Ринолалия
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Ринолалия - это расстройство речи, обусловленное анатомическими деформациями органов артикуляции в виде расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба, характеризуется назальным тембром голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rinolaliya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ринолалия. Определение, причины возникновения, механизмы, основные формы.
Ринолалия - это расстройство речи, обусловленное анатомическими деформациями органов артикуляции в виде расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба, характеризуется назальным тембром голоса.
Причины: врожденные встречаются чаще, чем приобретенные. Природа до конца не изучена, но точно установлено, что в организме матери во время беременности на 8 неделе отмечается недостаток белка протеина – и эта недостаточность приводит к ринолалии.
Неблагоприятные факторы:
- эндогенные (наследственность).
- экзогенные (внешнее воздействие – механизм до конца не изучен).
- патология развития матки у матери,
- различные опухоли, фибромы, сужение тазобедренного отдела,
- неудачные аборты,
- физические травмы матери в первую половину беременности,
- серьезные инфекционные заболевания в начале беременности,
- радиоактивное облучение,
- химическое воздействие: наркология, наркомания, алкоголизм, чрезмерное поедание таблеток.
Механизм нарушения при ринолалии:
Первопричина кроется в нарушении анатомической целостности артикуляционного аппарата – это приводит к тому, что у ребенка наблюдается нарушение фонетики – страдает тембр голоса, нарушается звукопроизношение –как следствие нарушение фонематического слуха - это приводит к нарушению фонематического восприятия – дефекты фонематического слуха и восприятия могут привести к нарушениям лексико-грамматического строя речи. Таким образом, при ринолалии мы можем иметь ОНР (I, II, III уровня).
Выделяют 2 формы: открытая и закрытая.
Закрытая - функциональная (подражание, снижение слуха, ринит, орз) и органическая (искривление носовых перегородок, отсутствие носовых ходов: полипы, аденоиды).
Открытая - речь с назальным оттенком, обусловлена анатомическими дефектами в строении твердого неба и мягкого нёба.
Деформация твердого неба – расщелины:
- разной формы – вытянутые, овальные, круглые
- разного размера - маленькие, большие
- месторасположение - левосторонние, правосторонние, центральные, двусторонние, полные и частичные
- сквозные и скрытые (субмукозные).
Деформации мягкого нёба - полное отсутствие, укороченное, расщепление (из 2 сегментов). Мягкое нёбо необходимо для регуляции речевого резонатора (нёбно-глоточный затвор) – это первичные дефекты. Сопутствующие или вторичные дефекты: губы (расщелины полные, частичные, односторонние, двусторонние, субмукозные и сквозные); расщелины лицевых отделов: носа - уплощение ноздрей или отсутствие, неравномерные ходы, искривление носовых перегородок.
Аномалии челюсти: прогнатия, прогения, открытый передний или боковой прикус.
Аномалии зубов.
Большой язык.
Чаще патология идет смешенного характера.
Влияние анатомических дефектов на развитие ребенка: почти все являются искусственниками. Молоко попадает в носовые ходы - гнилостные процессы, страдает ЖКТ, гастриты, дисбактериозы. Плохое питание - не развивается ЦНС, ребенок соматически ослаблен, часто болеет. Из-за расщелин – часто ангины, отиты, снижение слуха. Лечение у ортодонта, стоматолога. Т.к. частые операции, наркозы, болезни – снижение познавательной деятельности вторичного характера.
Состояние речевого развития: из-за нарушений губ - страдает лабиализация гласных. Т.к. язык имеет специфическое положение (поднят к больному месту, а кончик опущен вниз) - нарушается противопоставление гласных по признакам высоты и ряда. Гласные имеют назальный оттенок. Согласные - встречаются все типы нарушений (отсутствие, замены, искажения, смешения) – причины нарушение строения зубного ряда, специфическое положение языка и слабая воздушная струя. Шипящие из нижнего положения, смягчение, из-за деформации зубов – межзубный и боковой сигматизм. Аффрикаты расщепляются. Все звуки с назальным оттенком (тоже и свистящие) Заднеязычные грубо нарушены. Соноры: [л] -нет или замена на [В] или [й], т.к. нет сильной воздушной струи – дефектное [Р]. Дефекты звукопроизношения м.б. обусловлены сопутствующим диагнозом - дизартрией.
Структура дефекта.
1 группа – к этой группе относятся дети, у которых нарушена только голосовая функция, просодика - ринофония (только назальность),
2 группа - к этой группе относятся дети, у которых отмечается назальный тембр речи и дефекты звукопроизношения. Эта группа с фонетическим недоразвитием - ринофония + фонетическое н.р. (назальность + звукопроизношение)
3 группа – к этой группе относятся дети, у которых имеется назальность, нарушено произношение и фонематические процессы - ринофония + ФФНР (назальность + звукопроизношение + фонематический слух).
4гр – к этой группе относятся дети, у которых назальность, нарушено произношение, фонематические процессы и нарушена лексико-грамматическая сторона речи. Это дети с ОНР (ринофония + ОНР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)
Вид занятия: индивидуальное.Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи....
Ринолалия
Материал будет полезен учителям-логопедам, родителям...
Ринолалия. Виды ринолалии
Ринолалия. Виды ринолалииВ большинстве своём папы и мамы считают, что к ринолалии относятся только те случаи, когда у ребёнка так называемые «волчья пасть» (врождённое расщеплени...
Коррекционная работа при ринолалии
Коррекционная работа при ринолалии Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и...
ринолалия
РинолалияРинолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)Звуки ру...