Конспект занятия для ребёнка с ОВЗ: формирование навыка употребления предлогов
методическая разработка по чтению

Анастасия Алексеевна Кузнецова

Конспект занятия для ребёнка с ОВЗ: формирование навыка употребления предлогов

(Для ребёнка с РАС, средней степенью умственной отсталости и частичным сохранением речевой функции).

 

Цель занятия: формирование навыка употребления предлогов на примере предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА», «ПЕРЕД», формирование базового навыка пространственной ориентировки.

Задачи занятия: сформировать понимание предлогов, развить способность выполнять вербальные инструкции с использованием предлогов, сформировать навык правильного употребления предлогов в устной речи.

Методика организации и проведения занятия: индивидуальная: демонстрация, беседа, проверка полученных знаний.

Занятие предполагает преподнесение нового материала с интеграцией его в реальное пространство ребёнка для максимальной возможности использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Содержание занятия:

  1. Вводная часть. Знакомство с предлогами «В», «НА», «ПОД», «ЗА», «ПЕРЕД» с использованием наглядности (натуральные предметы: коробка и плоская игрушка, например, пластиковая птица) и табличек с надписями, соответствующими предлогам. Табличка «В» размещается внутри коробки, табличка «НА», соответственно, на коробке и т. д.

Демонстрация учителем различных положений выбранного предмета относительно коробки с проговариванием предлога. В зависимости от уровня восприятия ребёнком зрительной информации можно усиливать или ослаблять акцент на табличках с надписями. Задача: формирование связи между положением предмета и предлогом.

Также можно разделить ввод предлогов на 2 блока.

  1. Активная часть. Таблички убираются. Ребёнок самостоятельно располагает птицу в соответствии с вербальными инструкциями учителя. При возникновении трудностей можно вернуть таблички либо повторить все возможные расположения птицы с проговариванием предлогов. Также возможны организующая помощь и подсказки. Задача: предоставить ребёнку возможность самостоятельно использовать полученные знания, совершать ошибки и исправлять их, закрепить на практике навык использования предлогов.
  1. Закрепление. Проверка. Результат фиксируется в чек-листе. Ребёнок располагает различные натуральные предметы в соответствии с вербальными инструкциями учителя. Задача: сформировать способность переносить опыт и полученные знания и навыки на новый материал, в живое активное пространство, сформировать понимание принципа использования предлогов без привязки к конкретным предметам.

Коррекционная направленность занятия: формирование понимания значений предлогов и различий между ними на слух, развитие пространственных представлений, развитие усидчивости, совершенствование навыка понимания и выполнения вербальных инструкций.

Особенности деятельности ребёнка на занятии: следование вербальным инструкциям с минимальной организующей подсказкой, выполнение манипуляций с натуральными предметами в пространстве.

Результативность занятия: по окончании занятия ребёнок способен на слух различать предлоги, сопоставлять положение предмета с конкретным предлогом, способен выполнять вербальные инструкции с использованием предлогов в привычной для ребёнка среде (учебный класс, комната, игровое пространство) с использованием знакомых предметов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для ребёнка с ОВЗ: формирование навыка употребления предлогов

(Для ребёнка с РАС, средней степенью умственной отсталости и частичным сохранением речевой функции).

Цель занятия: формирование навыка употребления предлогов на примере предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА», «ПЕРЕД», формирование базового навыка пространственной ориентировки.

Задачи занятия: сформировать понимание предлогов, развить способность выполнять вербальные инструкции с использованием предлогов, сформировать навык правильного употребления предлогов в устной речи.

Методика организации и проведения занятия: индивидуальная: демонстрация, беседа, проверка полученных знаний.

Занятие предполагает преподнесение нового материала с интеграцией его в реальное пространство ребёнка для максимальной возможности использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Содержание занятия:

  1. Вводная часть. Знакомство с предлогами «В», «НА», «ПОД», «ЗА», «ПЕРЕД» с использованием наглядности (натуральные предметы: коробка и плоская игрушка, например, пластиковая птица) и табличек с надписями, соответствующими предлогам. Табличка «В» размещается внутри коробки, табличка «НА», соответственно, на коробке и т. д.

Демонстрация учителем различных положений выбранного предмета относительно коробки с проговариванием предлога. В зависимости от уровня восприятия ребёнком зрительной информации можно усиливать или ослаблять акцент на табличках с надписями. Задача: формирование связи между положением предмета и предлогом.

Также можно разделить ввод предлогов на 2 блока.

  1. Активная часть. Таблички убираются. Ребёнок самостоятельно располагает птицу в соответствии с вербальными инструкциями учителя. При возникновении трудностей можно вернуть таблички либо повторить все возможные расположения птицы с проговариванием предлогов. Также возможны организующая помощь и подсказки. Задача: предоставить ребёнку возможность самостоятельно использовать полученные знания, совершать ошибки и исправлять их, закрепить на практике навык использования предлогов.
  1. Закрепление. Проверка. Результат фиксируется в чек-листе. Ребёнок располагает различные натуральные предметы в соответствии с вербальными инструкциями учителя. Задача: сформировать способность переносить опыт и полученные знания и навыки на новый материал, в живое активное пространство, сформировать понимание принципа использования предлогов без привязки к конкретным предметам.

Коррекционная направленность занятия: формирование понимания значений предлогов и различий между ними на слух, развитие пространственных представлений, развитие усидчивости, совершенствование навыка понимания и выполнения вербальных инструкций.

Особенности деятельности ребёнка на занятии: следование вербальным инструкциям с минимальной организующей подсказкой, выполнение манипуляций с натуральными предметами в пространстве.

Результативность занятия: по окончании занятия ребёнок способен на слух различать предлоги, сопоставлять положение предмета с конкретным предлогом, способен выполнять вербальные инструкции с использованием предлогов в привычной для ребёнка среде (учебный класс, комната, игровое пространство) с использованием знакомых предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида Тема:«Употребление предлогов : В, НА, ОКОЛО по теме «Учебные принадлежности».

Цель: Учить воспринимать, выделять и употреблять предлоги «В», «НА», «ОКОЛО» в словосочетаниях и предложениях по теме «Школа»....

презентация к занятию Тема: «Употребление предлогов : В, НА, ОКОЛО по теме «Учебные принадлежности».

Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов «В», «НА», «ОКОЛО»;Сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык пред...

Конспект занятия в 1 классе по формированию жизнестойкости. Трудности в общении со сверстниками . "Рыжий котенок"

Данное занятие разработано для обучающихся начальной школы. В структуру занятия входит драматизация сказки по формированию у детей жизнестойкости,воспитанию нравственных качеств....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....

Конспект занятия для ребёнка с ОВЗ "Введение в образовательную программу "Эврика"

Данное занятие является вводным, ознакомительным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в  3 классе, желающего заниматься в объединении «Умники и умницы» Цен...

Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия

Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....