Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма (по К. Орфу)
методическая разработка по логопедии

Василовская Зинаида Викторовна

Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками: пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль, расчески, целлофан, детские погремушки, связки ключей. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды. Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание озвучивать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_na_razvitie_chuvstva_ritma.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма

(по К. Орфу)

Учитель – логопед: Василовская З.В.

г. Ачинск

Пояснительная записка.

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Применение речи в общении с музыкой одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. 

Речевой слух - одна из основ музыкального слуха. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит речевое упражнение. Ритмизированная речь получила в концепции К. Орфа название "речевых упражнений и игр". Речевые упражнения это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звукоритмическую стороны. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские чепуховые рифмы (зне-бепе-оаба, мисли-масли-кумпа-тели) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Любимые детьми, так называемые, ценные рифмы и песни, дают возможность разворачивать данные сюжеты.

Речевые упражнения так же служат эффективным средством развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постоянно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи - артикуляционная игра и игра голосом. Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр.

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Речевые упражнения - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова, подходящего для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующую роль здесь по праву принадлежит "звучащим жестам", но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных инструментов. Особое удовольствие и пользу дети получают, если речевые модели будут украшены выразительной мимикой и жестами.

Занятия с элементами орф педагогики направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Применение речи в общении с музыкой одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом.

С помощью упражнений с элементами орф - педагогики, дети  знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. 

Все упражнения проводятся по подражанию.  В картотеке пордобраны упражнения в четырех направлениях:

1. Игры с хлопками, топаньем, щелчками;

2.Игры с использованием импровизированных музыкальных интрументов  (стаканчики, веревочки, карандаши);

3. Игры с использованием музыкальных инструментов;

4. Элементы музыкального театра.

        Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками: пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль, расчески, целлофан, детские погремушки, связки ключей. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды. Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание озвучивать.

Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений.

 Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:

Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;

Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;

Третий этап - этап закрепления и совершенствования.

Изучая различные виды движения (марш, поскоки, боковой галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.

Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираю соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение “Ускоряя замедляй” дети реагируют на постепенное изменение темпа музыки.  Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец “Янка” с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняю: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.  

Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре “Зеваки и торопыги”. Дети сначала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре “Оркестр”  дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать “четверти”, второй – прыгать “восьмыми”. Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.

В результате использовании “Звучащих жестов” у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение “Мишка косолапый”.

Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии.

Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

Попробуйте придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Все это очень просто!

Игры с хлопками, топаньем, щелчками.

Цель: развитие чувства ритма.

  1. Рукавичка

Из-за леса, из-за гор- притопы всей стопой медлено

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил- быстрые притопы ногами

Рукавичку обронил- показываем ладошку

Мышка по полю бежала- шлепки по коленям

Рукавичку увидала -показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? -стучим кулачком по ладошке

Мышку здесь никто не ждет? -пожимаем плечами

Стала жить - поживать, -хлопки в ладоши

Звонко песни распевать.

Зайка по полю скакал- шлепки по коленям

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет?- стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила.

Как по полю шла лисичка, потирание ладонями

Увидала рукавичку. показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила хлопки согнутыми ладонями

Стала жить там поживать хлопки в ладоши

Пол метелкой подметать.

Мишка по полю гулял, притопы пяткой

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Звери испугалисьпокачивание головой, руки на ушках

В страхе разбежались шлепки по бедрам

  1. Уронили мишку на пол

Уронили мишку на пол — хлопки в ладоши на каждое слово.

Оторвали мишке лапу — поочерёдные хлопки по коленям разными руками. Всё равно его не брошу — щелчки пальцами разных рук в такт слов.

Потому что он хороший — притопы ногами.

  1. Чепуха.

Ани-ба-ни, тара-ба-на! – хлопки руками

Идет лисонька из бани!

