Игры на автоматизацию звуков
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Игры на логопедических занятиях. Автоматизация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на логопедических занятиях
ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ
Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации главная цель- добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях, в свободной речи.
Доступнее всего это проходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей дошкольников.
Ниже приведены примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциации звуков.
Автоматизация изолированного звука
Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой.
Т.к. для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используется пособие «Дорожка». На данной дорожке имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.
Автоматизация звуков в открытых и закрытых слогах
Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая рука, затем левая. А потом одновременно обе.
Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара, змей, и т.д. Ребенок ставит указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.
«Пальчики здороваются» - на каждый палец ребенка одеваются наперстки с буквами, соединяя пальчики он проговаривает слоги с отрабатываемым звуком.
«Ножки» данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребенок при выполнении этого упражнения должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке:
синий/зеленый кружок, красный кружок.
Если ребенок допускает ошибку в произношении автоматизируемого звука, то возвращается на старт.
Дифференциация звуков в словах
Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Пример: различение С-Ш
В клетке живет старая, умная… КРЫСА
А у нашего, дома совсем старая, дырявая…КРЫША
У строителя на голове… КАСКА
В кастрюле на обед…. КАШКА
«Домик» логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые предметные картинки на 2 домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, а в другом – в котором – нет этого звука.
«Говорящие руки»
Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш, а правую А. Давай попробуем. Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно также правая рука «Обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание осталось прежним.
«Ромашка»
В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные звуки. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы.
«Раз-шажок, два-шажок»
Ребенок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Телеграмма»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называется звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то неправильно повторил звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, игра начинается заново. Упражнение также используется для развития фонематического восприятия.
«Добавляй слог»
Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом.
«Кнопочки»
Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.
В результате систематической коррекционно-логопедической работы с детьми по коррекции звукопроизношения улучшаются как речевые, так и неречевые (внимание, память, мышление) возможности ребёнка. Совершенствуя устную речь, создаётся база для письменной речи, для овладения письмом и чтением, то есть для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры для автоматизации звуков
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Использование подвижных игр...
игры для автоматизации звуков
игры для автоматизации звуков...
Игры по автоматизации звука Л
Игры по автоматизации звуков....
Настольная игра для автоматизации звука Л
Игра предназначена для учащихся 1 класса с ТНР. Автоматизация звука в увлекательной форме...
Игры для автоматизации звука С
Представлены игры, с помощью которых можно автоматизировать с ребёнком звук С....
Игры на автоматизацию звука л
Материал для завкрепления звука л в словах....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ "СОСЧИТАЙ ДО 10"
Увлекательное задание для автоматизации поставленных звуков....