Первые шаги к освоению навыка чтения
статья по логопедии

абдулина марина наильевна

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.
Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».

Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр …  Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_15.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.
Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».

Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр …  Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.

Научный путь к достижению цели - это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре.
Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.

Игры - звукоподражания.

Цель: выделять определенные звуки и научиться их  протягивать.

[у - у -у ] - воет волк;               [аа - аа -аа] - мама укачивает младенца;

[в - в - в] - воет ветер;             [уа - уа -уа] - плачет младенец;            

[ж - ж - ж] - жужжит жук;         [а - у - у - у] - кто - то потерялся в лесу;

Игра  «Пчелы».

Цель: выделять в словах  звук [Ж] и научиться протягивать его.

- Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же;
- Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки;
-Ж - Ж - Ж!  Давай друЖЖЖить!
- Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище;
- Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!

Игра «Встреча двух машин».

Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.

- Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?;
- А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо?
- ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание - кто лучше заВВВодится;
- ВВВ…. 

Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.

Игра «Два грузовика».

Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].

- К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков.
Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .

Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.

Игра в «Слова».

- Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.

Игра в «Магазин».

«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет.  Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ.
В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться.

Условия игр:

Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения.

Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам!
Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.

Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как метод успешного освоения навыка и культуры чтения.

В статье содержится описание опыта применения технологии развития критического мышления....

Формирование навыков чтения в процессе освоения наук в начальной школе

Оглавление.1. Введение2. Оптимальные условия необходимые для формирования навыка чтения в начальной школе.3. Практические задания.4. Заключение.5. Литература...

Освоение навыков чтения (мониторинг)

Примеры оформления мониторинга или отслеживание результатов проверки техники чтения...

Первые шаги в освоении модели "1ученик:1 компьютер"

В данной статье представлен опыт по знакомству с мобильным обучением, работа с детскими нетбуками....

Буклет "Рекомендации взрослым по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения"

В буклете в доступной для взрослых форме представлена информация о дислексии....

Буклет_Рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения

В буклете представлен материал по основным направлениям работы с детьми, имеющими педагогическое заключение "дислексия". Даны примерные виды работ и заданий для работы с детьми....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» 1-4 классы Срок освоения 4 года

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги"....