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ. – притопы ногами

Хо, хо, хо! Ха, ха, ха! – хлопки руками

В речке плещется уха.

Хо, хо, хо! Ха, ха, ха! – хлопки руками

Вот какая петуха!

Хо, хо, хо! Ха, ха,ха! – хлопки руками, притопы ногами ордновременно.

Надоела чепуха!

  1. Смехота.

Смехота, смехота

Бьет барашек в ворота.

Уж и раз, уж и два – притопы ногами

Уж и раз, уж и два– притопы ногами

И ногами, и рогами

Бьет барашек в ворота.

Девочки и мальчики.

Хлоп-хлоп-хлоп! – хлопки руками

Прыгают как мячики.

Прыг, прыг, прыг! – прыжки

Ножками топочут:

Топ-топ-топ! – притопы ногами

Весело хохочут:

Ха-ха-ха! Хлопки руками


      5. Дождик: кап!

Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!         Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!                Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!        Топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха!                Вытягивают руки вперед ладонями вверх

 Мама:  ах, ах, ах!                Качают головой.

 Дождик: кап, кап, кап!        Хлопают ладонями по коленям.

  Туча: бах, бах, бах!        Топают ногами.

  1. Небо синее

Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

        В не-бе пе-се-нки зве-нят,

        Все ре-бя-та вверх гля-дят:

        Мно-го в не-бе пти-чьих стай,

        По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

  1. Капельки

 Назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

                Дождь по крыше заплясал,

                Капельками застучал:

                Вот одна, а вот другая,

                Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

  1. Столяры

                Будем дружно мы играть,

                Столяров изображать:

                И пилить, и строгать,

                Гвозди крепко забивать.

Под ритмичную музыку действия выполняются одновременно. Затем  меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая – подбадривает ее хлопками на сильную долю.

  1. Щелк – щелк

  Дети выполняют движения под слова потешки.

        Щелк.                     Правой рукой щелчок.

        Щелк.                      Левой рукой щелчок.

        Хлоп.                       Правой рукой по правому колену.

        Хлоп.                      Левой рукой по левому колену.

          Щелк.                       Правой рукой щелчок.

        Щелк.                      Левой рукой щелчок.

        Хлоп -  хлоп.            Хлопки перед собой.

        Все повторить 2 раза.

        Раз, два, три, четыре, пять.     Ладошки соединить,

                                                             пальчики  здороваются.

        Щелк.                                         Щелчок двумя руками.

        Хлоп.                                          Хлопок перед собой.

        Щелк.                                          Щелчок двумя руками.

        Все повторить два раза.

        Здравствуйте, здравствуйте,    все пальчики здороваются

        Здравствуйте,                             с большим по очереди.

        Р – р – р!                                     Круговые движения руками.

        Все повторить два раза.

  1.  Тук-тук

Мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука.                                                          Левая рука.

Тук.    (Стучат по полу по - очереди 2 раза)          Тук.  

Тук.    (Стучат по коленям по - очереди 2 раза)    Тук.

Справа.                                                                     Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками)       Тук-тук-тук.

Правая рука.                                                             Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди)                          Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед  и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

  1. Мухи и паук

В соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и

притопы (см. ноты ниже).

        На паркете восемь пар –

        Мухи танцевали.

        Но, увидев паука,

        В обморок упали.

  1. Если нравится тебе!

 Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки, щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).

                  Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

                    Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

                Если нравится тебе, то и другому покажи,

                Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

                Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

                Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

                Если нравится тебе, то и другому покажи,

                Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

        Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.

        В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:

                Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!

                Шлеп, шлеп! Топ, топ!

Текст может изменяться таким образом:

                Если весело живется, хлопай так!

                Если весело живется, хлопай так!

                Если весело живется,

                Мы друг другу улыбнемся,

                Если весело живется, хлопай так!!!

  1. «Три тучки» (немецкий детский стишок, перевод Г.Хохряковой)

                         Три тучки по синему небу ходили,

                         На башне старинной часы зазвонили:

                         Бим-бим-бим-бим-бам!- хлопки

                         Бим-бим-бам, бим-бам! - щелчки

Игры с использованием импровизированных музыкальных интрументов.

Цель: развитие координации  речи  с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Педагог выбирает вкачестве музыкальных инструментов шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

  1. Дождик. (стаканчики)

Дождик песенку поет: кап, кап.

Только кто её поймёт - кап, кап.

Не поймешь ни, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Дождик кап-кап-кап!

Где сучек давно засох,

Серый мох,мох,мох.

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзья,

Это я, я, я, я.

  1. Ежик и барабан (стаканчики)
    С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
    Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
    С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
    Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
    Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
    Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!

  1. Гномики -  прачки (палочки)

Жили-были в домике

Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики,Мики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать:
Токи рубашки,

Пики платочки,

Лики штанишки,

Чики носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

  1. Едем, едем на тележке (шарики, бусы)

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Листья шуршат (ш-ш-ш-ш),

птички свистят (фить-пирю, фить-пирю).

Белка па ветке орешки грызет (цок-цок).

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (замирают).

Едем, едем па тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Ручеёк журчит (болтают языком)

в речку он бежит (болтают языком).

Долго, долго ехали, наконец приехали! Ух! (хором)

  1. Ух, ложки! (деревянные ложки)

Дети стоят в кругу.   Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Онивыполняют движения с ложками:  

Такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

  1. Заинька – заяц (кубики)

          Дети стоят в кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого такта, одновременно ударяя кубиком о кубик.  С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.

                Зайка, зайка, заинька,

                Под кустом сидит.

                Зайка, зайка, заинька,

                Под кустом дрожит.

                Зайка, зайка, заинька,

                Под дождем промок.

                    Зайка, зайка, заинька,

                    Спрятаться не мог.

  1. Музыкальные кубики (кубики)

Для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия.  

Такт 1-4  -  Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево  правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

 Ребенок старается построить башню.   На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

        Кубик на кубик, кубик на кубик,

        Скоро будет дом готов!

  1. Ежик и барабан (барабан)

Стихотворение Г.Виеру

        С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

        Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

        С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

        Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

        Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

        Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

        Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

        И удары раздавались, бум-бум-бум!

        Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

        Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

        1вариант.  Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.

2 вариант.   Дети ударяют по маленьким барабанам.

  1. Воробьи, воробышки (палочки)

Дети выполняют ритмичные движения под музыку Е.Яновицкой.

Воробьи-воробышки                  стучат палочками по полу два раза,

                                                     Двумя руками справа, слева

Скачут под окном,                      по очереди скачут по полу

Воробьи-воробушки                  стучат палочками по полу два  

                                                      раза,

                                                      Двумя руками справа, слева

Кормятся зерном.                        Палочки держат вертикально и 3

                                                       Раза  стучат перед собой.

Мы зимой холодною                   стучат палочкой по полу 2 раза

                                                       справа и слева

 За ними приглядим,                    встречные удары палочек 3 раза в

                                                       Горизонтальном положении.

           Воробьям-воробушкам               стучат палочками по полу 2 раза,

                                                        двумя  руками справа, слева

Зернышек дадим.                          Перед собой.

  1. Дидили, дидили (деревянные палочки)

Русская народная потешка

        Дети делятся на две группы.

        1 группа.

        Дилили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

        Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривая, «звучащими жестами» в ритме изображают, как Маша

        Танцует.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

Заглянули  в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст и щелчками пальцев показывают, как Катя щиплет виноград.

 1 группа.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

           Заглянули под крылец – грызет Дуня огурец.

        В ритме хрустят жесткой бумагой.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Ваню видели

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

На полянке у колодца Ваня с курицей дерется.

На каждую сильную долю толкаются, изображая драку с курицей.

  1.  Веселый колокольчик  (колокольчики)

Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

  1. Веселый колокольчик –

Динь – динь -  динь.

