Профилактика и коррекция нарушений письменной речи
материал по логопедии

Бурчалова Александра Владимировна

Доклад на тему " Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmts.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи»

Выполнила: учитель- логопед Бурчалова А.В

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии..Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.(Р.И.Лалаева (1997)

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

2. Акустическая форма дисграфии.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия.

5. Оптическая дисграфия.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. (Р.И.Лалаева (1997).

Выделяют следующие формы дислексии:

 Фонетическая дислексия.

 Аграмматическая дислексия.

 Мнестическая дислексия.

 Семантическая дислексия.

 Оптическая дислексия.

Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. Процесс овладения письменной речью достаточно сложен. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Нарушение речеслухового анализатора характеризуется ослаблением фонематического слуха, нарушением различения фонем, задержкой в развитии словаря, трудностями в грамматическом оформлении речи,

Дефект речедвигательного анализатора определяется нарушением звукопроизношения, смазаннной, нечёткой речью, что вызывает затруднения в анализе звукового состава слова, затруднения в грамматическом оформлении речи.

Дефект зрительного восприятия приводит к нарушению восприятия зрительного образа буквы, смешению и заменам на письме букв, близких по графическому начертанию.

При нарушениях работы двигательного анализатора не развита мелкая моторика, нет плавности линий, соединений, нечеткое написание букв, медленный темп письма (возможны писчие спазмы).

Самыми распространенными ошибками при письме являются:

- пропуск букв / трва – трава /

- слитное написание предлогов / висит настене – висит на стене /

- замена букв чаще по акустико-артикуляторному сходству / мышка –

миска – мишка / жуки – зуки /

- замена букв по кинетическому сходству / почка- точка /

- пропуск разделительного мягкого знака / деревя – деревья /

- упрощение слоговой структуры слова / настула - наступила /

- искажение слова / юдулис – надулись /

- недописывание букв и слогов / красны – красный /

- отсутствие границ в написанном предложении;
- слитное написание слов в предложении.

Особое место занимает профилактика нарушений. Своевременная и правильная помощь позволяют не только предупредить появление у детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по предметам. Благоприятный период для профилактики нарушений письменной речи - это период обучения грамоте.

Существует множество приемов и способов коррекции и профилактики письменной речи. Вот некоторые из них.

На уровне буквы:

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступать к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный период, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве. Дети должны четко усвоить понятия: «верх-низ», «право-лево».

2. Выкладывание букв из палочек (лепка из пластилина), элементов букв с фиксированным внимание м на то, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.

3. Определение правильных букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные.

4. Ощупывание букв закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква, назвать ее, придумать слова, содержащие эту букву.

5. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

6. Обведение букв по трафаретам, шаблонам, выкладывание контура камушками, ниточкой, проволокой. Эти задания помогают лучше запомнить образ буквы.

7. Систематическое придумывание слов на определенную букву.

8. Реконструирование букв.

На уровне слога:

 Вначале необходимо дать понятие «слово», слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова: союзы и предлоги.

 Работа с предлогами, используя схемы.

 Отгадывание ребусов дает прекрасные возможности для заучивания предлогов их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются.

 Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задание на подбор слова к смысловому ряду:

- по опорным признакам,

- на обобщающие понятия

 Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога в слове.

 Подбор слов к слоговым схемам.

 Подбор слов к схемам с буквами гласных звуков.

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных.

 Составление звуковых схем слов. Дается также и обратное задание: к данным схемам подобрать слова.

 Подбор к данному слову родственных слов.

 Исключение лишних слов из групп слов.

 Составление слов из данных слогов.

 Деление слов на слоги, а затем их перестановка.

 Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.

 Чтение слов в обратном порядке.

 Игра «Слово рассыпалось».

 Игра "Потерялась буква".

 Из букв слова составить новые слова.

 Составление из двух слов одного. Работа со сложными словами.

 Подбор слов к данной рифме.

 Подбор синонимов, антонимов, работа с омонимами.

 Работа со словарными словами.

 Дифференцирование приставок и предлогов.

 Работа с неизменяемыми словами.

На уровне словосочетаний:

 Сочетание существительных и прилагательных:

-подбор к существительному как можно большего количества прилагательных,

-подбор существительного к прилагательному,

- соединение слов, чтобы получились верные словосочетания,

- предъявление сочетаний с пропущенными окончаниями прилагательных.

 Сочетание существительных с глаголами:

- подбор как можно большего количества слов к данному слову,

-подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

 Сочетание существительных с числительными. В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой и вся основа при счете. Необходимо учить верно согласовывать числительные с существительными.

На уровне предложения:

 Составление предложений к схемам и схем к предложениям.

 Выделение границ предложений:

- предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем – более распространенные и близкие по смыслу.

- постановка точек в предложениях на карточках.

 Соединение частей разорванных предложений.

Это задание можно проводить устно и письменно.

 Работа с фразеологизмами.

 Выделение слов в слитном написании предложения

 Исключение слов из предложений для того, чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

 Перестановка слов с целью получения нужной фразы.

На уровне текста:

 Чтение и работа с деформированными текстами.

 Составление рассказов по серии картинок, по одной картинке, по заданному началу или концу текста.

 Определение порядка следования предложений в тексте, расположенных с нарушенной последовательностью.

 Составление рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

 Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР посредством дидактических игр с детскими счетами.

Поиски эффективных приемов и методов коррекции устной речи, профилактики нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников не утратили своей актуальности.Опыт коррекционной работы по...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи....