КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
материал по логопедии

Юлия Владимировна Черепанова

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

«Осторожные птицы»

Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».

Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.

«Узнай ягоду»

Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например черная смородина, земляника, малина.

Описание игры. На столе тарелочки с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.

«Узнай цветок»

Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыш, фиалка, сирень.

Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).

«Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1-1,5см).

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.

«Одуванчики»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

«Надуй игрушку»

Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п.

Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.

«Капитаны»

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь,  затем глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Повторить 3-4 раза.

«Часики»

Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

Держу часы в руках,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

Где же, где же, где часы?

Вот они часы мои,

Идут часы вот так!

Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

Повторить 4-6 раз.

«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

Здравствуй, милый мой цветок.

Улыбнулся ветерок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

Повторить 4-5 раз.

«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит:

«Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

Повторить 4-5 раз.

«Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

Посмотри-ка, мой дружок,

Вот какой у нас флажок!

Наш флажок прекрасный,

Ярко-ярко красный.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.

Повторить 4-6 раз.

«Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

Повторить 3-4 раза.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Повторить 3-4 раза.

«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка… Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

Повторить 4-5 раз.

«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Повторить 4-6 раз.

«Снежинки»

Стоя, держать на ладонях кусочки ваты. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

«Повороты»

Стоя, держать руки на поясе. Поворот туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.

Боком – боком, боком – боком,

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

«Зайка скачет»

Стоя, держать руки на поясе. Делать прыжки на месте ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.

Прыг – скок, прыг – скок

Скачут зайки скок – поскок,

На зелененький лужок

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыг зайчонок под кусток!

«Земляничка»

И.п. руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги. Правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги. Левая рука остается на поясе – выдох.

Мы шли, шли, шли

Земляничку нашли

Раз, два, три, четыре, пять

Ищем ягодку опять.

«Перекаты»

И.п. руки держать на поясе. Поднимаемся на носки – вдох, опускаемся – выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо.

Чики - чики – чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка – на дудочке,

Петушок – на будочке,

Зайчик – на тачке,

Мальчик – на собачке!        

«Ныряльщики»

 Цель: выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая    себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.

«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

Игра «Султанчик»

Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.

Игра «Шарик»

Цель: формирование произвольного ротового выдоха.

Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра «Пёрышко»

Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.

Игра «Загони мяч в ворота»

На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют, перекатывая по столу.

Игра «Угадай по запаху» 

на формирование носового вдоха.

Игра «Капелька» -

активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.

Игра « Мой сад»

 -контролировать силу воздушной струи.

В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.

Игра «Катись, карандаш» - 

развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Дуть на карандаш, находящийся на столе.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Погреемся на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуем игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через отверстие игрушки.

«Костер»

 Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Чайник закипел»

 У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом  (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ».

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой. »). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка - маленький») .

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой,

У мышонка - маленький.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития внимания

В данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварит...

Картотека упражнений на развитие дыхания

Подобраны упражнения для развития дыхания ребенка....

Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания

Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания....

Особенности развития неречевого и речевого дыхания у старших дошкольников с умственной отсталостью

Особенности развития неречевого и речевого дыхания у старших дошкольников с умственной отсталостью...

Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания

Подборка материалов по теметичемким группам для развития речевого дыхания....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма (по К. Орфу)

Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими р...