Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Научная статья, в которой описываются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития....