Картотека нейроупражнений
картотека по логопедии

Манцырева Алена Петровна

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, переключаемости, координации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека нейроупражнений

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР)

Подготовила:  учитель-логопед Манцырева А.П.

Варианты нейроигр

- «Цветочек»

Цель: развитие межполушарных связей.

Ход игры: сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

- «Коза-корова»

Цель: развитие межполушарных связей.

Ход игры: Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

(указательный и мизинец не согнуты в кулак).

  • Приглашаются 4 участника для выполнения игры «Поймай облачко» Цель:        развивать        общую        и        мелкую моторику,        ориентировку        в пространстве, произвольное внимание.

Задачи: развить концентрацию внимания, память, координацию, межполушарное взаимодействие, развить самоконтроль, развить внимание зрительно-пространственные и моторные навыки, контроль руки, развить ориентировку в пространстве.

Дети стоят друг напротив друга с «облачком» (целофановый пакет с воздухом) в руках. Затем подбрасывают свое «облачко» вверх над головой и перебегают на противоположную сторону стараясь поймать «облачко» второго игрока.

  • Приглашаются 2 участника для выполнения игры «Фуникулер».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

Задачи: развить концентрацию внимания, память, координацию, межполушарное взаимодействие, развить самоконтроль, развить внимание зрительно-пространственные и моторные навыки, контроль руки, развить ориентировку в пространстве.

Педагог: Ребята пойдем в горы? Дети: Да.

Педагог: Тогда садимся в фуникулер, который нас довезет до верхушки горы. «Приехали-пересели-поехали» 3р.

Упражнения,поднимающие тонус коры полушарий  мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

  • Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
  • Указательными    и    средними    пальцами     обеих     рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
  • Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
  • «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)

  • Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
  • «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
  • «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
  • «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребѐнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп); У А А (топ, хлоп, хлоп).

Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

  • «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке, нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] –левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы)
  • «Сортировка» если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
  • «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребѐнок достаѐт по одной картинке и кладѐт к определѐнному символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладѐм правой рукой, если в слове звук [Р]- кладѐм левой рукой.
  • «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук "Ы" находится в середине слова — кладѐм картинку к левому домику. Если в слове звук "Ы" находится в конце слова — кладѐм к правому домику.
  • «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребѐнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
  • «Чей звук?» 1 вариант. Ребѐнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Р], нужно положить жѐлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить зелѐный камешек левой рукой.
  • «Чей звук?» 2 вариант. Ребѐнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу (фишки выкладываются в ряд поочерѐдно, в соответствии с услышанным звуком). Если ребѐнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жѐлтую фишку левой рукой.
  • «Скажи и покажи». Ребѐнок поочерѐдно повторяет слова, изображѐнные на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.
  • «Скажи и покажи нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребѐнок поочерѐдно повторяет слова, изображѐнные на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).
  • «Волшебные палочки» Ребѐнок поочерѐдно повторяет слова, изображѐнные на картинках, показывая на неѐ соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелѐной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).
  •  «Где прячется звук?» Ребѐнку необходимо определить позицию заданного звука в слове и отметить камешком, соответствующим образцу.
  • «Угадай кто?» Игра используется для дифференциации личных местоимений 3 лица. Ребѐнок поочерѐдно называет слова, изображѐнные на картинках (на определѐнный автоматизируемый звук). Затем определяет мужской или женский род имѐн существительных обозначая камешком нужного цвета (если женский род – кладѐт розовый камешек правой рукой, если мужской род – голубой камешек левой рукой).
  • «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук "Ы" находится в середине слова — кладѐм картинку к левому домику. Если в слове звук "Ы" находится в конце слова — кладѐм к правому домику.
  • «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребѐнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
  • «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
  • «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  • Упражнения,   улучшающие   контроль   и   регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
  • «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
  • «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку),   если   слышите   звук [У] зажигайте   левый фонарик (открывают левую ладошку).
  • «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  • «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого- либо звука.

  • «Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого- либо звука.

  • «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  • «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  • «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой   в   это   же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  • «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
  • «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в группе продленного дня

Картотека игр поможет вам быстро найти нужную игру....

Картотека поделок по технологии из различных материалов.

Картотека изделий по технологии. Может быть использован как справочник для учителя 1 - 4 классов....

Картотека релаксационных упражнений

Даный материал содержит описание релаксационых упражнений для детей младшего школьного возраста....

Нейроупражнения

Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:увеличивает скорость восприятия и обработки информации;благоприятно влияет на внимание и память;стимулирует кровообращени...

Нейроупражнения

Задачи, решаемые в ходе занятий нейрогимнастики:1. Формирование правильной, четкой речи2. Активизация речевых зон в мозге3. Обучение техникам концентрации внимания, саморегуляции4. Развитие физических...

Нейроупражнения

Задачи, решаемые в ходе занятий нейрогимнастики:1. Формирование правильной, четкой речи2. Улучшение настроения3. Развитие внимания4. Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, гибкос...

Нейроупражнения в работе психолога

Познакомить педагогов, воспитателей, психологов и других специалисов с опытом применения нейроупражнений...