Логопедический массаж языка при орофациальных расщелинах
консультация по логопедии
Нарушения произношения и трудности его восстановления у детей с расщелинами верхней губы и неба обусловлены нарушением нёбно-глоточного смыкания и наличием зубочелюстных деформаций. Они определяют аномальные резонансно-акустические характеристики процесса артикуляции, которые в свою очередь приводят к формированию компенсаторных патологических изменений в дыхании, структуре органов артикуляции (прежде всего, языка), организаций артикуляторных движений, фонаций.
Нарушение работы любого звена системы речеобразования или органов артикуляции приводит к нарушению деятельности системы в целом. Известно, что одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке. Это свойство имеет большое значение в формировании речи у детей с расщелиной нёба. Длительная вынужденная адаптация нервных структур, участвующих в процессе речеобразования, к необычным условиям, определяемым расщелиной нёба, приводит к формированию патологических компенсаторных артикуляторных программ, которые закрепляются в ЦНС. В то же время, способность нервной системы к адаптации является основой всех реабилитационных мероприятий, что определяет тенденцию к более ранней реабилитации детей с расщелиной нёба. В качестве одного из коррекционных методов, используемых в реабилитационной практике, на всех её этапах, включая самые ранние, является массаж, как совокупность приёмов механического дозированного воздействия путём трения, давления, вибрации, поглаживания. Логопедический массаж относится к местному, так как локализуется в области артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж языка при орофациальных расщелинах
Нарушения произношения и трудности его восстановления у детей с расщелинами верхней губы и неба обусловлены нарушением нёбно-глоточного смыкания и наличием зубочелюстных деформаций. Они определяют аномальные резонансно-акустические характеристики процесса артикуляции, которые в свою очередь приводят к формированию компенсаторных патологических изменений в дыхании, структуре органов артикуляции (прежде всего, языка), организаций артикуляторных движений, фонаций.
Нарушение работы любого звена системы речеобразования или органов артикуляции приводит к нарушению деятельности системы в целом. Известно, что одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке. Это свойство имеет большое значение в формировании речи у детей с расщелиной нёба. Длительная вынужденная адаптация нервных структур, участвующих в процессе речеобразования, к необычным условиям, определяемым расщелиной нёба, приводит к формированию патологических компенсаторных артикуляторных программ, которые закрепляются в ЦНС. В то же время, способность нервной системы к адаптации является основой всех реабилитационных мероприятий, что определяет тенденцию к более ранней реабилитации детей с расщелиной нёба. В качестве одного из коррекционных методов, используемых в реабилитационной практике, на всех её этапах, включая самые ранние, является массаж, как совокупность приёмов механического дозированного воздействия путём трения, давления, вибрации, поглаживания. Логопедический массаж относится к местному, так как локализуется в области артикуляционного аппарата.
Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ. В логопедической практике используется массаж нёбной занавески, верхней губы, массаж нёба в дооперационный и послеоперационный период, массаж языка. Все дети с врождённой расщелиной верхней губы и нёба нуждаются в логопедическом массаже.
Дети с расщелинами нёба во время кормления отжимают соску корнем языка к фрагментам нёба, что приводит к гипертрофии языка. Происходит неосознанное сдвигание тела языка назад, с тем, чтобы прикрыть корнем языка расщелину, разобщить ротовую и носовую полости. Корень языка напрягается и поднимается кверху. Вялый кончик языка размещается в середине ротовой полости и не участвует в артикуляции. У детей с расщелинами нёба часто наблюдается укорочение уздечки языка.
Среди средств, применяемых для активизации и нормализации деятельности языка и его расположения в ротовой полости, важное значение имеет массаж. Он рекомендуется детям старше четырёх лет, так как у детей более раннего возраста патологическая позиция языка и мышечная деформация не сформированы.
При проведении массажа язык должен быть расслаблен и находиться в районе нижней губы. Массаж проводится два раза в день до еды продолжительностью до пяти минут. Каждый приём массажа чередуется с поглаживанием. Выполняя массаж, необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребёнку и дифференцируемые требования. Интенсивность массажа должна нарастать постепенно, от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
- продольное поглаживание (указательным пальцем производятся движения от средней части к кончику языка);
- поперечное поглаживание (указательным пальцем производятся движения из стороны в сторону);
- щипцеобразное поглаживание (указательным и большим пальцами производятся лёгкие пощипывания тела языка от средней части к кончику языка, который прощипывается дольше).
Каждый приём выполняется в течение десяти – двадцати секунд.
- растирание штрихованием (указательным пальцем производятся короткие поступательные движения с лёгким надавливанием и смещением тканей продольно и поперечно от средней части к кончику языка);
- растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в противоположных направлениях в области средней части и кончика языка. Между пальцами образуется крохотный валик из массируемой ткани);
- разминание надавливанием (указательным пальцем производятся различные надавливающие движения в области средней части и кончика языка);
- разминание продольное и поперечное (производятся перекатыванием двух фаланг указательного пальца вдоль и поперёк тела языка в области спинки и кончика);
- вибрация похлопыванием (указательным пальцем лёгкими движениями по телу языка от боковых поверхностей к середине;
- вибрация пунктированием («пальцевой душ») (кончиками указательных пальцев обеих рук производятся движения подобные выбиванию дроби на барабане в области средней части и кончика языка.
Приёмы массажа выполняются в течение десяти – пятнадцати секунд.
Техника массажа основывается на общепринятых приемах и опыте коллег-специалистов. Массаж проводится с соблюдением необходимых гигиенических требований в спокойной атмосфере, может сопровождаться дружелюбным общением с ребёнком. Необходимо обучение матери некоторым приёмам массажа для дублирования его в домашних условиях.
Правильно организованный массаж, индивидуально подобранные приёмы, дозировка и сроки проведения массажа окажут положительное влияние на эффективность всего процесса комплексной логопедической помощи детям с ринолалией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...
Что такое логопедический массаж и чем он полезен?
Консультация предназначена для родителей дошкольников. В доступной форме описывается необходимость логопедического массажа на органы артикуляции. Предлагаются элементы массажа кистей рук, которые могу...
Приёмы логопедического массажа.
Даны некоторые приёмы логопедического массажа....
Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».
Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....
Логопедический массаж при дизартрии
Описание приемов массажа языка, щёк, губ ребенку с ДЦП со спастической тетраплегией с тяжелой формой псевдобульбарной дизартрии...