Логопедическое занятие ко Дню депортации калмыцкого народа. Тема: Пословицы о мире и войне. Дети войны.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Материал предназначен для логопедов, учителей начальных классов. В занятии использованы пословицы о мире и о войне, видеоролик о детях на войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия " Пословицы о мире и о войне" | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для 3 класса ко Дню Депортации калмыцкого народа.
Тема: Пословицы о мире и войне. Дети войны.
Цели:
Образовательные: Изучение и повторение пословиц, антонимов, развитие диалогической речи.
Коррекционные: Развитие фонематического анализа и синтеза, совершенствование моторики.
Воспитательные: Воспитание любви к своей малой родине, своему народу, развивать чувство сострадания к людям.
Оборудование: компьютер; раздаточный материал (шаблоны гербов и флагов России и Калмыкии); презентация «Дети войны»
- Организационный момент.
(Звучит отрывок из песни « Притяжение Земли» )
Логопед: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, о чем вы подумали, что представили себе когда слушали отрывок песни?
Дети: Наш дом, родителей, поля, степи, леса…
Логопед: Спасибо, ребята, мне тоже представляется наша родная земля. Но не только наша Россия, а наш любимый край, место, где в первый раз наши мамы услышали наш первый крик, а мы увидели их и закричали, заплакали от счастья,- наша Калмыкия.
- Сообщение темы. Нахождение пословиц с противоположным значением.
Логопед: Ребята, вы уже повзрослели и слышали много раз о войне, о том, как сражались наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. А сейчас сражаются наши отцы ,братья… Но сегодня я предлагаю поговорить о той войне, которая носит название Великой Отечественной. Народ сочинял о войне стихи, песни, ну и, конечно, пословицы. Сегодня мы будем заниматься пословицами.
- А что же такое пословицы? Кто из вас может напомнить? ( ответы детей)
Правильно, пословицы- краткое предложение, которое доносит до слушателя или читателя мудрую мысль.
Посмотрите, ребята, внимательно на экран. Я предлагаю разделиться на две группы и поработать в тетрадках. Первая группа выпишет пословицы о мире, а вторая – о войне.
( Дети работают в тетрадках . Тихо звучат русские и калмыцкие мелодии ).
Логопед: Давайте послушаем, что у вас получилось. Только, ребята, давайте договоримся, что вы постараетесь объяснить смысл пословиц.
Первая группа:
Мир строит, а война разрушает. ( В мирное время все строится, а на войне все хорошее рушится, умирают люди, гибнут города).
Мир вам и я к вам. ( Хорошо там, где не воюют).
Мир да лад – Божья благодать. (Ничего нет лучше мира. Мир и добро - Божья милость).
Если хочешь мира, будь готов к войне. (Чтоб враг не победил, нужно иметь сильную армию и любить свою Родину, чтоб ее защитить).
Вторая группа:
Хочешь победить на войне – работай вдвойне. (Тот, кто очень трудится, тот победит).
Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. (Не нужно делать плохие дела, потому, что плохое возвращается обратно к человеку).
Солдат близко, кланяйся ему низко. ( Нужно уважать тех, кто защищал Родину).
Бой - святое дело, иди на врага смело. ( Хоть человек собирается убить другого человека, но он защищает свой народ, свой дом, свою Родину, - значит, он делает хорошее дело).
Логопед: Молодцы, ребята. Вы хорошо поняли смысл пословиц.
Ответьте, пожалуйста, война и мир – это синонимы или антонимы?
Дети: Антонимы.
Логопед: Правильно. А почему вы так решили?
Дети: Потому, что у них разное значение.
Логопед: Давайте еще поищем в наших пословицах такие слова.
Дети:
Строит - разрушает
Мир – война
Логопед: Молодцы!
- Развитие мелкой моторики.
Логопед: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, что является государственными символами?
Дети: Герб и флаг.
Логопед: Правильно, молодцы. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны гербов и флагов России и Калмыкии. Я предлагаю вам взять цветные карандаши и придать цвет нашим государственным символам.
( Дети выполняют задание).
- Динамическая пауза.
Логопед:
Тюльпан степной к солнышку тянется ( Дети тянут руки вверх)
Орел все выше и выше поднимается ( Дети имитируют размах крыльев)
От ветра травушка к земельке клонится ( Дети приседают)
Стрела бойца за нечистью гонится ( Имитация стрельбы из лука).
- Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра « Слуховичок».
Логопед: Ребята , давайте поиграем с вами в игру « Слуховичок».
Я буду называть вам слова, а вы выкладывайте столько кружков, сколько услышите звуков в слове.
Родина, война, счастье, беда, боль, радость, победа…
- Беседа о депортации калмыцкого народа.
Логопед: Скажите, пожалуйста, ребята, у кого родные были на войне? (Ответы детей).
Логопед: Вы уже слышали раньше о том, как в страшные военные годы, в 1943 году, перед самым Новым годом, в калмыцкие семьи постучалась большая беда. Нет, это были не фашисты. Нет. Свои. Они выселили людей из их домов и отправили в далекую и холодную Сибирь. Ехали в поездах. Холодных и страшных. Страшных оттого, что в них постоянно умирали старики, женщины, маленькие дети. Люди умирали от голода, болезней, холода. Это горькая и тяжелая тема, но мы обязаны знать и помнить то, что было с нашими земляками. С людьми, которые ходили по той же земле, по которой ходим и мы с вами.
- Просмотр видеоролика «Дети войны» и составление предложений на эту тему.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о детях, которые пережили страшное переселение в Сибирь.
Видеоролик Елены Тарасовой « Дети Войны».
А чем могли помочь дети на войне ?
( ответы)
- Правильно! Война стирала возраст с лиц детей. Они наравне со взрослыми стояли у станка, заменив отцов и старших братьев, подносили снаряды на поле боя, партизанили. Становились сынами полка...
Я вас прошу составить по три предложения о детях на войне. Вам могут помочь такие слова и словосочетания ,как:
ДЕТСТВО, БОЙ, РАЗВЕДЧИКИ,СЫН ПОЛКА, ГЕРОЙ, ВДАЛИ ОТ ДОМА,ЗАВОД, ССЫЛКА, ПЛЕН, ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ, НАГРАДА, СМЕРТЬ, БЕССТРАШНЫЕ.
( Зачитываются составленные предложения)
- Итог занятия.
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам на память о нашем занятии подарить лампадки из теста. Именно такие лампадки делали люди, чтобы горел огонь в доме. Берегите своих бабушек и дедушек и всех близких. Расспросите их о войне. Да сбудется Мир! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Классный час « Репрессированные, но не сломленные», посвященный 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь.
Воспитывать в детях любовь и уважение к старшему поколению. Прививать любовь к Родине, знать историю своего народа. Учиться проводить исследовательскую работу....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...
Классный час "Депортация калмыцкого народа"
урок-закрепление изученного материала...
Классный час "Депортация калмыцкого народа"
классный час о депортации калмыцкого народа в Сибирь...
Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...