Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2021-2022 учебный год
материал по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021-_2022_uch_god.docx315.41 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программ коррекционной работы НОО и ООО. Психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ. Профилактическая работа с обучающимися.

 Достижение поставленных на начало года целей и задач.

Цель работы – своевременнное выявление, предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, имеющих трудности в обучении.

Задачи:

  1. Логопедическое обследование нарушений устной и письменной речи, препятствующие полноценному овладению навыками правильного чтения и грамотного письма
  2. Выявление уровня речевого, познавательного развития,  индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития с учётом структуры речевого дефекта.
  4. Взаимодействие с родителями с целью организации благоприятных условий для преодоления обучающимися речевых нарушений и трудностей в овладении письмом и чтением.
  5.  Взаимодействие со специалистами школы  для отслеживания дианмки коррекционной работы.

Эффективность мероприятий, направленных на достижение целей и задач направления.

        В течении года проводилась коррекционная работа с детьми с ОВЗ, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.

        У детей были выявлена следующая положительная динамика: улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, пополнился словарный запас, улучшились навыки чтения и письма.

Текущий (стартовый, промежуточный, итоговый и др.) мониторинг деятельности.

       Промежуточная диагностика речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  классов проводилась с 13.12.2021 по 24.12.2021 по методике обследования речи на основе рекомендаций Ястребовой. Обследовано 15  учащихся.

       Задачи обследования: выявление уровня актуального развития компонентов речевой системы, определение основных направлений коррекционной работы.     Анализируя данные первичной и промежуточной диагностики, отмечается положительная динамика.

Фонематический слух. Обучающиеся могут определить на слух наличие или отсутствие заданного звука в ряду других звуков и в слове. Подбирают правильно слова на заданный звук. На конец учебного года: Средний уровень развития  у 6 - 43%

 Языковой анализ. Обучающиеся могут делить слова на слоги, определить количество. Определяют количество звуков в словах. Дифференцируют понятия «звук» - «слог», «слог» - «слово». Выделяют предлоги как отдельные слова. По результатам промежуточной диагностики на среднем уровне  6-43%  обучающихся  На уровне ниже среднего  8-57% . Продолжить работу по развитию языкового анализа и синтеза, потому что есть дети, ниже среднего уровня развития языкового анализа, которые неверно определяют количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяют предлог как отдельное слово). Не всегда  правильно определяют границы слогов.

Лексика. Словарный запас обучающихся значительно увеличился по сравнению с началом учебного года. Обогащён и уточнён словарь прилагательных и глаголов. Обучающиеся могут подобрать по 3 - 4 признака и действиям к предметам, слова используют в более точном значении. Подбирают антонимы и синонимы. На среднем уровне развития 4 – 29%, на уровне ниже среднего 10 – 71%. Испытывают трудности при подборе определений к существительному, при подборе синонимов допускают ошибки. Неверно образуют новые слова.  

Грамматический строй. Обучающиеся могут составить предложение по картинке, из слов в начальной форме. Увеличилось количество слов во фразах. Допускают меньше ошибок в грамматическом оформлении фразы. Владеют навыками словообразования и словоизменения.  По результатам промежуточной  диагностики на  среднем уровне развития 4-29%, уровень развития ниже среднего  10-71%.

Связная речь. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок самостоятельно составляют рассказ. Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При пересказе правильно воспроизводят текст, но иногда требуется помощь педагога и наводящие вопросы. Правильно формулируют основную мысль, последовательно, но с сокращениями  строят пересказ. На среднем уровне развития связной речи 1-7% обучающихся, на уровне ниже среднего 13-93%

Обследование письменной речи показало, что у обучающихся имеются различные нарушения письменной речи. В общей картине нарушений ведущими являются пропуски и замены букв (как гласных, так и согласных, оппозиционных по различным признакам), нарушение дифференциации предлогов и приставок, несоблюдение иероглифического принципа письма, неправильное употребление окончаний, пропуски букв и слогов, недописывание букв и слогов,замена одной буквы на другую, слитное написание слов и их произвольное деление, неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений и др.)

На уровне ниже среднего - 14-100% обучающихся .

Чтение. При чтении обучающиеся допускают следующие ошибки -  пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, меняют буквы местами, пропускают начальные слоги слов. Понимание прочитанного с неточностями. Сложно составить пересказ, требуется постоянная помощь педагога.

