Информационный буклет "Дисграфия"
консультация по логопедии (2 класс)
Информационный буклет для родителей "Дисграфия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_disgrafiya.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое дисграфия?»
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера:
- Искажение состава слова
- Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
- Смешение букв, сходных по написанию
- Несоблюдение границ слова
- Несоблюдение границ предложения
- Аграмматизмы на письме
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.
Эволюционная (ложная) дисграфия
Специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.
Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между технической, орфографической и мыслительной операциями письма (Е.В. Гурьянов).
Признаками незрелого навыка письма могут быть: 1) отсутствие обозначения границ предложения; 2) слитное написание слов; 3) нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных (определенную роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке); 4) нехарактерные смешения; 5) зеркальная обращенность букв.
Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.
Приемы для профилактики дисграфии
Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:
- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);
- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);
- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".
Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:
- сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий.
- складывание букв из составляющих их элементов;
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- отгадывание буквы, построенной другим;
- реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;
- "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;
- нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре
- лепка смешиваемых букв из пластилина;
- письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка;
- вырезание букв из бумаги или картона;
- обводка контуров букв;
- раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
- письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
- узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);
- узнавание и последующее называние недописанных букв;
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
- называние рядом написанных сходных по описанию букв;
- на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
- письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами
Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв (цифр):
- развитие ориентировки в окружающем пространстве;
- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;
- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;
- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;
- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых.
Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.
Подготовила учитель-логопед сош №3
Кадочникова Ольга Витальевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный буклет «Спорт - альтернатива вредным привычкам!»
С т р а с т и – е д и н с т в е н н ы е о р а т о р ы , ч ь и д о в о д ы в с е г д а у б е д и т е л ь н ы....
Информационный буклет
Педагогический проект "Страна Оригами"...
Информационный буклет "Сохраним зрение"
Цель-познакомить обучающихся с правилами бережного отношения к зрению....
Информационный буклет для детей, подростков и их родителей "В трудностях - вместе!"
Детский телефон доверия - это своего рода посредник при разрешении конфликтов в детской среде и в детских учреждениях, с родителями, учителями, окружающими людьми, на улице....
Информационный буклет "Здравствуй, школа!"
Информационный буклет-памятка для родителей "Здравствуй, школа!"...
Информационный буклет "Питайся правильно"
Информационный буклет-памятка для детей "Питайся правильно"...
Информационный буклет для родителей: региональный проект " Шахматы в школу"
Информационный буклет для родителей...