Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2022-2023 учебный год
материал по логопедии
Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_uch_god.docx | 74.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты логопедического обследования на начало учебного 2022-2023 учебного года
Реализация программ коррекционной работы НОО и ООО. Психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ. Профилактическая работа с обучающимися.
Достижение поставленных на начало года целей и задач.
Цель работы – своевременнное выявление, предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, имеющих трудности в обучении.
Задачи:
- Логопедическое обследование нарушений устной и письменной речи, препятствующие полноценному овладению навыками правильного чтения и грамотного письма
- Выявление уровня речевого, познавательного развития, индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития с учётом структуры речевого дефекта.
- Взаимодействие с родителями с целью организации благоприятных условий для преодоления обучающимися речевых нарушений и трудностей в овладении письмом и чтением.
- Взаимодействие со специалистами школы для отслеживания дианмки коррекционной работы.
Эффективность мероприятий, направленных на достижение целей и задач направления.
В течении года проводилась коррекционная работа с детьми с ОВЗ, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.
У детей были выявлена следующая положительная динамика: улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, пополнился словарный запас, улучшились навыки чтения и письма.
Текущий (стартовый, итоговый и др.) мониторинг деятельности.
Итоговая диагностика речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья классов проводилась с 17.04.2023 по 28.04.2023 по методике обследования речи на основе рекомендаций Ястребовой. Обследовано 15 учащихся.
Задачи обследования: выявление уровня актуального развития компонентов речевой системы, определение основных направлений коррекционной работы. Анализируя данные первичной и промежуточной диагностики, отмечается положительная динамика.
Фонематический слух. Обучающиеся могут определить на слух наличие или отсутствие заданного звука в ряду других звуков и в слове. Подбирают правильно слова на заданный звук. На конец учебного года наблюдается положительная динамика уровня развития фонематического слуха. Средний уровень -13%, уровень ниже среднего -87%
Диаграмма № 1
Языковой анализ. Обучающиеся могут делить слова на слоги, определить количество. Определяют количество звуков в словах. Дифференцируют понятия «звук» - «слог», «слог» - «слово». Выделяют предлоги как отдельные слова. По результатам итоговой диагностики на среднем уровне 26% обучающихся На уровне ниже среднего 67% Продолжить работу по развитию языкового анализа и синтеза, потому что есть дети, ниже среднего уровня развития языкового анализа, которые неверно определяют количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяют предлог как отдельное слово). Не всегда правильно определяют границы слогов.
Диаграмма 2
Лексика. Словарный запас обучающихся значительно увеличился по сравнению с началом учебного года. Обогащён и уточнён словарь прилагательных и глаголов. Обучающиеся могут подобрать по 3 - 4 признака и действиям к предметам, слова используют в более точном значении. Подбирают антонимы и синонимы. На среднем уровне развития 67%, на уровне ниже среднего 23%. Испытывают трудности при подборе определений к существительному, при подборе синонимов допускают ошибки. Неверно образуют новые слова.
Диаграмма №3.
Грамматический строй. Обучающиеся могут составить предложение по картинке, из слов в начальной форме. Увеличилось количество слов во фразах. Допускают меньше ошибок в грамматическом оформлении фразы. Владеют навыками словообразования и словоизменения. По результатам и итоговой диагностики на среднем уровне развития 73% ,уровень развития ниже среднего 27%
Диаграмма №4.
Связная речь. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок самостоятельно составляют рассказ. Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При пересказе правильно воспроизводят текст, но иногда требуется помощь педагога и наводящие вопросы. Правильно формулируют основную мысль, последовательно, но с сокращениями строят пересказ. На среднем уровне развития связной речи 27% обучающихся, на уровне ниже среднего 73%
Диаграмма №5.
Обследование письменной речи показало, что у обучающихся имеются различные нарушения письменной речи. В общей картине нарушений ведущими являются пропуски и замены букв (как гласных, так и согласных, оппозиционных по различным признакам), нарушение дифференциации предлогов и приставок, несоблюдение иероглифического принципа письма, неправильное употребление окончаний, пропуски букв и слогов, недописывание букв и слогов,замена одной буквы на другую, слитное написание слов и их произвольное деление, неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений и др.)
На уровне ниже среднего - 93% обучающихся, на среднем уровне - 7% обучающихся
Чтение. При чтении обучающиеся допускают следующие ошибки - пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, меняют буквы местами, пропускают начальные слоги слов. Понимание прочитанного с неточностями. Сложно составить пересказ, требуется постоянная помощь педагога.
На уровне ниже среднего - 73% обучающихся, на среднем уровне - 27% обучающихся.
На конец учебного года (апрель 2023г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. Большинство учащихся (13 учеников) с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 86%. Незначительная динамика наблюдалась у 2 учеников – 14%
Проблемы и трудности, возникшие во время осуществления деятельности. Пути решения.
Во время работы были выявлены следующие трудности:
- речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и совместная работа в едином направлении с педагогом – психологом;
- различные по степени выраженности патологии ЦНС у детей (сведения получены из бесед с родителями);
- пропуск занятий по болезни или другим причинам, даже уважительным- отмечается замедление темпов динамики коррекционного воздействия, возврат к прежнему уровню развития;
- недостаточный самоконтроль при выполнении заданий и снижение уровня высших психических функций (памяти, внимания, мышления)
Охват участников образовательных отношений (обучающиеся, родители (законные представители, педагогические работники).
В начале года 16 обучающихся детей с ОВЗ посещали коррекционные занятия
В конце года 15 обучающихся детей с ОВЗ посещали коррекционные занятия
С родителями обучающихся в рамках консультативного направления проводилось:
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались необходимые рекомендации;
- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по возникающим вопросам, связанным с обучением детей с ОВЗ (с нарушениями речи).
С педагогом-психологом проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК, было проведено совместное обсуждение результатов логопедического и психологического обследование и определения путей коррекционного взаимодействия.
План работы на следующий этап, учебный год.
1. Проведение ПМПК совместно с учителями-предметниками, работающие с детьми с ОВЗ
2. Участие учителей- предметников при проведении консультации с родителями ОВЗ.
3. Вести более тесное сотрудничество с учителями старших классов через консультации и просветительско- профилактической работы
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2022-2023 учебный год, результаты диагностики обучающихся, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий 2023-2024 учебный год.
Учитель-логопед (А.П. Поддубнова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы...
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками
Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками...
Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР
Задачи,направления,формы коррекционной работы....
Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2021-2022 учебный год
Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2021-2022 учебный год...
Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2023-2024 учебный год
Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2023-2024 учебный год...