Классный час « Репрессированные, но не сломленные», посвященный 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь.
классный час (4 класс) на тему

Доржиева Татьяна Холгунаевна

Воспитывать в детях любовь и уважение к старшему поколению. Прививать любовь к Родине, знать историю своего народа. Учиться проводить исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_agora-deport.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

  Классный час « Репрессированные, но не сломленные»,

            посвященный 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь.

Участники:  учащиеся 4- го класса, классный руководитель, учитель калмыцкого языка, бабушки и дедушки детей.

Цели: активизировать знания по истории своего народа; ознакомить с фактами Великой Отечественной войны на примере своих родственников; развивать чувство патриотизма, ответственности, гордость за свой народ; знать свою родословную; воспитывать уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности.

Подготовительная работа

1.Учащимся предлагается вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников – участников Великой Отечественной войны, депортированных, больше узнать о военном периоде их жизни и подготовить на их основе рассказ о судьбе своих родственников.

2.По возможности  ученики приносят в школу вещи, письма, поделки, которые каким – либо образом связаны с этим периодом истории народа.

3.На классный час приглашаются бабушки и дедушки учеников, которые пережили эти тяжелые годы депортации.

4.Ученики делятся на микрогруппы для выполнения различных заданий.

            1-я группа -  оформляет выставки фотографий и вещей «Семейная реликвия».

           2-я группа- поиск стихов, песен, посвященных депортации калмыцкого народа.

          3-я  группа – выставка книг калмыцких писателей, посвященных этой дате.

         4-я группа- подготовка пригласительных билетов на классный час.

         5-я группа- подготовка необычных сувениров для взрослых – гостей класса.

Ребята заранее приносят бабушкам и дедушкам приглашение на классный час . Содержание  приглашения:

Дорогие наши бабушка (ээджа) и дедушка (аава)!

На вашу долю выпали страшные годы: годы войны и депортации. Вы тогда были  маленькими детьми или подростками, а если уходили на фронт, то чуть достигшие 18- лет юноши. Эти лихие 40-ые коснулись всех вас. Конечно, Вы помните. Оно было тяжелым, ваше детство, и нам в классе очень хочется узнать, каким оно было, услышать ваши воспоминания. Для этого приглашаем Вас приоткрыть дверь в ваше тяжелое детство во время классного часа, который состоится __________  .

Мы ждем Вас и надеемся на встречу с Вами.

Ваша внучка (внук) Софья  и её одноклассники.

                               

                                Ход классного часа

Гости входят в класс под народную музыку и песню «В Сибирь».

1.Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на классном часе мы соприкоснемся с ратными подвигами и военными буднями наших родственников, узнаем побольше о тех близких и родных людях, кем по праву можно гордиться. Великая Отечественная война – это героическая страница в биографии нашей многонациональной страны, вынесшей суровые испытания военного лихолетия. История семьи - это неотъемлемая частица истории народа.

Давайте прочитаем эпиграф, который висит на доске.

« Ох, далеко до Сибири…!»-

Молча, вздыхали в том мире.

Лишь небеса им кричали:

Люди, за что вас сослали?

Ребята, на какую мысль натолкнули вас эти строки?

Ответы детей.

Когда шла война наш народ оклеветали и сослали в далекую Сибирь. Наши бабушки и дедушки испытали голод, холод, унижение, но все же не сломались и продолжали жить.

А почему нужно знать биографию  своей семьи, родословную своих предков?

Ответы детей.

Есть калмыцкая пословица «Человек с родственниками словно дерево с раскидистыми ветвями», поэтому, мне кажется, человек должен знать историю своего рода, своего народа. А иначе откуда мы и кто мои корни?

 Виной всему оказалась война, которая отняла жизнь и здоровье у многих соотечественников , в том числе и у наших родственников.

Сегодняшняя наша встреча посвящена людям, которые ни в чем не повинны, но на их долю выпала страшная кара – быть оторванными от Родины и сосланными, как «враги народа». Память о них живет в наших сердцах. И чтобы она жила вечно, каждый человек должен знать  историю своей семьи, биографию своих  родных и близких.

2.Звучит фонограмма песни калмыцкого композитора Аркадия Манджиева «Тачал»

3.Ученики выразительно читают строки на русском и калмыцком языках:

Декабрь сорок третьего года,

Двадцать восьмое число…

Ровно за час до восхода

Машины въезжают в село.

Село просыпается…  Тонко

Дымки потянулись из труб,

Стук ведер, мычанье телёнка…

И вдруг – беспощаден и груб-

Звук выстрела!.. Топоты… Крики…

И словно проклятье судьбы:

- А ну,  двери – настежь, калмыки!

Всем выходить из избы!

«Враг народа?

            Старуха…

                    Дети…

И герои со стен глядят…»

Перепуталось всё, смешалось,

Где тут истина, где тут ложь…

Подошли, завывая машины-

Студебеккеры- вот он , лендиз!

И старухи, детишки, мужчины,

Не скрывая заплаканных лиц,

На скамейки садились в печали

Под конвоем суровых солдат

И до станции скорбно молчали,

Степь- равнина катилась назад…

Что же это был за поход?

Что же это был за народ

Иль доброты в этот год

На планете был недород.

Память сердца мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней и снова.

Что мне делать,

Как мне дальше жить,

Если память сердца просит слова?

Но зачем ему успокоенье,

Чтоб ничто не поросло забвеньем?

Боль о сыне не утешит мать,

Вдовы не забудут час проклятый.

Тяжко нам утраты вспоминать,

Тяжелее забывать утраты.

4.Слово учителю калмыцкого языка.  

Дорогие ребята,  приближается скорбная дата нашего народа.

70 лет назад 27 декабря 1943 года был подписан указ о ликвидации Калмыцкой АССР. А с 28 декабря в 4 этапа сослали всех калмыков из родных мест.

Безымянными калмыцкими могилами покрыта российская земля от Урала до Сахалина.

С начала Великой Отечественной войны сыны и дочери Калмыкии наравне со всеми народами Советского Союза встали на защиту Родины.

Около 40 тысяч человек были отправлены на фронт. Сотни воинов- калмыков сражались в боях за Сталинград, на Украине, на Кавказе, в Белоруссии и т д.  

А в этот период Сталин готовил новогодний «подарок» для тысяч калмыцких детей, женщин, стариков. Калмыки никогда не забудут, как их семьи погрузили в товарные вагоны и отправили в холодную Сибирь, куда они прибыли в январе. Поселили всех в бараках. Был лютый мороз. Местным жителям приказано было не приближаться к переселенцам, потому что «приехали  людоеды»…

Но, несмотря на предупреждение, сибиряки помогали в беде. Очевидцы тех страшных событий  с благодарностью вспоминают местных жителей, которые помогали выжить в лихую годину многим жертвам депортации.

(Презентация)

Чтец.  

 Я знал,

      что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей

                   и вновь душой окреп

Средь лучших русских,

               средь щедрейших в мире,

Делившихся с ними

                         и судьбу и хлеб.

Классный руководитель.

Ребята, послушаем воспоминание  бабушки Софьи Бадмаевой Сангаджиевой Светланы Бакаевны.

   О Сибири я ничего не помню, т.к. во время проживания мне было всего 2 года.

По рассказам своей мамы я знаю, что  выселяли калмыцкий народ без предупреждения, давая на сборы полчаса. Рассадили на американские грузовые машины «Студебеккеры» и повезли на станцию. Там всех  загоняли по вагонам по 60-70 человек .  Эти вагоны были предназначены для перевозки скота, без отопления.  Многие от холода и голода умерли в дороге. Людям не разрешали мертвых хоронить, просто выносили из вагонов на обочину дороги и складывали. В Сибири раскидывали калмыков по деревням, разрывая семьи, родственников. Местному населению Сибири  сказали, что привезли «людоедов». Поэтому вначале люди боялись встречи, но потом сибиряки  увидели, что это такие же обездоленные, голодные , оторванные от родных мест несчастные люди. Начали помогать чем могли:  одеждой, едой.

Взрослые работали на разных работах: на лесоповале, на рудниках, в колхозах… Ежедневно  должны были отмечаться в комендатуре. Хлеб выдавали по норме, только на работающего- 200г. Так прожили калмыки 13 лет. В 1957 году вышел указ о возвращении калмыков на Родину.

Классный руководитель. Ребята, поблагодарим Светлану Бакаевну за её рассказ, пожелаем здоровья и долголетия.(Вручают цветы и сувениры, сделанные своими руками) .

Слово нашей учительнице Доржиевой Татьяне Холгунаевне.

Ребята, я очень рада, что вы так живо интересуетесь историей своей страны, своего народа. Я тоже родилась в Сибири. Когда наша семья возвращалась на родину мне было всего полгода. Но я помню как рассказывали о тех годах мои родители.  Отец мой- Кекеев Хулгна Яндынович-ветеран Великой Отечественной войны. Когда началась война,  отец защищал Дон в составе 110 – ой  Калмыцкой отдельной кавалерийской дивизии. На конях с шашками против немецких танков! Он рассказывал, как узенькой протокой Дона выходили из окружения, оставляя своих товарищей. Всего маленькая часть дивизии вышла из этого сражения. Потом он стал воевать в составе 75 – го стрелкового полка, участвовал в боях на Апшеронском полуострове, в районе Моздока удерживал атаки немцев, которые рвались к богатому нефтью Кавказу. Отец ходил в разведку, брал «языки», он был очень ответственным, аккуратным человеком,  и ему доверяли самые сложные боевые задания. За одно сражение командир представил его к награде, но медаль тогда он не успел получить.  Отца  тяжело ранило в ноябре 1942 года.  Вплоть до начала 1944 года он лечился в госпиталях городов Тбилиси, Сочи, Астрахани, перенёс несколько операций, потому что рана без конца открывалась, не заживала. Отца комиссовали, и он едет в Сибирь искать свою семью.

      Маму чуть не разлучили с семьей – свекровью и сестрой мужа, - с которыми она жила. Так решили власти – одиноких отправлять на лесоповал на Север. Мама моя, не владела русским языком, не могла сказать, что она жена фронтовика и что это её семья. К  счастью, рядом оказался племянник Нора, кадровый военный, который разъяснил, что она не одинока.

 В Сибири наша семья попала в Красноярский край, Партизанский район, с. Вершино-Рыбное. Там они, как все ссыльные работали, куда посылали, собирали прошлогоднюю картошку, колоски с колхозных полей, варили черемшу.  В 1945 году у родителей родился сын, которого назвали бурятские ламы Думбр-Дяся, потом Вася -  в 1949г.  Но они умерли в младенчестве. Говорят, есть такие семьи, в которых дети умирают. Надо было обмануть судьбу, сделать обряд. И когда моя мама была беременна моей сестрой в 1951 году, жена директора леспромхоза, где жила наша семья, русская женщина Александра Евстигнеевна Ячменева, предложила свою помощь. Она провела обряд выкупа малышки, назвала ее своим именем, нарекла своей дочерью, следила за ее здоровьем вплоть до выезда нашей семьи в родную Калмыкию. Она стала крестной матерью моей сестры Александры. Связь их не прерывалась, они писали письма, обменивались фотографиями. До сих пор сестра переписывается с их дочерью Тамарой.  Это ли не пример дружбы наших народов, пример милосердия, который проявили простые русские люди к выселенным из родных мест калмыкам?  

Поколение моих родителей были сильные духом, самоотверженные люди. Отец мой прожил долгую жизнь, был передовым строителем в совхозе, победителем социалистического соревнования, ударником коммунистического труда, он был награжден многими медалями за боевые и трудовые заслуги. Среди своих медалей он особо выделял воинскую медаль «За отвагу», которая нашла его уже после войны. Вот как отец рассказывал про тот далекий день, когда рядовой минометчик Кекеев со своими боевыми товарищами выдержал жестокий бой за высоту у станции Хадыженская.

- Перед взводом была поставлена задача: выбить врага из занятой обороны. На подготовку  ушло несколько часов. По условному сигналу поднялась пехота. Однако противник оказал яростное сопротивление, и нам пришлось отойти на прежние позиции.  Несколько раз наши бойцы поднимались в атаку, но все оставалось без изменения. Тогда командир взвода принял решение расчленить взвод на две части и с флангов обойти высоту. Для неприятеля это было неожиданностью. Он не выдержал смелого натиска и вынужден был отойти. Небольшая победа нашего взвода решила успех целой дивизии, дав возможность развернуть ее боевые порядки, и позволила долго удерживать позиции. Многие отличившиеся в этом бою герои были отмечены боевыми наградами. (Показывает награды отца)

Отца, Хулгна Яндыновича, уважали и почитали все земляки, прошедшие вместе годы ссылки и вернувшиеся в своё родное село Харба. Рассказывали ещё один примечательный эпизод из жизни нашей семьи, произошедший   в Сибири. В 1952 году, вскоре после рождения моей сестры, отец выиграл в займы 10 тысяч рублей. Это были большие по тем временам деньги. Он без колебания разделил их среди всех родственников и земляков, буквально женил на эти деньги всех молодых односельчан-калмыков. А как же иначе?! Ведь не мог он быть один богатым и счастливым, когда рядом нуждались земляки. Папа поднял на ноги своих племянников, оставшихся в Сибири без отца. Все называли моего отца уважительно «мана аак», так почтительно называют калмыки своих аксакалов.  

