Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2023-2024 учебный год
материал по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2023-2024 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-2024_uch_god.docx82.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Аналитическая справка о работе учителя – логопеда Поддубновой А.П.

за 2023-2024 учебный год  с обучающимися с ОВЗ

Реализация программ коррекционной работы НОО и ООО. Психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ. Профилактическая работа с обучающимися.

       Итоговая  диагностика речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  классов проводилась с 15.04.2024 по 26.04.2024по методике обследования речи на основе рекомендаций Ястребовой. Обследовано 12  учащихся.

       Задачи обследования: выявление уровня актуального развития компонентов речевой системы, определение основных направлений коррекционной работы. Все обучающиеся посещают фронтальные и индивидуальные занятия. Исходя из выявленных нарушений, были определены цель и задачи коррекционной логопедической работы на учебный год.

     Анализируя данные первичной и промежуточной диагностики, отмечается положительная динамика.

Динамика коррекционно - развивающего процесса

Фонематический слух.

        Обучающиеся могут определить на слух наличие или отсутствие заданного звука в ряду других звуков и в слове. Подбирают правильно слова на заданный звук.

        На середину учебного года: средний уровень развития  у  2- 17% ; уровень ниже среднего 9 – 75%, низкий уровень - у 1-8% обучающихся

        На конец учебного года: средний уровень развития  у  4- 33%; уровень ниже среднего 8 – 67% .

Диаграмма № 1

 Языковой анализ.

        Обучающиеся могут делить слова на слоги, определить количество. Определяют количество звуков в словах. Дифференцируют понятия «звук» - «слог», «слог» - «слово». Выделяют предлоги как отдельные слова.         

        По результатам промежуточной диагностики на среднем уровне  1-8%  обучающихся На уровне ниже среднего  8-67%, на низком уровне 3/25%

        По результатам итоговой  диагностики на среднем уровне  3-25%  обучающихся. На уровне ниже среднего  8-67%, на низком уровне 1-8%

         Продолжить работу по развитию языкового анализа и синтеза, потому что есть дети, ниже среднего уровня развития языкового анализа, которые неверно определяют количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяют предлог как отдельное слово). Не всегда  правильно определяют границы слогов.

Диаграмма 2

Лексика.         

        Словарный запас обучающихся значительно увеличился по сравнению с началом учебного года. Обогащён и уточнён словарь прилагательных и глаголов. Обучающиеся могут подобрать по 3 - 4 признака и действиям к предметам, слова используют в более точном значении. Подбирают антонимы и синонимы.

        На среднем уровне развития 4 – 33%, на уровне ниже среднего 8 – 67% Испытывают трудности при подборе определений к существительному, при подборе синонимов допускают ошибки. Неверно образуют новые слова.

        По результатам итоговой диагностики : на среднем уровне развития 4 – 33%, на уровне ниже среднего 8 – 67%  Испытывают трудности при подборе определений к существительному, при подборе синонимов допускают ошибки. Неверно образуют новые слова.

 Диаграмма №3.

Грамматический строй. Обучающиеся могут составить предложение по картинке, из слов в начальной форме. Увеличилось количество слов во фразах. Допускают меньше ошибок в грамматическом оформлении фразы. Владеют навыками словообразования и словоизменения.  По результатам промежуточной  диагностики на  среднем уровне развития 4-33% , уровень развития ниже среднего  8-67%  

        По результатам итоговой  диагностики на  среднем уровне развития 5-42% , уровень развития ниже среднего  7-58%

 Диаграмма №4.

Связная речь. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок самостоятельно составляют рассказ. Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При пересказе правильно воспроизводят текст, но иногда требуется помощь педагога и наводящие вопросы. Правильно формулируют основную мысль, последовательно, но с сокращениями  строят пересказ. На среднем уровне развития связной речи 2-17% обучающихся, на уровне ниже среднего 9-75%, на низком уровне - 1/8%

По результатам итоговой диагностики: на среднем уровне развития связной речи 4-33% обучающихся, на уровне ниже среднего 8-67%.

Диаграмма №5.

Обследование письменной речи показало, что у обучающихся имеются различные нарушения письменной речи. В общей картине нарушений ведущими являются пропуски и замены букв (как гласных, так и согласных, оппозиционных по различным признакам), нарушение дифференциации предлогов и приставок, несоблюдение иероглифического принципа письма, неправильное употребление окончаний, пропуски букв и слогов, недописывание букв и слогов,замена одной буквы на другую, слитное написание слов и их произвольное деление, неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений и др.)

На уровне ниже среднего - 9-75% обучающихся, на среднем уровне 2/17%

По результатам итоговой диагностики: на уровне ниже среднего - 9-75% обучающихся, на среднем уровне 2/17% , на низком уровне -1-8%

Диаграмма №6.

Чтение. При чтении обучающиеся допускают следующие ошибки -  пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, меняют буквы местами, пропускают начальные слоги слов. Понимание прочитанного с неточностями. Сложно составить пересказ, требуется постоянная помощь педагога.

На уровне ниже среднего - 10/84% , на низком уровне 1/8% , на среднем уровне 1/8%

По результатам итоговой диагностики: на уровне ниже среднего - 10/84%, на низком уровне 1/8%, на среднем уровне 1/8%

Диаграмма №7.

Основные трудности, выявленные у детей:

- несформированность внимания. (гиперактивность ребёнка, неумение контролировать своё поведение, несобранность, повышенная отвлекаемость. Становится более выраженными  при увеличении умственных нагрузок)

- несформированность слогового, звукового анализа и синтеза. (сложность в определении последовательности, места и количество слогов и звуков в слове (анализ)

- нарушение слоговой структуры слова. ( возникают сложности при  произнесении слов со сложной слоговой структурой,  трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов)

Причины недостаточной динамики:

-   сложность речевой патологии, родители не консультируют детей у невролога (сочетание дизартрии);

 -  различные по степени выраженности патологии ЦНС у детей (сведения получены из бесед с родителями). Дети соматически ослаблены, быстро утомляются, концентрация внимания падает; недостаточное созревание речевых зон головного мозга.

Задачи на II полугодие:

- отработка содержательной стороны предложения;

- формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции

- развитие интонационных умений

- формирование грамматического плана предложений

-развитие умения составлять связные высказывания (устанавливать последовательность событий, отбирать языковые средства для составления высказывания);

-совершенствовать коммуникативные навыки.

Учитель-логопед                                                         А.П. Поддубнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы...

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками

Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками...

Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи,направления,формы коррекционной работы....

Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2021-2022 учебный год

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2021-2022 учебный год...

Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2022-2023 учебный год

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2022-2023 учебный год...