Консультация для педагогов начальных классов. Презентация "Нарушения письменной речи"
консультация по логопедии (1 класс)

Даник Елена Чеславовна

"Нарушения чтения и письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_chteniya_i_pisma_u_detey.pptx77.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик » психолого-педагогическая и социальная служба « Центр сопровождения детей » семинар-практикум для учителей начальных классов «Основные трудности, возникающие в процессе формирования письменной речи » «Нарушения письменной речи»

Слайд 2

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера . Нарушения письменной речи

Слайд 3

-Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.) -Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно -Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. -Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения - Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения Группы ошибок при дислексии

Слайд 4

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма Содержание термина – « дисграфия » определено по-разному: 1. Р.И. Лалаева . Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2. А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха. 3. И.Н. Садовникова . Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. 4. А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.

Слайд 5

Становление процесса письма Письмо – сложный символический процесс, формирование к оторого требует от обучающихся зрелости и устойчивости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения, устной речи, П олноценного межанализаторного взаимодействия , развития графических умений , своевременного формирования пространственных и временных представлений, полноценного фонематического восприятия, владения различными видами языкового анализа и синтеза.

Слайд 6

Основные виды ошибок письма Фонематические зрительно-пространственные ошибки, обусловленные недостаточностью языкового анализа и синтеза зрительно-моторные

Слайд 7

Ошибки на основе фонемного распознавания (фонематические) - замены, пропуски букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи; -замены букв, соответствующих фонетически близким звукам(свистящие и шипящие,звонкие и глухие,аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( Ч-Ть,Ч-Щ,Ц-Т,Ц-С ); -неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (« писмо »; « лубит »; «лижа»); -замены гласных даже в ударном положении, например о-у (туча- «точа»), е-и (лес- «лис»)

Слайд 8

Ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза пропуски букв (« пшница » вместо « пшеница»,«зенели » вместо « звенели ») ; вставки лишних букв (« веченый » вместо «вечный», « латдоши » вместо «ладоши»); перестановки букв (примеры: « тшики » вместо «штыки»); слияния слов в предложениях (примеры: « Умамы розы» вместо «У мам ы розы».

Слайд 9

Зрительно-моторные ошибки замены/смешения букв, сходных по двигательному запуску: п-т , б-д , о-а , и-у , ж-х и др. (« котилка » вместо «копилка», « руков » вместо «рукав»,« харить » вместо «жарить»); повторение букв и слогов (« паллатка » вместо « палатка », « шишироко » вместо « широко », « иигла » вместо « игла »); неточные начертания букв, их многочисленные обводки букв, зачеркивания, исправления, наличие разновысотных элементов.

Слайд 10

Литература: Пятница Т. В . Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв , 2006 Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб . и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

Презентация для проведения квеста для молодых педагогов начальных классов. Тема: "Требования ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе"

Презентация содержит материалы для обобщения с молодыми педагогами  требований  ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе....

Групповая консультация для педагогов начальных классов "Устный счет в начальной школе"

Групповая консультация для педагогов начальных классов "Устный счет в начальной школе"...

Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи»

Какую роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность? Рассмотрим в статье...