Смеется и хохочет –

Динь – динь -  динь.

2. Он пел зимой чуть слышно –

Динь – динь -  динь.

Но снова солнце вышло –

Динь – динь -  динь.

3. И звонкие капели –

Динь – динь -  динь.

В ответ ему запели –

Динь – динь -  динь.

  1. «Весёлые подружки»

На экране изображение трёх кукол в разной одежде.

Дети, к нам в гости пришли подружки – Дашенька, Сашенька и Глашенька. Они очень любят плясать и хотят научить вас.

Далее педагог отстукивает или проигрывает на одном звуке определённый ритмический рисунок (так танцует Дашенька), детям предлагается повторить его, используя деревянные ложки или шумовые инструменты.

Затем «танцует» Сашенька (проигрывается другой ритмический рисунок) и Глашенька. Дети повторяют.

Игры с использованием музыкальных инструментов.

Цель: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).

Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям.

  1. Едем, едем на лошадке

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Санки скрипят!

Бубенчики звенят!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ветер шумит!

Дятел стучит!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Белка на ветке орешки всё грызёт!

Рыжая лисичка зайчишку стережёт!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ехали мы ехали, наконец доехали.

С горки – ух! В ямку бух!

  1. Веселые подружки

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры:  фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,  Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и  хотят вас научить.

 Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками.

Элементы музыкального театра.

Алгоритм работы со сказкой:

  1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
  2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
  3. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
  4. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в тоже время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, поддержать его творческие проявления.
  5. Озвучивание сказки.

Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие  фантазии и тренировка памяти.

Дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.  

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный

  1. Очень голодная гусеница

 Выберите тот инструмент, который по вашему мнению подходит под звуки, которые издаёт гусеница когда ест . Когда услышите выбранное вами слово, звените интрументом.

Ночью на небе очень красиво сверкали звездочки,

А на зеленом листочке лежало крошечное яйцо.

Утром взошло яркое солнышко

И пригрело крошечное яйцо… и вдруг из него вылупилась маленькая гусеница.

Гусеница была маленькая и очень голодная,

Чтобы такого съесть?  Подумала она и пошла на искать еду.

Так вот, в понедельник гусеница прогрызла

вкусное сочное яблоко

Но не наелась  и пошла дальше

Во вторник она прогрызла очень симпатичную грушу

Но все равно не наелась  и пошла дальше

В среду гусеница съела аппетитную сливу  Но опять не наелась  и снова отправилась на поиски еды

В четверг она прогрызла ароматную клубнику

В пятницу прогрызла очень вкусный оранжевый апельсин

В субботу она решила наесться от пуза и сразу приступила к делу: она прогрызла пирожное, мороженое, соленый огурчик, кусочек колбаски, леденец на палочке, ломтик сыра, кусок арбуза.

И к вечеру у нее конечно же разболелся живот.

В воскресенье она собралась с силами и пошла дальше,

она прогрызла сочный зеленый листочек

И ей, наконец, стало легче!

Теперь она не была голодной маленькой гусеницей, она стала большой гусеницей, толстой и сытой!

Она сплела вокруг себя домик-кокон

И просидела в нем две недели.

Потом проделала в коконе дырку

И вылезла наружу.

Только она была уже не гусеницей, а прекрасной бабочкой.

  1. Три медведя

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей, раскрашенные в русском стиле.

Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»?

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Педагог выводит фигуру медведя.  «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).

  1. Кто кого перепоет?

Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

1 куплет.  Во дворе два друга жили –

               Козлик и ягненок.

               Песни долго распевали,

               Чей же голос тонок?

Припев.     Ме-ме! Ме-ме-ме!

        Бе-бе! Бе-бе-бе!

        Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!

        Ме-ме-ме-ме-ме-ме-ме!

        Бе-бе-бе-бе-бе-бе-бе!