Нет в нашей стране семьи, которая не потеряла бы своих близких на этой жестокой войне. У моей мамы Кюкчи Бадмаевны два брата погибли, трое пропали без вести, у отца Хулгны Яндыновича брат пропал без вести.

Ведущие.

70 лет проходит с того страшного времени, когда ни в чем не повинных стариков и детей объявили врагами народа и депортировали  в далекую Сибирь… Когда калмыков прогнали через новый мост по Волге в Астрахани, испробовав прочность; когда путем не знавшие русского языка калмыки шли не зная о местонахождения Сибири, шли и думали, что они вернутся вечером домой, закрыв в сараях дойных коров- кормилец; когда матери теряли своих детей и сходили с ума, бежав по вагонам, ища на каждой станции; когда выходили за снегом , чтобы утолить жажду малолетних детей матери и не успев запрыгнуть в вагон падали и попадали под колеса поезда; под то жестокое жерло времени …70 лет. Это нескончаемая скорбь тысячам и тысячам. Вечная память!

4.Выступление бабушек и дедушек учеников. Дети задают вопросы, а затем дарят цветы и сувениры.

5. Из воспоминаний Н.П.Кукаева- дедушки Саши.

  Мне было 7 лет, когда нас погнали в Сибирь. Отец был на фронте. Нас было 7 человек: бабушка, дед, мама, три сестры и я. Всю дорогу дедушка укрывал меня своим полушубком, крепко прижимал к себе. А когда сошли на одной из станций, дед присел на вокзальной скамейке, да так и остался сидеть. Я не понимал, что он умер, все теребил мать и бабушку: «Почему оставили деда?» Все плакал и тянул за руки взрослых. А они  мне  отвечали, что он придёт. И увели меня. Нас погрузили на сани и увезли. Это было, как узнал потом на станции Рубцовск Алтайского края. Сейчас я понимаю, что дед отдал мне все свое тепло и сам умер».

6.Чтец.

На обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

… Конечно, мы смотрим иными глазами-

Такими же, полными слёз.

                             Ю.Поляков

Классный руководитель.

 Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнали трагические скорбные страницы истории нашего народа. 70 лет назад в зимнюю стужу в не отапливаемых  вагонах для скота загрузив детей, женщин и стариков наших предков везли 13 дней на 13 долгих лет в незнакомую далекую Сибирь. За 13 лет погибли тысячи и тысячи наших соплеменников, родились несколько поколений людей. И сейчас у детей Сибири с 1944 по 1957гг малой родиной является бескрайняя Сибирь, Сахалин и Север. Мы должны знать свои корни, не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.

Чтец

Вспомним всех поименно,

Вспомним сердцем своим.

Это надо не мертвым,

 Это надо живым.

(Зажжены лампадки у стены с изображением памятника Эрнеста Неизвестного «Исход и возрождение»)

7. Минута молчания.

8.Рефлексия.

  Ребята, пожалуйста, подумайте и скажите какие  чувства  охватывали вас при просмотре  альбома, а какие грустные чувства  вы испытывали, когда слушали воспоминания наших бабушек и дедушек, гостей.

Ответы детей.

Когда я видел на фотографии деда в военной форме, я гордился, что мой дед воевал и защищал Родину.

Конечно, вы гордились и были рады тому, что у вас есть такие родственники.

И грустно становилось тогда, когда вы осознавали, какие трудности, оскорбления, унижения испытали ваши предки; что многих из них уже нет в живых.

  Благодарят гостей . Приглашают на чаепитие.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс – жемчужина Сибири (классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)

Кузбасс – жемчужина Сибири(классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)...

Теоретическое и практическое исследование к 70-летию депортации карачаевского народа

Теоретическое и практическое исследование к 70-летию депортации карачаевского народа...

Классный час на тему: "Подвиг народа мы не забудем", посвященный 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Сценарий классного часа посвящен 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.Данный классный направлен на  воспитание патриотических качеств ,гражданственности, на формирование чу...

Классный час "Депортация калмыцкого народа"

урок-закрепление изученного материала...

Классный час "Депортация калмыцкого народа"

классный час о депортации калмыцкого народа в Сибирь...

Открытый классный час, посвященный 200-летию победы русского народа над французской армией «Славный 1812 год».

Классный час – одна из форм военно-патриотического воспитания младших школьников....

Конспект логопедического занятия к 75- летию Депортации калмыцкого народа

Конспект логопедического занятия  к 75- летию Депортации калмыцкого народа...