Презентация "Обследование в рамках работы школьного логопеда"
презентация к уроку по логопедии
Делюсь своим опытом логопедического обследования для начинающих логопедов.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.
Логопедическое обследование – это комплексная диагностика состояния речевой деятельности.
Цель настоящего мероприятия – выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определения их причин, характера, глубины и степени, а также установления компенсаторных механизмов организма и построения маршрута индивидуальной коррекционной помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_uchitelya-logopeda.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы логопедического обследования: 1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ 2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ 3 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ 4 5 ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП 1 Задачи: сбор анамнестических данных; выяснение запроса родителей; выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка. Виды деятельности: 1 . Изучение медицинской и педагогической документации 2. Изучение работ ребенка 3. Беседа с родителями
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2 Задачи : выявление языковых средств, сформированных к моменту обследования; выявление языковых средств, не сформированных к моменту обследования; выявление характера несформированности языковых средств; определение видов речевой деятельности, в которых проявляются недостатки (говорении, аудировании , чтении, письме); выявление факторов, влияющих на проявления речевого дефекта. Методы логопедического обследования беседа с ребенком; наблюдение за ребенком; педагогический эксперимент; игра.
Комплексный подход. Целостный, системный анализ Индивидуальный и дифференцированный подход От общего к частному Принципы логопедического обследования :
Общие сведения о ребёнке. Строение органов артикуляции. Обследование состояния мимической мускулатуры. Общая моторика. Координация движений. Обследование звукопроизношения. Обследование фонетического слуха. Обследование навыков звукового анализа. Обследование понимания речи. Обследование активного и пассивного словаря. Обследование грамматического строя речи. Обследование самостоятельной речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. Схема логопедического обследования:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП 3 ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ 1. Фамилия, имя, возраст 2. Школа 3. Домашний адрес 4. Дата зачисления в логопедический пункт 5. Успеваемость (к моменту обследования) 6. Жалобы учителей и родителей 7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): 8. Состояние слуха: 9. Данные о ходе развития речи: 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний) а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов. Привести примеры в) Произношение и различение звуков: 1) произношение звуков: искажение, замена и смешение отдельных звуков 2) различение оппозиционных звуков 3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры) г) темп и внятность речи 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные работы прилагаются к речевой карте). 14. Чтение а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами) б) ошибки при чтении в) понимание прочитанного 15. Проявление заикания а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.); б) сформированность языковых средств; в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения 16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту) 17. Заключение логопеда 18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта)
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 4
ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЕЯ РОДИТЕЛЕЙ 5 Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка. Требования к информированию родителей: беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку; беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
Диагностические методики обследования речевого развития учащихся 1-4 классов Обследование устной речи Обследование навыков чтения и письма «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Фотекова Т.А. «Альбом для логопеда» Иншакова О.Б. «Обследование речи детей 6-7 лет» Мазанова Е.В. Альбомы Смирнова И.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» Волкова Г.А. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Фотекова Т.А., Ахутина Т.В «Нейропсихологическая диагностика, письма и чтения младших школьников» Иншакова О.Б., Ахутина Т.В «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников» Садовникова И.Н. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция устной и письменной речи у детей 5-10 лет» Азова О.И.
«МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ИНШАКОВОЙ О.В .
«НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» САДОВНИКОВА И.Н.
ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ФОТЕКОВОЙ Т.А.
«ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ЛАЛАЕВА Р.И. ВЕНЕДИКТОВА Л.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/
Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...
Логопедическая служба в МОУ «Ялгинская СОШ» . Особенности работы школьного логопеда.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работа...
Применение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ школьного ЛОГОПЕДА
Практические советы учителя-логопеда...
Здоровьесбережение в работе школьного логопеда
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.Даннаяпрезентация содержит информацию об основных направлениях здоровьесбережение в работе ш...
Годовой план работы школьного логопеда
Годовой план работы школьного логопеда....
Нейропсихологические технологии в работе школьного логопеда.
Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в к...
Использование схем и алгоритмов в работе школьного логопеда
Схемы и алгоритмы для работы с учащимися, которые плохо владеют учебной терминологией, с трудом формулируют правила правописания, осваивают и применяют их, что проявляется в большом количестве ошибок ...