Что такое дисграфия? Специфические ошибки письменной речи
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Малюк Вероника Михайловна

Количество детей с нарушением письма увеличивается год от года. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.  К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.

Как понять, что у ребёнка наблюдается нарушение письма (дисграфия) и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Давайте вместе разберемся и изучим ошибки, которые ваш ребёнок допускает в тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_disgrafiya._spetsifich_osh.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация

«Что такое дисграфия? Специфические ошибки на письме»

Подготовил:

Малюк Вероника Михайловна

учитель-логопед

Вязьма

Что такое дисграфия? Специфические ошибки письменной речи

Количество детей с нарушением письма увеличивается год от года. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.  К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.

Как понять, что у ребёнка наблюдается нарушение письма (дисграфия) и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Давайте вместе разберемся и изучим ошибки, которые ваш ребёнок допускает в тетради.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Причины возникновения дисграфии могут быть различными:

  • патологии беременности,
  • родов, асфиксии,
  • детские инфекции,
  • длительные соматические заболевания,
  • неправильная речь окружающих,
  • дефицит речевых контактов,
  • двуязычие в семье,
  • недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом - выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок.

В письменных работах младших школьников часто встречаются такие специфические ошибки, как:

- многочисленные пропуски букв, чаще гласных;

- повторение одной и той же буквы (пироп вместо пирог);

- замена букв (луди вместо люди, быра вместо дыра);

- недописывание слов или букв, перестановка слогов (рабабан вместо барабан);

- ошибки в ударных слогах (содик вместо садик);

- зеркальное написание букв;

- отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;

- затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;

- «корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

Как помочь детям с дисграфией?

Детям с дисграфией  необходима помощь специалиста-логопеда. Но без помощи родителей, одному ребенку не справиться.

Если ребенок с нарушением письма будет настойчиво заниматься, то ему вполне по силам преодолеть это нарушение. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Но суть занятий с логопедом одна - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Запомните, что большое количество диктантов, постоянные переписывания домашних и классных работ, а также зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

Помните, дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, родителей и обучающегося. Только ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...

"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения.  Нарушения письма и чтения являются достаточно распростра­ненными среди учащихся  массовых школ, ...

Дисграфия и дислексия как специфические нарушения письменной речи.

Дорогие родители! Эта статья для тех, кто столкнулся с трудностями школьного обучения по русскому языку и чтению. Ребенок не может самостоятельно делать уроки, плохо читает, делает «глупые» ошибки, не...

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...