ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
методическая разработка по логопедии

Комарова Марина Юрьевна

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до конца мая, кроме зимних и весен­них каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскур­сии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа де­лится условно на несколько этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individual_nyj_plan_korrektsionnoj_raboty_s_rebe.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до конца мая, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)  вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в)  формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)  в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д)  укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II.  Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а)  устранение дефектного звукопроизпошения;

б)  развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные аргикулянионно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.  Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С', 3', шипящий Ш,  сонор Л, шипящий Ж, соноры Р, Р', шипящие Ч, Щ . (способ постановки смешанный).

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипяших: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык". Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.  Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по

мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь  в слогах со стечением согласных;

 Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.

б)  Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

С 3, С С, С-Ц, С-Ш;

Ж 3, Ж-Ш;

Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р', Р -Л', Р-Й, Л-Л;

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

III.  Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV.  Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционная работа с ребенком с синдромом дауна

В работе описано занятие с ребёнком, обучаемым в школе VIII вида. Занятие интересное для ребенка. А педагогу можно использовать его как диагностику....

Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)

Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....

Индивидуальный план коррекционной работы (шаблон)

Предлагаю электронный вариант планирования логопедической работы в условиях школьного логопункта. Очень практичный в использовании, т.к. не занимает много времени на оформление, данные можно вводить к...

Примерный индивидуальный_план коррекционной_работы_при_постановки и автоматизации_ звука ш

Примерный индивидуальный_план коррекционной_работы_ при_постановки и автоматизации звука "ш"...

Индивидуальный план коррекционной работы постановки и автоматизации звуков речи.

Индивидуальный план коррекционной работы постановки и автоматизации звуков речи....

Индивидуальный план коррекционной работы с обучающимися ОВЗ

В помощь учителю в работе с обучающимися ОВЗ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ

В данном документе даны различные упражнения, которые можно использовать   для индивидуальной работы с  неговорящим и плохоговорящим ребенком на развитие зрительное восприятия, тактильн...