технологическая карта занятия учителя - логопеда
план-конспект по логопедии

Коробейникова  Татьяна Васильевна

технологическая карта занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта занятия 20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

ФИО учителя-логопеда, место работы

Коробейникова Татьяна Васильевна, детский сад «Жемчужинка» филиал МБОУ Родниковской СОШ

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Тип занятия

Формированию фонетической стороны речи

Тема занятия

«В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область

«Речевое развитие» – логопедическая коррекция

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Краткое описание

Реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.

Общая продолжительность

25 – 30 минут

Цель

Знакомство детей с миром звуков, слов

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
  • совершенствование произносительных навыков;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционный праксис;
  • развивать фонематическое восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи; 
  • формировать пространственные представления;
  • формировать представление о понятиях «неречевой звук», «речевой звук», «слово»;
  • развивать координацию речи с движением посредством кинезиологических упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать речевую активность;
  • воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Предварительная работа

Разучивание основного комплекса артикуляционной гимнастики, дифференциация речевых и неречевых звуков.

Виды деятельности

Игровая, речеслуховая, речедвигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма организации

Фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности

Создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Оборудование

Музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, клавесы, треугольник, тамбурин, настольный звонок), кинезиологический мешочек.

Демонстрационный материал

Картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики.

Методы и приёмы обучения

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

Организационная структура и содержание логопедического занятия

Этапы занятия

Задачи

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

(ответы и их действия)

1.

Организа-ционный момент

Создание благоприятного психологического климата.

Приветствие, создание атмосферы заинтересованности.

  • Спинки выпрямили, ушки «навострили».

Здравствуйте, ребята!

  • На своё место сядет тот, кто угадает, что звучит за моей спиной.

  • Дети приветствуют педагога.

  • Проявляют заинтересованность, угадывая звучащий музыкальный инструмент!

2.

Основной этап

Формирование артикуляционного праксиса с опорой на наглядность

Артикуляционная гимнастика

  • «Толстячок»  надуть щёки, удержать под счёт до 10, загибая пальцы.
  • «Худышка»  втянуть щёки, удержать под счёт, загибая пальцы.
  • «Заборчик»  «Хоботок
  • «Окошко»
  • «Лопатка» + самомассаж языка (автор) + поддувание
  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Лошадка»
  • «Грибок»

  • Дети выполняют основной комплекс упражнений и самомассаж языка

2.1

Изучение нового материала

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности

  • В одной сказочной стране жил заяц.

У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.

  • Дети осознают и принимают поставленную задачу.

2.2

Развитие слухового внимания

Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»

  • Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?
  • А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков.
  • Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему. Это неречевые звуки. А  мы с вами произносим речевые. Сейчас в этом убедимся.

«Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой  (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

С-С-С-С – змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р – моторы тарахтят».

  • Дети с закрытыми глазами прислушиваются к источнику звука.

  • Договаривают за логопедом речевые звуки.

2.3

Развитие слухового внимания

Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!»

  • Заяц предлагает запомнить и повторить два слова без ошибки.
  • Речевой материал: день – тень, папочка – бабочка, том – дом, бинт – винт, дочка – точка, гости – кости, крыша – крыса, рожки – ложки, коза – коса, дрова – трава, шар – жар, лук – люк, мышка – мишка, кот – год.
  • Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово.

  • Дети повторяют цепочку слов.

  • Повторяют за логопедом правило.

2.4

Развитие кистевого и пальцевого вида праксисов

Пальчиковая гимнастика

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,         

В лес идём мы погулять.              

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

  • Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших;
  • Ритмично сжимать и разжимать кулачки;
  • Обе руки идут указательными и средними пальцами по столу;
  • «Шагать» по столу или коленкам средним и указательным пальцами.

2.5

Развитие фонематического восприятия

Игровое упражнение «Звук пропал»

  • «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        
  • Речевой материал: -ашина, -ирамидка, .-иса,

-ожницы, -ошка, -ыбка, -азик, -елефон, -укла,

-артина.

  • Нам удалось вернуть на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.

  • Дети произносят верное слово целиком.

  • Запоминают правило.

3.

Итог занятия

Рефлексивно-оценочный этап

Усвоение детьми принципов саморегуляции

  • Какие задания выполняли?
  • Что понравилось на занятии?
  • Что показалось сложным?

  • Дети анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Технологическая карта совместного урока логопеда и учителя по теме "Части речи. Обобщение. 2 класс"

Конспект совместного занятия логопеда и учителя по изученной теме. Разработана карта урока. Учащиеся, выполняя задания, самостоятельно оценивают свою работу.Лексическая тема: по сказке А.Н. Толстого ...

Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .

Интегрированное занятие учителя- логопеда  и учителя- тифлопедагога   по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...