Нарушения чтения и письма у школьников с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Презентация к выступлению :
Как формируется письмо, дисграфия и дислексия, причины возникновения дисграфии , дислексии и этапы коррекционной работы у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1023.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс . Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития . Письмо Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Общедвигательный анализатор Письменная речь Связь Устная речь
Письмо Письмо - одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения . Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков .
Дисграфия – («графо» - пишу,« дис » – расстройство ) Содержание термина « дисграфия » в современной литературе определяется по-разному. Р.И. Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Дислексия Дислексия Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Причины возникновения дисграфии и дислексии : Органическое повреждение корковых зон головного мозга , участвующих в процессе чтения и письма – минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих , двуязычие , недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). Леворукость (особенно переученная). Ранее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа. Нарушение равновесия между мозговыми полушариями. Генетические и наследственные факторы.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР Дети с ЗПР чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы . У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: Ощущение Воображение Восприятие Внимание Памяти Мышления Речи
Недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. 2. Незрелость сложных произвольных форм, зрительно-моторной координации. 3. Недоразвитие мелких моторных функций: неловкость, неуклюжесть, несогласованность, неумение длительное время удерживать карандаш (движения неточные, крупноразмашистые или мелкие). 4. Несформированность учебной мотивации, слабости волевых установок, трудность в восприятии и выполнении словесных инструкций.
В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописывание слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешение букв, имеющих сходные элементы; добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов. ПРИМЕР РАБОТЫ ДЕТЕЙ
ПРИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР НАБЛЮДАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ ОШИБОК: 2 3 4 5 6 Замены и смешения звуков при чтении Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова Искажение звуко - слоговой структуры слова Нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, а также предложения и текста Аграмматизмы при чтении Нарушение пространственного ориентирования, с трудом формируется навык следования направлению чтения
Логопедическая работа проводится одновременно над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи, лексико-грамматическим строем, коррекцией нарушения моторного развития. При этом в работе выделяются несколько этапов, каждый из которых имеет ведущее направление. Этапы работы
1 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений Устранение дефектов звукопроизношения Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов Закрепление звукобуквенных связей и др.
2 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОБЛАСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИКОЙ И ГРАММАТИКОЙ Уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования Уточнение значений используемых синтаксических конструкций Совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
3 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания Программирования смысловой структуры высказывания Установления связности и последовательности высказывания Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника
Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...
Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника
В этой статье раскрыты основные аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)
Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Особенности нарушений письма младших школьников с ЗПР
Описание такой формы дизонтогенеза как задержка психического развития. Краткое описание специфического нарушения письма - дисграфии. В публикации рассмотрены собенности проявления дисграфических ошибо...

Нарушения письма у школьников с ЗПР
Нарушения письма у школьников с задержкой психическогоразвития (ЗПР).Причины распространенности у детей с задержкой психического развития затруднений овладении письмом и возникновения стойкого н...

Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение уч...