2 куплет.   Козлик рожки поднимал,

                Громко распевая.

               Друг ему не уступал,

               Криком подражая.

3 куплет.   Подошел к друзьям щенок:

                «Голос не срывайте,

                 Чтобы получился толк –

                 Ноты изучайте».

  1. «Весна - красна»

Пришла весна, зажурчали ручейки – вода в стаканчиках.

Только солнышка всё нет, спит оно, не просыпается и не пригревает землю.

А тут ещё набежали тучки и закапал дождик - треугольники

Весна - красна подумала, а может ветерок разгонит тучки и поможет разбудить наше солнышко – шуршит пакет.

Нет, не выглядывает солнышко.

Решила Весна разбудить солнце с помощью птичек и зверюшек.

Стала их всех звать.

«Эй, птички-невелички слетайтесь скорее , да спойте позвонче Прилетели птички, стали петь свои песенки – свистулька. 

Не слышит солнце, не выглядывает из-за тучек.

«Эй, зайчата, постучите, солнце наше разбудите»

Прискакали зайки и давай барабанить – барабан

Прибежал ёжик, зафыркал – маракасы в кулачке и насос

«Дятел, дятел помоги, своим клювом постучи» – ложки

И лягушки все проснулись, к солнцу спинкой повернулись. «Солнышко, ты нас согрей», и начали весело петь свои песенки квакушки – кастаньеты

А солнышко всё спит. А давайте все вместе попробуем его разбудить.   Играют все.

Услыхало солнце и проснулось. Протянуло свои лучики и стало всем тепло и весело.

  1. «Медведь»

Шел однажды медведь по лесу (барабан).

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). 

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). 

Завыл медведь, застонал, (голос) еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). 
–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка)и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка)
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

  1. «Зима в лесу»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму  (бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)        

И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону )

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

                       

  1. Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.(стучим пальчиками по барабану или коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.(ударяем палочкой по металлофону или бокалам)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (ударяем по треугольнику или подвешенной ложке)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, (используем деревянные ложки)

Грызли зёрнышки (проводим палочкой по рубелю или деревянной расчёске)

и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. (шуршим пакетом или бумагой) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (дуем в бутылку или в трубочки), но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (ударяем палочкой по металлофону или бокалам)

  1. Осенняя сказка

Тихо бродит по дорожке осень в золотой одежке (тихо бьют ладошками по барабану)

Где листочком зашуршит (маракасы)

Где дождинкой зазвенит (колокольчик)

Раздается громкий стук, это дятел - тук да тук! (деревянные палочки, кубики)

Дятел делает дупло, белке будет там тепло (ксилофон)

Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел (шуршалки (целофанновый пакетик)

Громче завывает, тучки собирает (тремоло бубнов)

Дождик - динь, дождик – дон, капель бойкий перезвон (треугольник)

Все звенит, стучит, поет - осень яркая идет! (все инструменты играют вместе)

Литература:

  1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет, М., 2007 г.
  2. Лебедева, Е. Л. Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми, имеющими нарушение речи / Е. Л. Лебедева.// Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6).
  3. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа., М., 2001г. Анищенко Е. С. Логопедическая ритмика.М.,2007г.
  4. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г. Internet ресурс: www.orff.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Электронное звуковое пособие «Конго» (Комплекс для развития чувства ритма и координации у младших школьников).

Этот ресурс (он рассчитан на 1-4 классы)  может применяться не только на уроках музыки. В процессе выполнения задания восстановятся кровообращение, тонус мышщ, бодрое настроение. Пособие «Конго» ...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе "

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у младших школьников....

План самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в...

"Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"

В ритмическом учебном пособии для младших классов ДШИ   показаны разнообразные формы работы при отработке ритмической группы четверть с точкой и восьмая.  В пособии пять ...

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста

laquo;Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»Автор: учитель музыки Норицына Анна НиколаевнаМладшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках...