Информационный буклет "Дисграфия"
консультация по логопедии (2 класс)

Кадочникова Ольга Витальевна

Информационный буклет для родителей "Дисграфия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_disgrafiya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое дисграфия?»

 Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера:

  • Искажение состава слова
  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
  • Смешение букв, сходных по написанию
  • Несоблюдение границ слова
  • Несоблюдение границ предложения
  • Аграмматизмы на письме

   Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

   Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее  возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

Эволюционная (ложная) дисграфия

   Специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

   Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между технической, орфографической и мыслительной операциями письма (Е.В. Гурьянов).

   Признаками незрелого навыка письма могут быть: 1) отсутствие обозначения границ предложения; 2) слитное написание слов; 3) нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных (определенную роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке); 4) нехарактерные смешения; 5) зеркальная обращенность букв.

   Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.

Приемы для профилактики дисграфии

Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:

- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);

- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);

- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".

Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.

- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)

Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:

  • сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий.
  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
  • предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
  • отгадывание буквы, построенной другим;
  • реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;
  • "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;
  • нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре
  • лепка смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка;
  • вырезание букв из бумаги или картона;
  • обводка контуров букв;
  • раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
  • письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);
  • узнавание и последующее называние недописанных букв;
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
  • называние рядом написанных сходных по описанию букв;  
  • на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
  • письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами

Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв (цифр):

- развитие ориентировки в окружающем пространстве;

- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;

- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;

- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;

- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;

- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых.

Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.

                                           Подготовила  учитель-логопед сош №3

                                                 Кадочникова Ольга Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет «Спорт - альтернатива вредным привычкам!»

С т р а с т и – е д и н с т в е н н ы е о р а т о р ы , ч ь и  д о в о д ы  в с е г д а  у б е д и т е л ь н ы....

Информационный буклет

Педагогический проект "Страна Оригами"...

Информационный буклет "Сохраним зрение"

Цель-познакомить обучающихся с правилами бережного отношения к зрению....

Информационный буклет для детей, подростков и их родителей "В трудностях - вместе!"

     Детский телефон доверия - это своего рода посредник при разрешении конфликтов в детской среде и в детских учреждениях, с родителями, учителями, окружающими людьми, на улице....

Информационный буклет "Здравствуй, школа!"

Информационный буклет-памятка для родителей  "Здравствуй, школа!"...

Информационный буклет "Питайся правильно"

Информационный буклет-памятка для детей  "Питайся правильно"...