Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания
картотека по логопедии (1 класс)
Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_dyhanie_chtenie.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ:
Встать ноги чуть больше, чем на ширине плеч, руки тяжелые, свободно опущены вниз. Приподняли плечи и как бы повесили себя на крючок. Повторить несколько раз.
ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ.
1. На стене две точки, вдох активный, выдох произвольный (о выдохе не думать). Поворот головы вправо, влево (как будто конкретно смотрим на точку на одной стороне и на другой). Вдох производится активный, при повороте головы, счет быстрый (20 раз).
2. Падение головы (шея расслаблена), вверх – вниз, вдох активный при падении головы вниз и поднимании её (20 раз).
3. «Ухо» - наклон головы вправо, влево (ухом достать плечо), плечи при упражнении не поднимать, шея расслаблена, активный вдох при наклоне (20 раз).
4. «Марш» - руки согнуты в локтях, разведены на уровне плеч, при сведении рук перед грудью (как бы обнимаем себя) активный вдох, одновременно шагаем, поочередно поднимая высоко колено. Активный вдох при поднятии колена и «обнимании руками грудь». Правая рука и левая рука чередуется (20 раз).
5. Делается то же самое упражнение, только ноги откидываются назад (стараться достать пяткой ягодицы). Ноги как бы отбрасываются. Активный вдох на одновременном «обнимании груди и откидывании ноги (как бы шагаем назад, 20 раз).
6. Ноги на ширине (чуть больше плеч), свободные, активный вдох при «обнимании» и при приседании (руками как бы подхватываем снег, черпаем, 20 раз). Обратить особое внимание на ноги, ноги должны быть свободны, попа не «отклячивается».
7. «Падение» - (как голова, только падает корпус). Активный вдох перед грудью и при падении, руки «обнимают грудь» вверху и внизу. Корпус падает, а не наклоняется (20 раз).
8. «3 точки, заворот» - ноги чуть шире, чем на уровне плеч. Первая точка к правой ноге, наклон – «обхват груди» - активный вдох. Вторая точка – центр, обхват, активный вдох. Третья точка – к левой ноге, обхват, активный вдох. Заворот – поворот корпуса за ногу (левую), обхват, активный вдох. Центр – обхват, активный вдох. Правая нога – обхват, активный вдох. Заворот за правую ногу, обхват, активный вдох. Центр и так далее (20 раз), счет активный.
9. «Лодка» - правая нога впереди, левая назад, наклоны корпуса вперед, назад. При наклоне к правой ноге, стараемся тянуться вперед (как бы гребля на вёслах). Одновременно наклон, обхват, активный вдох. Следить за ногами, шеей, все должно быть свободно, расслаблено.
10. «Дискотека» или «Канкан» - ноги произвольно выделывают «кренделя»: вперед, назад, заворот, канкан, в сторону. Руки одновременно на вдохе обхватывают грудь. Счет активный (20 раз).
После упражнения восстановление дыхания на звуках К П Т К (как курица крыльями) локтями по ребрам при произношении звуков.
После восстановления дыхания повторяется упражнение «Дискотека», темп увеличивается в два раза.
Опять восстановление дыхания.
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЗОНАТОРЫ
УПРАЖНЕНИЕ «ЖУК»
1. Корпус падает вниз (голова и шея расслаблены). Активный вдох на поднятии корпуса.
Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, подняты чуть-чуть вверх (как лапки жука). Ноги свободны, на ширине плеч.
Выдох на звук С (счет на восемь два раза, т. е. 16). На выдохе корпус падает, группируясь вниз (как бутон сворачивается).
Звук - З.
Звук – Ш.
Звук – Ж.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя, о любви, не меня ли вы мило молили, в туманы лимана манили меня. Сначала, вдох, на выдохе половина фразы, потом вдох и на выдохе, следующая половина фразы. Далее вдох и на выдохе вся фраза целиком.
Корпус внизу, вдох, на поднимании выдох на звук С (счет на восемь два раза), корпус выпрямляется (раскрывается как бутон). Звук начинает рождаться из «хвостика» и поднимается по позвоночнику, закрепляясь в позе «жука».
Звук – З.
Звук – Ш.
Звук – Ж.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя, о любви, не меня ли вы мило молили, в туманы лимана манили меня. Сначала, вдох, на выдохе половина фразы, потом вдох и на выдохе, следующая половина фразы. Далее вдох и на выдохе вся фраза целиком.
УПРАЖНЕНИЯ НА АРТИКУЛЯЦИЮ
Сесть (в позе лотоса), упали и постепенно выстраиваем позвоночник, сустав за суставом, разрушили, медленное отмирание, так же медленное восстановление – составление.
Челюсти расслаблены, находим кончиками пальцев замочек, как бы стекаем вместе с пальцами вниз, челюсть расслаблена (повторить пять раз).
Отпустить вниз челюсть, на столько, на сколько она расслаблена, не открываем, а расслабляем, она сама опускается. Это упражнение делается медленно, здесь не нужно торопиться. Когда челюсть расслаблена, правой рукой возвращаем ее на место (повторить 20 раз).
Фиксируем правой рукой нижнею челюсть, поднимаем верхнею челюсть (работают мышцы за ушами, повторить 20 раз).
Верхняя губа, рот свободный, губа поднимается наверх медленно, обнажаем зубы до корней (20 раз).
Нижняя губа – вниз (20 раз).
«Рамка» верхняя губа идет наверх, нижняя вниз, получается прямоугольник – рамка (20 раз).
Отдых – «Лошадка» - фыркаем.
«Веревочка» - медленно растягиваем губы, медленно собираем в «Клювик». Счет идет на восемь.
«Клювик» - пишем свое имя и ставим точку.
Берем в губы карандаш, пишем свое имя, голова , все в одной плоскости.
«Толстый язык».
«Острый язык». Чередование (20 раз).
«Уколы» - темп быстрый.
Отдых – облизывание губ (облизываем варенье с губ).
«Присоска» - присосать язык к нёбу, отлепить. «Щелчки».
УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКОЙ
∙ Пробка стоит между зубов.
∙ Пробка стоит над языком (за зубами).
∙ Пробка стоит под языком (за зубами).
Задача ученика проговаривать текст, чтоб было предельно понятно, о чем он говорит. После каждого упражнения с пробкой, текст повторяется без пробки.
УПРАЖНЕНИЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ГОВОРА И НА НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗВУКА (МЯЧ)
Кидаем мяч в стену, рука идет снизу. Сначала звучит ударный слог, потом предударный и ударный, после заударный. Например:
ДОЖ
ХУДОЖ
ХУДОЖНИК
После развернуться и положить это слово (на стол). ХУДОЖНИК, следить за правильным звуковым сочетанием и расстановке ударения.
УПРАЖНЕНИЕ НА ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (СКАКАЛКА)
Один и тот же темп движения (при прыжках и при произношении).
Темп при прыжках сохраняется, речь произношения стихов ускоряется в 2 раза.
Темп при прыжках увеличивается в 2 раза, стихи произносится в первоначальном темпе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений на развитие дыхания
Подобраны упражнения для развития дыхания ребенка....
Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания
Подборка материалов по теметичемким группам для развития речевого дыхания....
Методическое пособие "СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данное методическое пособие можно успешно использовать учителям начальных классов, а также изучать и применять роди- телям для развития артикуляционного аппарата младших школьников....
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ....
Картотека упражнений по развитию мышления
Картотека упражнений по развитию логического мышления у детей....
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата
Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стим...