ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Пименова Наталья Александровна

Проблема обучения и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья не перестает быть  актуальной, несмотря на развитие современного мира и прогресс в развитии современных технологий. Детям данной категории необходимо оказывать комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку и помощь, создавая систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие и адаптацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_k_konkursu.pptx558.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Пименова Наталья Александровна – учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №71 «Аист» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

«Особый» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним . МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это "особые" дети в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии, а так же дети-инвалиды. Физические, чувственные или психические отклонения могут быть кратковременными или постоянными, фрагментарными или общими. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 4

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не перестает быть актуальной в связи с тем, что таких детей по статистике становится все больше. Но с развитием современного мира появляются новые технологии и возможности для их адаптации в обществе. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 5

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с дошкольного образования, школы, и далее при получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Социальная группа в обществе

Слайд 6

физиологический сбой МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Любое нарушение имеет причину аномальное развитие

Слайд 7

Значит , к началу школьного обучения здоровый ребенок умеет: связно и логично выражать свои мысли ; пользуется развернутой фразой; имеет достаточный запас слов; правильно и точно понимает и называет предметы и понятия; говорит грамматически и фонетически верно. МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Сегодня считается, что к шести годам- а не к пяти, как раньше - устная речь, одна из высших психических функций, должна быть сформирована.

Слайд 8

Но сегодня все практикующие специалисты (педагоги, врачи, исследователи-аналитики) единодушны во мнении: подрастает поколение плохо говорящих (неговорящих) детей. Огромное количество первоклассников еще не овладели в полной мере устной речью. А школа дает им новую установку – обучение чтению и письму, овладение новой сложнейшей функцией - письменной речью. Возникает проблема несовпадения возможностей ребенка и школьных требований. В результате неуспеваемость, школьная депривация, и нередко невротизация детей. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 9

Нарушения устной и письменной речи затрудняют общее развитие и обучение детей. Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую и дефектологическую помощь, но и психологическую. МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Опыт специалистов МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Богородского городского округа

Слайд 10

Практически любой особенный ученик нашей школы мог бы учиться в общеобразовательной школе, поскольку в соответствии с действующим положением о ПМПК, заключение комиссии носит только рекомендательный характер. Чтобы не упустить таких детей, вовремя оказать необходимую помощь, учитель массовой школы сегодня должен обладать некоторыми специальными знаниями . МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 11

Уже в начале обучения, особенно, в послебукварный период выявляются специфические сложности освоения детьми навыков чтения и письма. Эти сложности имеют устойчивый, повторяющийся характер и не поддаются стандартным методам исправления. Это те самые ошибки, которые принято называть «логопедическими». Обусловлены они : незрелостью функциональных зон коры , слабостью межполушарных связей, недостаточной координацией слухового, зрительного, двигательного анализаторов. МБОУ СКНШДС №71 «Аист» Особенности детей с речевыми нарушениями

Слайд 12

Таким детям необходим индивидуальный подход, специальные методики и длительная системная коррекция. За эффективной помощью родители должны обратиться к специалисту. Педагог в школе может выделить учеников со специфическими трудностями и рекомендовать родителям правильные действия. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 13

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей: с нормальным интеллектом, грамотной устной речью, полноценными зрением и слухом. У которых, однако, имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 14

МБОУ СКНШДС №71 «Аист» В соответствии с педагогической классификацией наши особенные «речевые» дети младшего, - и не только - школьного возраста часто имеют несформированность (нарушения) навыков чтения и письма. На языке медицинской классификации это состояние обозначается термином дислексия (чтение) и дисграфия (письмо).