На уровне ниже среднего - 14/100%.

Данные представлены в диаграмме №1.

Диаграмма №1

Сравнительная диагностика коррекционно - развивающей работы

На конец учебного года (май 2022г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. Большинство учащихся (13 учеников) с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 86%. Незначительная динамика наблюдалась у 2 учеников – 14%

Проблемы и трудности, возникшие во время осуществления деятельности. Пути решения.

Во время работы были выявлены следующие трудности:

  • речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и  носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и совместная работа в едином направлении  с педагогом – психологом;
  • различные по степени выраженности патологии ЦНС у детей (сведения получены из бесед с родителями);
  • пропуск занятий по болезни или другим причинам, даже уважительным- отмечается замедление темпов динамики коррекционного воздействия, возврат к прежнему уровню развития;
  • недостаточный самоконтроль при выполнении заданий и снижение уровня высших психических функций (памяти, внимания, мышления)

Охват участников образовательных отношений (обучающиеся, родители (законные представители, педагогические работники).

        В начале года 15 обучающихся детей с ОВЗ посещали коррекционные занятия

        В конце года 14 обучающихся детей с ОВЗ посещали коррекционные занятия  

        С родителями обучающихся в рамках консультативного направления проводилось:

  - индивидуальные и групповые консультации  по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались необходимые рекомендации;

 -  индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

-  консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по возникающим вопросам, связанным с обучением детей с ОВЗ (с нарушениями речи).

             Также в течении года было организовано взаимодействие с педагогами (учителями, специалистами), которые проводили занятия с детьми с ОВЗ (ознакомление с результатами обследования, динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы)

 С педагогом-психологом проводили совместное обследование детей и оформление необходимой  документации для ПМПК, было проведено совместное обсуждение результатов логопедического и психологического обследование  и определения путей коррекционного взаимодействия.

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

процесса  по  вопросам  речевого  онтогенеза  и  дизонтогенеза,  создания

речевой  развивающей  среды,  по  возникающим  проблемам,  связанным  с

развитием обучением  и  воспитанием  детей  с  ОВЗ  (с  нарушениями  речи)  в

процессе реализации инклюзивной практики.  

Консультативную  помощь  получили  родители  троих  будущих

первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.

В  кабинете  имеется  стенд  «Информация  для  родителей»,  материал

которого регулярно обновляется

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала  участие  в  заседаниях  педагогического  совета  и

методического  объединения  учителей  начальной  школы  согласно  плану

работы  школы,  где  сообщала  о  результатах  логопедического  обследования

учеников  начальной  школы,  о  зачислении  на  логопедические  занятия,  о

результативности занятий

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала  участие  в  заседаниях  педагогического  совета  и

методического  объединения  учителей  начальной  школы  согласно  плану

работы  школы,  где  сообщала  о  результатах  логопедического  обследования

учеников  начальной  школы,  о  зачислении  на  логопедические  занятия,  о

результативности занятий

План работы на следующий этап, учебный год.

         В связи с выявленными трудностями детей по результатам логопедического обследования, в следующем году будут продолжены следующие направления коррекционной работы:

  • Коррекция устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

- отработка содержательной стороны предложения;

- формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли

- развитие интонационных умений

- формирование грамматического плана предложений

-развитие умения составлять связные высказывания (устанавливать последовательность событий, отбирать языковые средства для составления высказывания);

-совершенствовать коммуникативные навыки.

  • повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ. Пройти обучение «Нейропсихологический подход в речевом развитии ребенка» 
  • совершенствовать работу по развитию связной речи и формированию словаря с целью подготовки к сдаче устного экзамена по русскому языку;
  • вести более тесное сотрудничество с учителями старших классов через консультации и просветительско- профилактической работы

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу  за 2021-2022 учебный год, результаты диагностики обучающихся, можно сделать вывод, что задачи, поставленные  в начале учебного года, решены  

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий 2022-2023учебный  год.

Учитель-логопед                                                                Поддубнова А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы...

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками

Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками...

Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи,направления,формы коррекционной работы....

Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2022-2023 учебный год

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2022-2023 учебный год...

Отчет о коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ за 2023-2024 учебный год

Отчет о коррекционно- развивающей работе за 2023-2024 учебный год...