Логопедическое занятие ко Дню депортации калмыцкого народа. Тема: Пословицы о мире и войне. Дети войны.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Тарасова Елена Николаевна

Материал предназначен для логопедов, учителей начальных классов. В занятии использованы пословицы о мире и о войне, видеоролик о детях на войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для 3 класса ко Дню Депортации калмыцкого народа.

Тема: Пословицы о мире и войне.  Дети войны.

Цели:

Образовательные: Изучение и повторение пословиц, антонимов,  развитие диалогической речи.

Коррекционные: Развитие фонематического анализа и синтеза, совершенствование моторики.

Воспитательные: Воспитание любви к своей малой родине, своему народу, развивать чувство сострадания к людям.

Оборудование: компьютер; раздаточный материал (шаблоны гербов и флагов России и Калмыкии); презентация «Дети войны»

  1. Организационный момент.

(Звучит отрывок из песни « Притяжение Земли» )

Логопед: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, о чем вы подумали, что представили себе когда слушали отрывок песни?  

Дети: Наш дом, родителей, поля, степи, леса…

Логопед: Спасибо, ребята, мне тоже представляется наша родная земля. Но не только наша Россия, а наш любимый край, место, где в первый раз наши мамы услышали наш первый крик, а мы увидели их и закричали, заплакали от счастья,- наша Калмыкия.

  1. Сообщение темы. Нахождение пословиц с противоположным значением.

Логопед: Ребята, вы уже повзрослели и слышали много раз о войне, о том, как сражались наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. А сейчас сражаются наши отцы ,братья… Но сегодня я предлагаю поговорить о той войне, которая носит название Великой Отечественной. Народ сочинял о войне стихи, песни, ну и, конечно, пословицы. Сегодня мы будем заниматься пословицами.

- А что же такое пословицы? Кто из вас  может напомнить? ( ответы детей)

Правильно, пословицы- краткое предложение, которое доносит до слушателя или читателя мудрую мысль.

Посмотрите, ребята, внимательно на экран. Я предлагаю  разделиться на две группы и поработать в тетрадках. Первая группа выпишет пословицы о мире, а вторая – о войне.

( Дети работают в тетрадках . Тихо звучат русские и калмыцкие мелодии ).

Логопед: Давайте послушаем, что у вас получилось. Только, ребята, давайте договоримся, что вы постараетесь объяснить  смысл пословиц.

Первая группа:

Мир строит, а война разрушает.  ( В мирное время все строится, а на войне все хорошее рушится, умирают люди, гибнут города).

Мир вам и я к вам.  ( Хорошо там, где не воюют).

 Мир да лад – Божья благодать.   (Ничего нет лучше мира.  Мир и добро - Божья милость).

Если хочешь мира, будь готов к войне.    (Чтоб враг не победил, нужно иметь сильную армию и любить свою Родину, чтоб ее защитить).

 

Вторая группа:

Хочешь победить на войне – работай вдвойне.  (Тот, кто очень трудится, тот победит).

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет.   (Не нужно делать плохие дела, потому, что плохое возвращается обратно к человеку).

Солдат близко, кланяйся ему низко.     ( Нужно уважать тех, кто защищал Родину).

Бой - святое дело, иди на врага смело.   ( Хоть человек собирается убить другого человека, но он защищает свой народ, свой  дом, свою Родину, - значит, он делает хорошее дело).

Логопед: Молодцы, ребята. Вы хорошо поняли смысл пословиц.

Ответьте, пожалуйста, война и мир – это синонимы или антонимы?

Дети: Антонимы.

Логопед: Правильно. А почему вы так решили?

Дети: Потому, что у них разное значение.

Логопед: Давайте еще поищем в наших пословицах такие слова.

Дети:

Строит - разрушает

Мир – война

Логопед: Молодцы!

 

  1. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, что является государственными символами?

Дети: Герб и флаг.

Логопед: Правильно, молодцы. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны гербов и флагов России и Калмыкии. Я предлагаю вам взять цветные карандаши и придать цвет нашим государственным символам.

( Дети выполняют задание).

  1. Динамическая пауза.

Логопед:

Тюльпан степной к солнышку тянется  ( Дети тянут руки вверх)

Орел все выше и выше поднимается  ( Дети имитируют размах крыльев)

От ветра травушка к земельке клонится ( Дети приседают)

Стрела бойца за нечистью гонится ( Имитация стрельбы из лука).

 

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра « Слуховичок».

Логопед: Ребята , давайте поиграем с вами в игру « Слуховичок».

Я буду называть вам слова, а вы выкладывайте столько кружков, сколько услышите звуков в слове.

Родина, война, счастье, беда, боль, радость, победа…

  1. Беседа о депортации калмыцкого народа.

Логопед: Скажите, пожалуйста, ребята, у кого родные были на войне?          (Ответы детей).

Логопед: Вы уже слышали раньше о том, как в страшные военные годы, в 1943 году, перед самым Новым годом, в калмыцкие семьи постучалась большая беда. Нет, это были не фашисты. Нет. Свои. Они выселили людей из их домов и отправили в далекую и холодную Сибирь. Ехали в поездах. Холодных и страшных. Страшных оттого, что в них постоянно умирали старики, женщины, маленькие дети. Люди умирали от голода, болезней, холода. Это горькая и тяжелая тема, но мы обязаны знать и помнить то, что было с нашими земляками. С людьми, которые ходили по той же земле, по которой ходим и мы с вами.

  1. Просмотр видеоролика «Дети войны» и составление предложений на эту тему.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о детях, которые пережили страшное переселение в Сибирь.

 Видеоролик Елены Тарасовой « Дети Войны».

А чем могли помочь дети на войне ?

( ответы)

- Правильно! Война стирала возраст с лиц детей. Они наравне со взрослыми стояли у станка, заменив отцов и старших братьев, подносили снаряды на поле боя, партизанили. Становились сынами полка...

Я вас прошу составить по три предложения о детях на войне. Вам могут помочь такие слова и словосочетания ,как:

ДЕТСТВО, БОЙ, РАЗВЕДЧИКИ,СЫН ПОЛКА, ГЕРОЙ, ВДАЛИ ОТ ДОМА,ЗАВОД, ССЫЛКА, ПЛЕН, ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ, НАГРАДА, СМЕРТЬ, БЕССТРАШНЫЕ.

( Зачитываются составленные предложения)

 

 

  1. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам на память о нашем занятии подарить лампадки из теста. Именно такие лампадки делали люди, чтобы горел огонь в доме. Берегите своих бабушек и дедушек и всех близких. Расспросите их о войне. Да сбудется Мир! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Репрессированные, но не сломленные», посвященный 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь.

Воспитывать в детях любовь и уважение к старшему поколению. Прививать любовь к Родине, знать историю своего народа. Учиться проводить исследовательскую работу....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Классный час "Депортация калмыцкого народа"

урок-закрепление изученного материала...

Классный час "Депортация калмыцкого народа"

классный час о депортации калмыцкого народа в Сибирь...

Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...