Слайд 15

Дислексики первично интеллектуально сохранные дети. Причина трудностей в другом: либо в фонетико-фонематическом недоразвитии, либо в неразвитой способности к языковому анализу, в том числе звуко -слоговому, либо в недоразвитии оптико-пространственных представлений, либо в общем недоразвитии всех языковых компонентов, когда ребенок плохо владеет морфологическими, синтаксическими обобщениями. МБОУ СКНШДС №71 «Аист» И это далеко не всё. В любом случае именно механизмом дисграфии определяется выбор методики ее коррекции

Слайд 16

Хочется зафиксировать внимание на особом подходе к детям с трудностями чтения. При любой форме дислексии , даже при элементах нарушений, нельзя требовать от ребенка нормативной для общеобразовательной школы скорости чтения. Проверки на скорость чтения вообще не для этих детей и только усугубляют трудности, травмируют ребенка и, подчас, отбрасывают его назад, мешают преодолению проблем. Зато при дисграфиях и дислексиях дети очень отзывчивы на различные речевые игры, на занимательность заданий, это облегчает им освоение навыков чтения и письма. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 17

При фонологической (слуховой) дисграфии ребенок не слышит, не различает близкие по значимым признакам фонемы : МБОУ СКНШДС №71 «Аист» смешивает шипящие-свистящие , лабиализованные гласные, соноры , аффрикативные звуки. не различает твердые-мягкие, на письме заменяет звонкие-глухие согласные При этом все замены носят постоянный стойкий характер.

Слайд 18

При оптико-пространственной форме дисграфии страдает буквенное зрение. Ребенок путает буквы, схожие по написанию или по движению руки во время письма. Сюда относят случаи зеркального письма, связанные с проблемами межполушарной латерализации . МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 19

Достаточно часто дисграфические ошибки вызваны несформированной функцией звукового анализа. Ребенок не может вычленить все звуковые элементы в слове, упрощает слоговую структуру, пропускает буквы и слоги. Ему трудно определять последовательность звуков в слове, он переставляет буквы местами. В словах более сложной слоговой структуры часто происходит перестановка слогов. В стечениях согласных ребенок вставляет дополнительную гласную. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 20

И в заключении напомнаем , что в 2017 году в России впервые был отмечен Всемирный День знаний о дислексии . На вопрос «Лечится ли дислексия ?» зав.кафедройлогопатологии СПбГПМУ Александр Николаевич Корнев отвечает так «Никакими лекарствами дислексию не устранить. Помогают специальные психолого-педагогические методы коррекции, которые приходится использовать довольно долго, несколько лет. В некоторых случаях приходится добавлять лекарственное сопровождение». МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 21

Считается, что нарушения письма это несколько более легкое состояние, создающее меньше трудностей. Но исправление дисграфии также трудоемкий длительный процесс, который требует значительных усилий от ребенка, педагогов и родителей. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 22

Можно сказать, что успешность коррекционной работы зависит от временных параметров: чем раньше ребенок попадает к специалистам, тем больше вероятность преодоления его нарушений. Оптимально, если родители обратят внимание на развитие речи до школы – в 2-3 года, что-то ещё можно исправить в начальных классах, но если ребёнок приходит за помощью в средней школе, например, в пятом классе, ему уже трудно помочь. Велика вероятность, что такой ребенок, к сожалению, останется навсю жизнь функционально неграмотным. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 23

МБОУ СКНШДС №71 «Аист» «Список литературы» 1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. АРКТИ, 2007 — 360 с 2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с 3. Выготский Л.С. Предистория развития письменной речи. Сбор.соч . Т. 3 М. Педагогика, 1983 - 366с 4. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду Л 1990 81с. 5. Венгер Л.А, Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. Знание, 1994 - 191с. 6. Международный научно-популярный журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНА №5 (49) 2017. Астана, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при работе со сказками.

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Для "сказочного" настроения педагог может "изменить"внешность,добавить сказочный элемент или обыграть любой имеющ...

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

«Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Для того, чтобы было легко житьс каждым человеком, думай о том,что тебя соединяет, а не о то...

Статья "Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Данная статья содержит полезный материал для учителей начальной школы, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

"Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Презентация к статье " Особенности работы и обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...