Технология коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Технология коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Цель: Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения. 1. Подготовительный этап 1) Формирование точных движений органов артикуляции: а) с помощью логопедического массажа; б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. 2) Формирование направленной воздушной струи. 3) Развитие мелкой моторики: а) с помощью пальчиковой гимнастики; б) с помощью массажа рук; в) с помощью самомассажа пальцев рук; г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.). 4) Развитие фонематических процессов. 5) Отработка опорных звуков. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков А) Постановка звука. 1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции. 2) Создание артикуляционной базы данного звука. 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. 4) Отработка произнесения изолированного звука. Б) Автоматизация звука. В) Дифференциация звука. 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову). 1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный). 2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); – фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); – фонематические представления. 3) Прием связи звука и буквы. Технология постановки разных групп звуков Выделяют 3 способа постановки звуков: по подражанию (имитативный), механический и смешанный. (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау) Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. Технология формирования речевого дыхания при заикании В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании. Первый этап Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот) Второй этап Формирование длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука. Третий этап Формирование речевого выдоха. Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Технологии формирования речевого дыхания при дизартрии Первый этап: общие дыхательные упражнения Второй этап: речевая дыхательная гимнастика Основные правила дыхательной гимнастики: 1. Нельзя переутомлять ребенка. 2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. 3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота. 4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. 5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении. Технологии коррекции голоса при ринолалии И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голосоведения. Коррекция до операции: 1) Постановка физиологического и фонационного дыхания. 2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба. 3) Коррекция звукопроизношения. Работа над голосом после операции: 1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания. 2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется. Технологии развития интонационной стороны речи при заикании Предлагая технологию работы, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие задачи по нормализации интонационной стороны речи при заикании: 1) Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности). 2) Нормализация процесса речевого паузирования. 3) Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии В программу С.Ф. Иваненко входят следующие упражнения: - по выработке речевого дыхания; - по уточнению и постановке гласных; - по массажу и самомассажу; - по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков; - по формированию речевого слуха; - по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полученные знания о знаках препинания и ударении); - знакомство с понятием «знаки препинания»; - знакомство с понятием «ударение»; - автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетических позициях. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании Задачи: 1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений. Работа включает следующие этапы: 1) Развитие общих представлений о темпе. 2) Развитие восприятия различного темпа речи. 3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи: а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом; в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы. Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии Г.В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способности в виде пошаговых программ: Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную идр.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательнослуховые координации. Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Логопедический массаж Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Материал для начинающих логопедов....
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения
Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения
Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий
Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:• предупреждение речевых, грамматическ...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.1 класс, ФФНР....
Технология коррекции звукопроизношения в работе учителя-логопеда в школе.
Статья повествует об актуальности, целях и задачах данной технологии. Подробно рассказывается о внедрении технологии коррекции звукопроизношения в учебный процесс, а также о планируемых результатах. У...