Коррекционно - развивающая программа "Развитие мышления и коммуникативной сферы"
рабочая программа по логопедии
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»
Рабочая программа
2023 – 2024 учебный год
коррекционно-развивающих занятий по логопедии
"Развитие мышления и коммуникативной сферы"
(фронтальные занятия)
9 класс
Учитель-логопед Поддубнова Алина Петровна
Учебно – методический комплекс:
Составлена на основе рецензированной программы «Система логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VII вида» / И. И. Рухлова, В. В. Мавлиева, М. В. Михеева, С.Н. Мусточка
Минобразования и науки РФ (нужное подчеркнуть) допущено рекомендовано
Количество часов в неделю. по программе -1 час
Программа | Факт | Доп.часы | ||||||||||
1 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
2 четверть | Количество недель | 8 | Количество часов | 8 | ||||||||
3 четверть | Количество недель | 11 | Количество часов | 11 | ||||||||
4 четверть | Количество недель | 7 | Количество часов | 7 | ||||||||
год | Количество недель | 34 | Количество часов | 34 | ||||||||
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «01» сентября 2023
Пояснительная записка.
Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи обусловлено нарушением устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-8-ых классов с ЗПР.
Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.
Таким образом, учащиеся? страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.
Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
Обучающие
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий:
9 класс (фронтальные занятия) - 34 часа
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Способы определения результативности:
- проведение логопедического обследования в начале и конце учебного го
Планирование фронтальных занятий 9 - х классов
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Примечание |
I четверть | ||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика состояния словаря. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения. | ||||
Дедуктивные и индуктивные умозаклчения. Обобщение слов, выделение части из целого, выводы. | ||||
Дедуктивные и индуктивные умозаклчения. Обобщение слов, выделение части из целого, выводы. | ||||
Частные и общие понятия. | ||||
Частные и общие понятия. | ||||
Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения. | ||||
Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения. | ||||
II четверть | ||||
Построение плана действий Планирование действий. | ||||
Построение плана действий Планирование действий. | ||||
Построение плана действий Планирование действий. | ||||
Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Разбор словосочетания. | ||||
Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Разбор словосочетания. | ||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика состояния словаря. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения | ||||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | ||||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | ||||
III четверть | ||||
Предложения с прямой речью. | ||||
Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа. | ||||
Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа. | ||||
Имя прилагательное Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных | ||||
Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных | ||||
Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных | ||||
Диктант | ||||
Работа над ошибками | ||||
Глагол Виды глаголов. Времена глаголов. | ||||
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Наклонение глаголов. | ||||
Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Наклонение глаголов. | ||||
IV четверть | ||||
Работа с деформированным текстом Предложение. Составление предложений из заданных слов. | ||||
Работа с деформированным текстом Предложение. Составление предложений из заданных слов. | ||||
Диагностика состояния фонематического слуха. Диагностика языкового анализа и синтеза. Диагностика слоговой структуры слов. Диагностика состояния словаря. Диагностика грамматического строя речи. Диагностика связной речи. Диагностика письма: диктант, контрольное списывание Диагностика чтения. | ||||
Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё | ||||
Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё Работа с деформированным текстом Предложение. Составление предложений из заданных слов. | ||||
Восстановление деформированного текста. Анализ предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет.
Предлагаемый учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр может быть использован на уроках в среднем звене.Интеллектуальные игры, представленные в данной программе, могут быть полезными для подр...

Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы детей 7-8 летнего возраста.
Одной из основных задач коррекционно-развивающей помощи является преодоление трудностей в обучении. Обучение на специально организованных занятиях ставит своей целью формирование общ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.
Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ.
Занятие направлено на развитие умения работать в коллективе, повышение психологической безопасности детей, стимулирования внутригрупповой коммуникации....

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...